Мотаун,
8 февраля 2009
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Весна идет;
Весне
дорогу!
Ну, во
всяком случае, в каком-то смысле.
А, если
вслушаться в то, как тает лет и трескаются льдины; что за музыку мы услышим
там? Мне кажется, или действительно нечто похожее на музыку Мотаун?
Кто же ты,
о Мотаун, приносящий весну?
Temptations
- Ain't Too Proud To Beg
Справочники
говорят: "Мотаун" (Motown), "Тамла" (Tamla) и еще несколько аналогичных
терминов - это разные названия одной и той же музыкальной фирмы, открывшейся
в Детройте в 1959 году и много лет выпускавшей популярную черную музыку
(теперь, наверно, политно корректно сказали бы "афроамериканскую").
Но это -
справочники. Они всегда очень сухи. Музыка Мотаун - это взрыв весны и
радости. Эффект, который эта музыка произвела на мир, словами описать
невозможно.
Профессор
Игги Поп говорит: "Музыкально, Мотаун был настоящей музыкой, не просто
рок-н-роллом. В школьном оркестре я познакомился с музыкой Равеля, Бартока,
Шуберта, даже немного Дебюсси - и вот то, что делалось на Мотаун, стояло в
этом же ряду. Их музыка привнесла в мэйнстрим подлинное качество. Именно
существование такой музыки помогло мне когда-то уйти с пути, уготованного
мне обществом, и сказать себе: "Я буду музыкантом".
Музыка
Мотаун, наверное, была пиковой формой искусства послевоенной Америки".
Вот так
говорит профессор Игги Поп, а я скажу проще: "Никогда не было другой такой
истории и никогда не будет".
Supremes
- Where Did Our Love Go
Мотаун -
"город моторов" (то, что по-человечески называется Детройтом) назывался так
из-за моторов в самом буквальном смысле этого слова. Это был автомобильный
центр США. В первой половине века и во время Второй мировой войны туда
съехались сотни тысяч рабочих (все больше черных) с юга Америки; и талантов
там было полным-полно. И вот одному человеку как-то пришло в голову, что
негоже этим талантам пропадать зря.
Основателю
фирмы "Мотаун", молодому боксеру, любителю музыки и искателю счастья Берри
Горди (Berry Gordy) пришлось, в числе других работ, поработать на Фордовском
конвеере.
"Я увидел,
как на конвейер ставят пустую металлическую раму, а с другого конца выходит
сияющий новый автомобиль.
И мне
пришло в голову: почему бы мне не создать музыкальную компанию с таким же
конвейером; чтобы люди приходили с улицы в одну дверь никому не известными,
и мы бы учили их всему: как ходить, как говорить, танцевать, петь - чтобы,
выходя в другую дверь, они уже выходили оттуда звездами. Такова была наша
цель. И это происходило: не с каждым, но очень-очень часто."
Mary
Wells - My Guy
Для начала
Берри Горди пришел к родителям на поклон и попросил у них дать ему взаймы
тысячу долларов из семейного фонда. Хотели было родители ему отказать, но
сестры заступились - и Берри получил желанные деньги; ну не тысячу, столько
у них не было - получил восемьсот долларов.
На эти
деньги он подыскал и купил двуххэтажный деревянный дом: на втором этаже
поселился сам, на первом был офис, а внизу - в подвале - построили студию
звукозаписи.
И начали искать таланты; с кем-то Горди был давно знаком, кого-то откапывали
по клубам.
Через пару
лет, когда дела пошли хорошо, Горди купил еще пару домов по соседству, и
устроил в них все остальные офисы - от фотоателье до студии мастеринга и
зала для репетиций. Ну, а что с музыкой?
А с музыкой
вот что - мало того, что сам Берри Горди писал отличные песни; он создал в
компании такую атмосферу абсолютной концентрации на музыке, что там
оставались только люди, которым было, что внести в эту музыку. А поглядев на
жесткие отношения, существовавшие тогда в компаниях звукозаписи между
бизнесом и артистами, Берри поклялся, что все все сделает наоборот.
И - вместо
того, чтобы создавать своеобразную "Фабрику Звезд", создал не фирму, а
семью; где все творческие, деловые и технические аспекты были собраны под
одной крышей. На Мотауне авторы, исполнители, продюсеры, музыканты, студия,
гастрольная система и мерчендайзинг - все вместе с гордостью занимались
вместе одним делом.
Как говорил
Smokey Robinson, школьный друг Берри Горди и по совместительству - один из
крупнейших аритистов "Мотаун": "Я вам гарантирую, что по всему миру, в
каждом городочке, в каждой деревеньке, в каждом огромном городе -
тьма-тьмущая талантов. Разница только в том, что в Детройте у нас был Берри
Горди. У нас был человек с миссией, с виденьем, и у него была сила характера
и все остальные качества, что воплотить эту мечту в реальность".
Stevie
Wonder - Too High
"Наверное,
меньше одного процента людей достигают своего полного потенциала, что
значит, что остается 99 процентов, с которыми я могу работать. Я думаю, что
успех и неудача проистекают изнутри человека, а не снаружи. Моим делом было
научить людей всегда быть самими собой, чтобы каждый звучал, как может
звучать только он и никто более. Diana Ross звучала не так как Marvin Gaye,
а Marvin - не так, как Stevie Wonder. Дело было только в том - кто ты и что
ты чувствуешь. Это и выливалось в песни и делало их такими изумительными. И
это делало звук Мотауна уникальным; потому что каждый пел то, что чувствовал
сам".
Martha
& Vandellas - Dancing In the Street
Хороший
вопрос, конечно - так что же такое "Звук Мотаун"?
Сам Горди отвечает на этот вопрос так: "Это комбинация всего, что я знал.
Когда люди просят опредилить его, я обычно говорю: "крысы, тараканы, душа,
яйца и любовь". Мы вышли из мира, где мы только это и знали. Песни были
построены на правде. Мы писали и пели о том, кем мы были сами; никто не
пытался представить себе воображаемого слушателя и решить - чего бы ему
хотелось. Но дело-то в том, что мы обычные люди; поэтому если мы чувствуем
что-то по какому-то поводу, то, вероятно, очень много других людей чувствует
то же самое".
И все было
построено на безупречном фундаменте: домашний бэнд фирмы Мотаун - "Братья
Фанк" - был, вероятно, лучшим ансамблем такого типа в Америке; а
аранжировками и писанием песен занимались настоящие гении-самородки. И - в
дополние ко всему, каждую пятницу вечером, весь состав компании собирался и
вместе отслушивал плоды трудов за эту неделю, чтобы выбрать самые лучшие
песни - и только они и шло в дело.
Отсюда и
неувядающее влияние их музыки. Как говорил тот же самый Игги Поп: "Музыка
Мотаун для меня - это как будто я куда-то еду, и мне даже в голову не
приходит беспокоиться о парковке".
А гитарист
Капитана Бифхарта (Captain Beefheart) Гари Люкас (Gary Lucas) однажды шел по
Манхеттену, как вдруг остановился, задумался, а потом, не снимая своей
черной шляпы, сказал так: "Музыка Мотаун - это безупречное изготовленные
поп-синглы, звучащие как симфонии".
А Гари
Люкас был известен в городе тем, что никогда не говорил ничего лишнего.
Temptations
- Papa Was A Rolling Stone
Музыка
Мотаун, мало того, что охватила всю Америку - перекинулась и на другие
континенты.
И
естественно, в провинциальной Англии молодые люди и их девушки воспринимали
эту музыку как манну небесную. "Мы вслушивались в песни Мотаун, песню за
песней, и недоумевали - ну как они добиваются этого волшебства?" -
вспоминает Пол Маккартни.
Неудивительно,
что в репертуар Битлз (да и почти любой британской группы) входило изрядное
количество песен детройтского семейного кооператива.
Когда же в
1964 году Битлз возглавили культурный крестовый поход на Запад, более
известный как "британское вторжение", это пришлось очень кстати. А
основатель и глава Мотауна Берри Горди говорил: "Мы были в восторге, что
Битлз записали целых три наших песни; для нас это было не просто радостью -
это делало нам честь; мы никогда не ожидали, что такое может случиться".
Marvelettes/Beatles
- Please Mr. Postman
Я уже
упоминал Смоки Робинсона: певца, аранжировщика, композитора, продюсера и
главу группы " Smokey Robinson and The Miracles".
Джордж
Харрисон так всегда любил его, что посвятил ему - небывалый случай - целых
две песни. И есть за что - песни Робинсона - как концентрированный солнечный
свет.
Смоки
Робинсон - как говорит про него сам Горди - "один из самых невероятных
поэтов и великих авторов всех времен", был задействован в работе Мотаун
почти с самого начала; и вот он вспоминает о методах работы:
"Я написал
одну песню, сыграл ее Горди, и он сказал: "Не надо ее никому отдавать. Я
хочу, чтобы ты записал ее сам. Мне нравится, как здесь звучит твой голос".
Так что мы
записали эту песню, выпустили ее, она пошла в магазины и с ней было все в
порядке - и тут в три часа ночи раздается звонок, на проводе Горди, он не
может уснуть, песня беспокоит его.
"Ты
неправильно к ней подошел. Я хочу там все поменять". Я говорю: "ОК, как
скажешь". Он говорит: "Нет, прямо сейчас. Звони ребятам из группы, чтобы щли
в студию".
Так что мы
собрались в студии в три часа ночи, все, кроме пианиста: Горди поменял все -
ритм, звук, и сам сыграл на пианино. И эта версия песни стали огромным
хитом. Это был первая пластинка Мотаун, продавшая более миллиона
экземпляров. Вот так мы и работали на фирме Мотаун".
Smokey
Robinson - I Second This Emotion
"Люди
слушают, как звучат наши песни и говорят: Ага; у них больше баса. Или - у
них барабаны играют вот так.
А дело совсем не в этом.
Когда к нам
пришел первый успех, люди начали приезжать из Германии, Франции, Италии -
отовсюду. Просто, чтобы записаться в Детройте. Они решили, что это - что-то
в местном воздухе; вот приедут они, выставят микрофоны прямо на улице и у
них получится "звук Мотаун".
Так вот что
я вам скажу: для меня это звук, который нельзя услышать ушами. Это духовный
звук; они исходит от людей, которые творят эту музыку. Потому что здесь у
нас только одна студия, а мы записываемся в Чикаго, Нэшвилле, Нью-Йорке, Лос
Анжелесе - и звучит все так же".
Дело - в
духе.
Supremes
- Stop! In The Name Of Love
И то, что
говорит Горди, очень даже похоже на правду. Посмотрите сами - совершенно
невероятное дело: эта музыка существует вне времени, она отказывается
стареть.
Песни
Мотаун вдохновляли Битлз и Стоунс, Лу Рида и Игги Попа; но пришло следующее
поколение - и оно танцевало под эти ритмы все с тем же восторгом.
Вышеупомянутый
Youth - басист первейших панков Killing Joke и теперешний коллега Маккартни
по "Fireman"- вспоминает: "для нас не было разницы между Sex Pistols и
Motown", а ударник "Clash" "Topper" Headon говорит, что музыка Temptations
была для него самым большим вдохновением.
Прошло еще
несколько поколений и - вопреки всякой логике - теперешние музыканты говорят
то же самое.
В этом году фирме Мотаун исполняется 50 лет; журналисты поймали Берри
Горди и спросили у него: "Ну и как?"
Берри
засмеялся и сказал: "Одно могу сказать: на 50 лет это непохоже. Я смотрю,
что все, что происходило, и это не умещается в голове - как мы могли все это
успеть всего за 50 лет. Это как сон - что все это было сделано, и я уверен
причина этого - в том, что делать это было нам в радость".
Они
изначально выбрали путь, у которого было сердце.
Martin
Gaye - Sexual Healing
А все дело
в том - какое настроение счастья создает эта музыка.
"Песни
Мотаун передают звук того, как ты влюбляешься". Как говорил один святой:
"Люди могут быть разных цветов, но восторг, испытываемый ими - один и тот
же. Коров много, а молоко одно". Вот к нему и следует стремиться - потому
что только этот Божественный восторг и важен в жизни.
И поэтому -
"опьяняющие карманные симфонии" семейного кооператива Берри Горди - одно из
великих сокровищ человечества.
Спасибо им
и спасибо вам!
The
Four Tops - I Can't Help Myself
|