Франц Шуберт,
15 февраля 2009
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Когда-то
давным-давно, когда Битлз казались культурному миру низколобой волосатой
шпаной, ведущий музыкальный критик Англии Уильям Манн со страниц газеты
"Times" поразил всех высоколобых снобов в самое сердце, назвал Леннона и
Маккартни "величайшими авторами песен со времен Шуберта".
Прошло
время: и скорее поздно, чем рано, мне все-таки захотелось узнать - а что же
он имел в виду? Музыку Битлз я знал достаточно неплохо; и мне захотелось
узнать - так что же с Шубертом?
Franz
Schubert - Ave Maria
Вот,
безусловно, одна из величайших песен, когда-либо написанных в Поднебесной -
"Аве Мария" того самого Франца Шуберта. Музыкальный критик газеты "Times"
оказался во всем прав.
Как
подлинный гений, Шуберт не просил от жизни многого; создается ощущение, что
для полного счастья ему было достаточно писать музыку, страницу за страницей
бесконечных партитур, не заботясь даже о том, чтобы эта музыка когда-либо
была исполнена. Он говорил одному из своих друзей: " Меня должно содержать
государство; единственное, зачем я появился в этом мире - это сочинять
музыку".
Franz
Schubert - Symphony 5 (B flat), Andante
Франц
Шуберт родился в Вене в самом
конец XVIII века - 31 января 1797 года. Он был 12 ребенком в семье : отец
его был учителем, мать (до того, как вышла замуж) - служанкой.
Родился,
проявил себя гением и умер; и когда через сорок лет после его смерти мир,
наконец, сообразил, что Франц Шуберт был одной из величайших фигур
европейской музыки, то узнать что-нибудь про него как
человека, оказалось невозможным. Что, безусловно, придает ему некоторое
сходство с Рамзесом IV.
Подобно
многим великим композиторам, Шуберт с детства
выказывал незаурядную одаренность в музыке.
Когда ему
было 11 лет, его основной учитель музыки сказал, что ему нечему учить этого
мальчика: "Этого обучал сам
Господь Бог!". Другой его учитель писал позже: "Если я хотел научить его
чему-то новому, я вдруг выяснял, что он знает это лучше меня. Поэтому я
просто разговаривал с ним и следил за тем, что он делает с молчаливым
изумлением".
В 15 лет на
него обратил внимание сам Антонио Сальери, учеником которого по композиции и
стал юный Шуберт. И все пошло на лад.
Franz
Schubert - Symphony 2, Andante
А время
было удивительное. Закончилась так называемая Эпоха Просвещения,
когда людям на время показалось, что можно обойтись одним разумом. Но как
только в жизнь вошли телеграф, паровая машина и заводские окраины, желание
опираться на разум как-то быстро сошло на нет. Началась эпоха романтизма,
когда воспевались неповластные рассудку дикие чувства, и единственным
социально приемлемым поведением считалось стоять ночью в бурю на вершине
скалы и, проклиная все, сверкать глазами.
Поэтому в
начале XIX века в европейской музыке царствовал один композитор - Бетховен.
По общепринятому мнению, он сверкал глазами ярче всех. Все остальное, что
происходило в мире, происходило в его тени. И если кому-то это и удалось
выбраться из этой тени, то только Шуберту. Собственно, он и в нее и не
залезал.
И -
несмотря на то, что Шуберт, естественно, благоговел перед Бетховеном, он,
однако, оказался единственным композитором, который был от Бетховена
совершенно независим.
К тому же
как раз в это время с музыкой происходила великая перемена. Как замечает
Harold Charles Schonberg: "В первые декады XIX века музыка вышла из королевских
дворов и аристократических салонов на рынки".
Примером
того может служить "вальсовое безумие", случившееся в начале XIX века;
только в Вене в праздничную ночь могло одновременно происходить
более полутора тысяч балов.
Музыка
действительно стала достоянием обычного человека. На этом фоне и происходила
жизнь и музыкальные приключения Франца Шуберта.
Franz
Schubert - Octet F maj. D72. Allegro
В отличие
от неплохо разбиравшегося в общественном устройстве Бетховена, Шуберт с
аристократией никогда не общался. Он отлично
чувствовал себя в среде венской богемы и этой жизнью и жил: всегда без
денег, в кафе, ночуя где-то по друзьям. И именно для своих друзей - круга
венской богемы: музыкантов, художников, литераторов - он и писал свою
музыку.
А писал
при этом все в голове. Он говорил, что пианино
"мешает ему сосредоточиваться". Своего инструмента у него,
конечно, никогда не было; не было даже денег, чтобы его арендовать.
Если же возникала срочная необходимость в пианино, всегда можно забежать к
кому-то из друзей. Да что говорить: даже нотную бумагу ему покупали
преданные поклонники. Шуберт и деньги действительно существовали в разных
вселенных.
Одно время
Шуберт и его ближайшие друзья - художник Мориц фон Швиндт и Эдуард фон
Бауэрнфельд - даже прожили несколько лет своеобразной коммуной, в которой
не было частной собственности; шляпы, туфли, одежда, деньги - все было
общим. Счета оплачивал тот, кому сегодня повезло раздобыть денег.
Да и образ
жизни у Шуберта был самый хаотичный. Если он не мучался похмельем, то с 9
утра до 2 дня он писал музыку каждый день (как он сам
говорил: "заканчивая одну вещь, я сразу же начинаю другую"); закончив же
писать, он шел гулять по городу, и если не был приглашен к кому-то на обед
или вечеринку, до полуночи просиживал в кафе - пил кофе и вино, курил,
читал газеты и веселился с друзьями.
Назавтра
все начиналось сначала.
Franz
Schubert - String Quintet in C. Adagio
Даже
домашние концерты, как выясняется - изобретение Франца Шуберта и его друзей: просто в Вене того времени они назывались не "квартирники", а
"Шубертиады".
Суть их была в том, что кто-то из обеспеченных друзей Шуберта устраивал
вечера, целиком посвященные его музыке - Шуберт приходил, садился за фортепиано и
собравшиеся пели его песни, исполняли камерные произведения и играли с ним в
четыре руки. Когда же музыка кончалась, переходили к обеду, танцам и
шарадам.
А потом Шуберт с ближайшими друзьями опять шел выпивать легкие вина в одно
из своих излюбленных кафе.
Боже, как знакомо все это звучит!
Franz
Schubert - Symphony 6 in C
Вообще-то,
созерцая
мир классической музыки, сложно не придти в изумление: большая часть
композиторов, даже в те не самые благополучные времена, доживала до очень
приличного возраста. Шуберт, как и Моцарт - печальное исключение; он прожил всего 31 год.
Но за отпущенное ему время написал невероятное количество музыки - около
шестиста песен, девять симфоний, камерная музыка, церковные музыка,
фортепианные произведения...
Да писал он с нереальной скоростью. Рассказывают, что даже самые свои
сложные симфонии он записывал прямо на ноты; без предварительных разработок.
Сохранилось несколько свидетельств очевидцев: все они звучат
довольно
одинаково. Шуберту дают в руки листок с неизвестными ему стихами; он
несколько минут меряет комнату шагами, внимательно глядя в этот листок, потом
требует лист нотной бумаги, начисто записывает музыку на эти стихи и
говорит: "А что - очень даже неплохо". Вечером написанное им исполняется на
публике и объявляется очередным шедевром.
Сложно представить
себе, но (если не считать небольших вечеринок)
публично музыка Шуберта была исполнена только один раз в течение его жизни, когда однажды его
друзья скинулись, сняли концертный зал и наняли оркестр. Увы! Ни одна
венская газета даже не сочла нужным поместить об этом хотя бы одну строчку.
Шуберт писал блестящие симфонии, но никогда не слышал - как они звучат.
Franz
Schubert - Symphony 3, Allegretto
Бетховен,
редко о ком говоривший хорошо, сказал все-таки однажды: "В Шуберте есть
искра Божия".
А Роберт Шуман писал о музыке Шуберта: "Можно не опасаться, что эта
музыка когда-нибудь окажется незамеченной или забытой. Она несет в себе суть
вечной молодости".
А император Вэнь заметил однажды:
"Тот, кто следует легкости Неба и свободной простоте Земли, владеет всеми
началами творения. Мудрец, овладевший этим, находит наилучшее место -
посреди, между Небом и Землей."
И что бы ни говорили про Франца Шуберта, эти слова лучше всего описывают
его музыку.
Спасибо вам, дорогие мои!
Franz
Schubert - Symphony 5 (B flat), part 1
|