"С днем рождения, Джон",
9
октября 2005
послушать запись на сайте Радио России
Сегодня - 9-е октября. Я поздравляю всех с днем рождения Джона Леннона!
Если бы он был жив, ему было бы 65 - а музыка, написанная им осталась вне
возраста, вне времени, и лучший метод отпраздновать его день рождения - это
послушать песни, имеющие в нему самое прямое отношение; песни, которые он
сам любил. Постоять в солнечном свете его голоса.
А что говорят старейшины?
Аарон Копланд, великий американский писатель, сказал: "Если вы хотите узнать
о 60х, слушайте Битлз".
А Ян Макдональд сказал: "Битлз изменили историю и нашу точку зрения
настолько, что их аура навсегда останется в популярной культуре".
А начались Битлз, по сути дела, именно с Джона Леннона. Его мать, в которой
он души не чаял, погибла, когда он был совсем ребенком, и эта трагедия
наложила отпечаток на всю его жизнь. Он нашел спасение в рок-н-ролле. Он
сказал: "Рок-н-ролл был настоящим, а все остальное было ненастоящим."
Леннон и Маккартни встретились 6 июля 1957 года на школьном вечере в церкви
Св.Питера в Ливерпуле, на котором выступала группа 16-летнего Джона - The
Quarrymen.
Джон был впечатлен тем, что Пол знал много аккордов и умел настраивать
гитару, и решил взять его в группу. Это было историческое и великолепное
решение. Так родился самый лучший дуэт в истории музыки.
Beatles - It Won't Be Long
Эта песня
имела большое значения для Джона - он даже задумывал переписать ее заново
после ухода из Битлз (хотя, понятное дело, ему оказалось не до этого). По
мне так запись 63го года и так совершенна настолько, насколько может быть
совершенным музыкальное произведение.
В ту пору Леннон и Маккартни
действительно писали песни вместе, где-нибудь в номере отеля после концерта;
брали гитары и играли, подстегивая и помогая друг другу - надо сказать,
идеальный вариант создания песен.
Для этого и существуют группы - когда человек пишет песни один, его может
занести; а когда рядом друзья, они всегда могут подставить плечо, вставить
аккорд-другой или посмеяться над неудачной строчкой - глядишь, и еще один
корабль готов в большое плаванье.
И корабли у Джона с Полом (не без помощи
Джорджа) получались на редкость удачные.
Beatles - In My Life
А в апреле 66-го года Джон Леннон вновь разразился эпохальным
манифестом. Битлз оказались от играния концертов и сели в студию. И первая
же песня этого нового периода - "Tomorrow Never Knows" положила начала новой
революции в музыке и вывела Битлз из состояния девических идолов в положение
пророков или богов.
В основе песни - текст тибетской Книги Мертвых, переработанный Гуру
"психоделической революции" Тимоти Лири. Леннон даже хотел, чтобы вторую
половину песни пели Далай-Лама с тысячью тибетских монахов на горной вершине
- но техническое осуществление этой идеи было немного проблематичным,
поэтому Джону пришлось петь самому.
Как чисто событие звука, эта песня была беспрецендентным событием. Как
философское заявление - умные критики говорили, что эта песня бросила вызов
не только семи векам европейской музыкальной культуры, но и основным
положением западной цивилизации. И все это - за три минуты.
Beatles - Tomorrow Never Knows
Для
большинства людей, такой песни как " Tomorrow Never Knows " было бы
достаточно, чтобы навсегда остаться в истории. Но через полгода Леннон
вновь опередил всю планету, создав то, что много десятков лет считалось (да
и будет считаться) "лучшей записью за всю историю рок-н-ролла". Даже Джордж
Мартин, продюсер Битлз, обычно скромный и немногословный , назвал ее
"тональной поэмой - что-то вроде современного Дебюсси".
Никто из живущих на земле никогда не удавалось сотворить что-то, где чувство
и фантазия выражались бы так прямо, спонтанно и оригинально.
Strawberry Field Forever.
Леннон говорил, что он всегда мечтал написать свою собственную "Алису в
Стране Чудес" - но песнями 1966-69го годов он сделал значительно больше -
создал дверь в новую вселенную. Эта дверь открыта до сих пор, и каждый, кто
очень хочет, может туда войти.
Beatles - Strawberry Fields Forever
А
вот еще одна песня, которую сам Джон считал одной из своих лучших. Критики
часто обсуждали ее, гадали о ее смысле и копались в тонкостях записи...
Оставим это критикам, пусть балуются. Джон говорит на языке сердца,
непонятном рациональному сознанию. |
Beatles - Happiness Is A Warm Gun
А
потом Битлз кончились вместе с эпохой, их породившей и давшей им
Божественные крылья. Леннон чувствовал это острее всего и рвался дальше.
Встреча с японкой-авнгардисткой Йоко Оно дала ему необходимую решимость
двигаться дальше, несмотря ни на что. И тогда он сказал, что Битлз - это
сон, что он больше не верит в них, а верит только в себя - в Йоко и в себя.
John Lennon - God
Когда-то давно именно эта песня
показала мне, что песни нужно писать на родном языке - с этого и начался
Аквариум. Но это так, отвлечение. Тем не менее: "Спасибо, Джон!"
А вот еще история.
С детства Леннон был поклонником безумного американского
продюсера Фила Спектора, который во многом и создал звук рок-н-ролла в том
виде, который был Джону мил и люб. А будучи одним из Битлов, Джон имел
возможность непосредственно с ним познакомиться - и когда Битлз остались
позади, сначала поручил ему доделать финальный альбом Битлз "Let It Be"
(что, наверное, все-таки было ошибкой), а потом стал работать с ним сам - и
подход Фила Спектора, прямой и бескомпромиссный, украсил несколько
выдающихся сольных песен Джона.
Мгновенная карма! Кровь так и кипит!
John Lennon - Instant Karma
А
вот - прямая речь:
"Я не циник. Они ошибаются, судя обо мне по каким-то вещам, которые я
написал или сказал. А так нельзя. Я ненавижу ярлыки. Я немного циничен, но
никак не циник.
Иногда сегодня ты подтруниваешь, завтра - циник, а послезавтра относишься ко
всему с иронией. Я циник по поводу большинства того, что люди принимают как
должное. Я циник во всем, что касается общества, политики, газет,
правительства. Но я без цинизма отношусь к жизни, любви, доброте, смерти.
Вот почему я не люблю, когда меня называют циником."
John Lennon - Mind Games
В
1980-м году Джона не стало. И, что бы ни писали сплетники журналисты, бывших
участников Битлз связывало что-то, гораздо большее, чем просто дружба. И,
может быть, не сказанное в жизни отлилось в песни.
Джордж посвятил Джону
песню "All Those Years Ago", на которой впервые за 10 лет объединились трое
оставшихся участников Битлз; и в этой песни сказал то, что он, никогда,
наверное не говорил Джону лично: "Именно ты сказал, что все, что нам нужно -
это любовь; тогда, много лет назад".
George Harrison - All Those Years Ago
А
Пол написал песню "Here Today" с такими словами - "если бы я сказал, что
хорошо знал тебя - что бы ответил, будь ты здесь сегодня? Ты бы,наверное,
рассмеялся и сказал, что мы жили в разных мирах... но что до меня, то я не
могу больше сдерживать слез. У тебя в запасе всегда была улыбка для меня, а
я любил тебя и счастлив, что ты появился в моей жизни".
Paul McCartney - Here Today
Я
уже рассказывал, что через 14 лет после гибели Джона Леннона трое
оставшихся в живых членов Битлз объединились еще раз, чтобы доработать
запись, сделанную Джоном в 1977 году у себя дома в Нью-Йорке.
Виртуальное воссоединение в цифровом мире.
Они подошли к делу, как если
бы Джон уехал на каникулы и оставил им полуготовую песню с просьбой ее
закончить. А запись - на само деле, странная; голос звучит как будто из
другого мира. И, знаете, когда дело касается Битлз я сам почти что готов
верить в любую мистику - не как если бы эта песня изначально была для
этого предназначена; а что, с другой стороны - в Тибете бывали истории и
постраннее.
Так или иначе - это получилось посланием для нас сегодня. Поэтому - еще
раз: Джон умер! - Да здравствует Джон!
С днем Рождения! Мы любим тебя! Beatles - Free As A Bird
|