Brian Eno, Part 3. Продюсер,
28 марта 2010

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте! Сегодня
мы вновь возвращаемся в магический и неповторимый мир Брайана Ино. Серия третья,
в которой наш герой становится продюсером.
 Eno-Cale
- Lay My Love
Всем хорош Брайан Ино - и удивительную музыку
пишет, и изобретает
новые духи, и телевизоры набок ставит (то есть занимается визуальным
творчеством), и лекции читает, и книги пишет - но особенную славу ему
принесло сотрудничество с другими людьми.
Собственно
оно дало ему громкое имя и репутацию. Ведь Брайан Ино сегодня - один из
важнейших музыкальных продюсеров или, другими словами, звукорежиссеров мира
Хотя, пожалуй, тут нужно отвлечься и пояснить - что же такое за птица - этот самый режиссер
звука, он
же - продюсер.
Вот, скажем, написал человек песню. Он приходит к другому человеку, поет ему эту песню и говорит: а теперь давай ее
запишем. А его друг это, которого отныне можно называть "продюсер" - а давай
переставим все части этой твоей песни местами и позовем детский хор, симфонический оркестр и
турков с барабанами.
И потом - приняв таким образом на себя ответственность за звук, следит
чтобы запись вышла на лучшем уровне.
Такова,
во всяком случае, идея продюсерства. Ведь часто человек, написавший песню,
слишком вовлечен в нее, чтобы услышать ее беспристрастным ухом и решить -
как же ее записать оптимальным образом.
Лучшим
примером такого продюсерства был продюсер Битлз Джордж Мартин, которого не
зря называли "пятым Битлом". Он отслушивал только что написанную Ленноном и
Маккартни песню, предлагал инструментальные ее решения, писал аранжировки,
приглашал требуемых музыкантов, следил за тем, чтобы все было сыграно и
спето оптимальным образом, а потом кропотливо сводил все, чтобы в
итоге получился шедевр. Вот именно этим и стал заниматься Брайан Ино
 David
Bowie - Yasassin
Вот
именно этим и занимался Ино.
А поскольку
выявлять лучшее в музыке людей у него получалось с большим успехом, Ино
быстро превратился в именитого продюсера.
Он работает
с такими гигантами, как Дэвид Боуи, Talking Heads, Ultravox, U2, Coldplay,
Звуки Му; занимается экспериментами с Робертом Фриппом и Дэвидом Берном - а
на досуге вывел в люди еще десятка два когда-то никому не известных, а
теперь у всех на устах - Laraaji, Harold Budd, Jon Hassel...
Ну, может
быть про "у всех на устах" я немного преувеличил; но благодаря
сотрудничеству с Ино, эти люди стали пользоваться чрезвычайно хорошей
репутацией в узких, но очень существенных кругах.
Вот,
например, обнаруженный однажды Брайаном Ино в Нью-Йоркском Центральном Парке
- бывший актер, а ныне - "Смеющийся Гуру В Хламиде До Пола", игрок на
электронной цитре по имени Laraaji.
 Laraaji
- The Dance #2
Еще
одним композитором, которого Ино записал и продюсировал, был Harold Budd.
Выросший на
краю Мохавской Пустыни, выпускник Университета Южной Калифорнии, Бадд был с
детства вдохновлен звуком ветра из пустыни, звучащего в телеграфных
проводах. Такая у него и музыка. Однажды кассета с его музыкой попала в руки Ино и он начал
действовать немедленно - он позвонил Бадду и вскоре за свой счет выписал его
для записи в Лондон.
Бадд
вспоминает: "С тех пор прошло 30 лет, но я отлично помню, как Ино пригласил
меня домой и поставил записи, которые они делали с Робертом Фриппом. Для
меня это было открытием параллельной вселенной; я-то в своей наивности
думал, что я один занимаюсь такой музыкой. Это был магический момент,
которого я не могу забыть".
Запись
шла быстро и точно. "Ино управлял процессом в лучшем смысле этого слова. То
есть, он точно знал - что нужно сделать и кто может это сделать лучше всех".
 Eno-Budd
- First Light
Не все,
что продюсировал Ино, оказывалось заповеднике
экзотической музыки. Некоторые его труды становились очень даже популярны.
В мае
1977-го года знакомый журналист вытащил Ино на первый лондонский концерт
новой нью-йоркской группы "Talking Heads". Ино был впечатлен
услышанным и
подружился с группой, особенно с их угловатым певцом по имени Дэвид Берн.
"Мы просто
стали друзьями" - вспоминает Берн, "о музыке мы особенно не говорили".
К тому
же и Ино, и Берн, и гитарист Talking Heads Джерри Харрисон были заядлыми
библиофилами, и общение между ними задалось на славу. "Я смотрел на его
книги"- вспоминает Харрисон - "и понимал, что половина его библиотеки у меня
и так есть, а вторую половину я очень хотел бы прочитать".
Тем
временем Ино уже думал о том, что можно сделать вместе с группой. "Я
их позвал к себе домой и дал послушать несколько треков африканской музыки с
альбома Фела Аникулапо Кути; я помню, что говорил: Послушайте внимательно,
это - будущее музыки". И он, как всегда, был прав.
Кончилось
это тем, что Ино стал продюсером трех альбомов "Talking Heads". Соучастники
говорили, что записывают "трансцендентную музыку духов для безбожного
Запада".
 Talking
Heads - Listening Wind
В этот
же период Ино вдвоем с Дэвидом Берном записали экспериментальный альбом "Моя
Жизнь В Кусте Духов" (по названию гениальной книги африканского народного
сказителя Амоса Тутуолы).
Тут они
поступили по-другому: записав с помощью приглашенных и знакомых музыкантов
ритмические дорожки, они, чтобы избавиться от нескромной привычки петь самим
и - упаси Господи! - стать из-за этого звездами, начали монтировать в свои ритмические
пейзажи всякие голоса - от пойманного где-то по радио арабского пения до
записанных прямо на улице бродячих проповедников.
Вдобавок, в
ритмике песен широко применялись так называемые "найденные объекты" - то
есть все, что угодно, звучащее, по чему можно было колотить. Берн
вспоминает, что иногда, например, они использовали обычную ударную
установку, но вместо басового барабана ставили картонную коробку, а вместо
рабочего барабана - сковороду.
Работа
удалась на славу. Кэйт Буш замечает, что альбом "оставил огромный след на
популярной музыке", а критики говорили и говорят, что это была "работа первопроходцев,
открывшая
бесконечное количество новых стилей".
 Eno-Byrne
- Regiment
Однако,
главная кооперация, сделавшая имя Брайана Ино общенародным достоянием,
случилась много раньше.
А началось
все с того, что когда Ино заканчивал продюсировать первый альбом будущих
электрогигантов, группу Ultravox!, в студию позвонили. На том конце провода
был Дэвид Боуи, который спросил - не может ли Брайан случайно подсобить ему в работе
над новым альбомом.
Тогдашний
глава "Ultravox!" Джон Фокс, вспоминает: "Ино сразу закокетничал, говоря,
что не уверен - стоит ли ему в это ввязываться, а мы все хором завыли: "Да ты,
что, Брайан, от такого не отказываются". Мы знали, как много это для него
значит, и все были страшно рады за него".
На самом
деле Ино и Боуи давно приглядывались друг к другу. Боуи был заинтригован
звуковыми экспериментами Ино, а Ино был очарован предыдущим альбомом Боуи
"Station to station" и его светским шармом. "Мы с ним встретились, и он
сказал мне, что он не перестает слушать мою descreet music. Лесть, ественно,
делает человека чрезвычайно милым, я сразу же подумал "Боже, как он умен!"
Дэвид
Боуи в тот момент был в музыкальном мире на положении полубога или
императора, которому все можно. Ему и правда все было можно, но не все -
полезно.
В
описываемый момент он был слаб телом и душой от 18-месячного
пребывания в Лос-Анжелесе на диете из молока с сырыми овощами и разных порошков; к
тому же он настолько глубоко увлекся исследованием жизни английского колдуна
Элистера Кроули, что его стали преследовать ведьмы. По крайней мере, он
был в этом уверен.
Для
спасения от ведьм и поправки здоровья Боуи решил вернуться в Европу и - с помощью
Брайана Ино - заняться
чистой музыкой. Ну, а чтобы жизнь не казалась совсем уж медом, для записи был снята
студия Шато Д'Эрувилль под Парижем - настоящий старинный замке, где
когда-то Шопен ухаживал за Жорж Санд, а теперь разгуливали их привидения.
Иногда Ино просыпался поутру оттого, что невидимые руки стягивали с него
одеяло.
Несмотря на
потусторонние помехи, работа закипела.
 David
Bowie - Breaking Glass
Боуи
работал интенсивно и быстро - иногда не более часа в день, выстраивая свои
наложения спонтанно и интуитивно. Ино же кропотливо трудился по много часов, методично накладывая бесчисленные слои синтезаторов и добиваясь в
итоге неслыханных доселе звуковых пейзажей.
Сочетание
двух столь разных методов дало положительный результат. Получившийся в итоге
альбом "Low" Боуи называл "первым альбомом для будущего".
RCA,
фирма, которая выпускала альбомы Боуи тогда, поначалу назвала этот альбом "коммерческим
самоубийством"; но вскоре - когда альбом поднялся на самый верх - переменила
свое мнение. Вне всякого сомнения, приносящий такие плоды союз должен был
быть продолжен.
Вскоре Ино
вновь получил приглашения от Боуи заняться совместным творчеством.
В итоге
в 1977-79 годах Ино записал вместе с Боуи три альбома ("Low", "Heroes" и
"Lodger"), вошедшие в историю как "Берлинская Трилогия".
 David
Bowie - Beauty And The Beast
Записи
"Heroes" проходили в студии Ханса, в Западном Берлине - тогда еще
изолированном плацдарме Запада посредине настороженного соцлагеря. К
середине 1970-х Западный Берлин еще сохранялся как остров разрухи и
декаданса, будто война только что кончилась.
Студия была
расположена прямо рядом с Берлинской Стеной - и часовые с востока часто
строго заглядывали в окна. Но наших героев это не смущало; напротив. Зато
часовые бывали, наверное, сильно озадачены.
"У
Дэвида Боуи
есть одна сторона, которую мало кто видит" - рассказывал Ино,"со стороны
сложно даже представить себе его чувство юмора; но он единственный человек в
мире, который доводит меня от смеха до слез".
"Большую
часть времени мы проводили, падая на пол от смеха" - подтверждает Боуи, -
"наверное, из каждого часа работы сорок минут мы рыдали от хохота".
Что ж,
об этом когда-то говорил Гете в одной известной книге Германа Гессе: "Мы,
бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьезно, мы любим шутку.
Серьезность, мальчик мой, это атрибут времени; она возникает, открою тебе,
от переоценки времени".
В
итоге, "Берлинская Трилогия" Боуи-Ино оказалась одним из самых вдохновенных
эпизодов музыки 1970-х годов. Даже взрыв панк-рока, происходивший в то время, не отвлек от него внимания. Реклама альбома "Heroes"
удивительно справедливо гласила: "Есть новая волна, есть старая волна, и
есть Дэвид Боуи". Про Ино в рекламе боялись даже и заикаться.
А уж те,
кто пришли после панка, эти три альбома просто боготворили. Недаром самая
влиятельная группа следующего поколения Joy Division поначалу называлась
"Варшава" - в честь одного из трэков альбома "Low".
 David
Bowie - Warszava
Готовясь
к этой передаче, я впервые за долгие годы переслушал "Low", "Heroes" и
поймал себя на том, что не могу остановиться. Слушаешь эту музыку сейчас, становится не по себе - и
вот это тогда
называли "популярной музыкой"? Вот эти 7х25 метров окна в хаос, совершенно опровергающие
все законы человеческой логики; эти заглядывания в иные, грандиозные
непредставимые миры?
Воистину:
"есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим
мудрецам". Какая же радость, что есть всякая такая музыка. Спасибо.

|