Brian Eno, Part 3. Продюсер, послушать запись на сайте Радио России Здравствуйте! Сегодня мы вновь возвращаемся в магический и неповторимый мир Брайана Ино. Серия третья, в которой наш герой становится продюсером. Eno-Cale - Lay My Love Всем хорош Брайан Ино - и удивительную музыку
пишет, и изобретает
новые духи, и телевизоры набок ставит (то есть занимается визуальным
творчеством), и лекции читает, и книги пишет - но особенную славу ему
принесло сотрудничество с другими людьми. Хотя, пожалуй, тут нужно отвлечься и пояснить - что же такое за птица - этот самый режиссер
звука, он
же - продюсер. Такова,
во всяком случае, идея продюсерства. Ведь часто человек, написавший песню,
слишком вовлечен в нее, чтобы услышать ее беспристрастным ухом и решить -
как же ее записать оптимальным образом. David Bowie - Yasassin Вот
именно этим и занимался Ино. Вот, например, обнаруженный однажды Брайаном Ино в Нью-Йоркском Центральном Парке - бывший актер, а ныне - "Смеющийся Гуру В Хламиде До Пола", игрок на электронной цитре по имени Laraaji. Laraaji - The Dance #2 Еще
одним композитором, которого Ино записал и продюсировал, был Harold Budd. Бадд вспоминает: "С тех пор прошло 30 лет, но я отлично помню, как Ино пригласил меня домой и поставил записи, которые они делали с Робертом Фриппом. Для меня это было открытием параллельной вселенной; я-то в своей наивности думал, что я один занимаюсь такой музыкой. Это был магический момент, которого я не могу забыть". Запись шла быстро и точно. "Ино управлял процессом в лучшем смысле этого слова. То есть, он точно знал - что нужно сделать и кто может это сделать лучше всех". Eno-Budd - First Light Не все,
что продюсировал Ино, оказывалось заповеднике
экзотической музыки. Некоторые его труды становились очень даже популярны. К тому же и Ино, и Берн, и гитарист Talking Heads Джерри Харрисон были заядлыми библиофилами, и общение между ними задалось на славу. "Я смотрел на его книги"- вспоминает Харрисон - "и понимал, что половина его библиотеки у меня и так есть, а вторую половину я очень хотел бы прочитать". Тем
временем Ино уже думал о том, что можно сделать вместе с группой. "Я
их позвал к себе домой и дал послушать несколько треков африканской музыки с
альбома Фела Аникулапо Кути; я помню, что говорил: Послушайте внимательно,
это - будущее музыки". И он, как всегда, был прав. Talking Heads - Listening Wind В этот же период Ино вдвоем с Дэвидом Берном записали экспериментальный альбом "Моя Жизнь В Кусте Духов" (по названию гениальной книги африканского народного сказителя Амоса Тутуолы). Тут они
поступили по-другому: записав с помощью приглашенных и знакомых музыкантов
ритмические дорожки, они, чтобы избавиться от нескромной привычки петь самим
и - упаси Господи! - стать из-за этого звездами, начали монтировать в свои ритмические
пейзажи всякие голоса - от пойманного где-то по радио арабского пения до
записанных прямо на улице бродячих проповедников. Eno-Byrne - Regiment Однако,
главная кооперация, сделавшая имя Брайана Ино общенародным достоянием,
случилась много раньше. Тогдашний
глава "Ultravox!" Джон Фокс, вспоминает: "Ино сразу закокетничал, говоря,
что не уверен - стоит ли ему в это ввязываться, а мы все хором завыли: "Да ты,
что, Брайан, от такого не отказываются". Мы знали, как много это для него
значит, и все были страшно рады за него". Дэвид
Боуи в тот момент был в музыкальном мире на положении полубога или
императора, которому все можно. Ему и правда все было можно, но не все -
полезно. David Bowie - Breaking Glass Боуи
работал интенсивно и быстро - иногда не более часа в день, выстраивая свои
наложения спонтанно и интуитивно. Ино же кропотливо трудился по много часов, методично накладывая бесчисленные слои синтезаторов и добиваясь в
итоге неслыханных доселе звуковых пейзажей. RCA,
фирма, которая выпускала альбомы Боуи тогда, поначалу назвала этот альбом "коммерческим
самоубийством"; но вскоре - когда альбом поднялся на самый верх - переменила
свое мнение. Вне всякого сомнения, приносящий такие плоды союз должен был
быть продолжен. В итоге в 1977-79 годах Ино записал вместе с Боуи три альбома ("Low", "Heroes" и "Lodger"), вошедшие в историю как "Берлинская Трилогия". David Bowie - Beauty And The Beast Записи
"Heroes" проходили в студии Ханса, в Западном Берлине - тогда еще
изолированном плацдарме Запада посредине настороженного соцлагеря. К
середине 1970-х Западный Берлин еще сохранялся как остров разрухи и
декаданса, будто война только что кончилась. "У
Дэвида Боуи
есть одна сторона, которую мало кто видит" - рассказывал Ино,"со стороны
сложно даже представить себе его чувство юмора; но он единственный человек в
мире, который доводит меня от смеха до слез". Что ж,
об этом когда-то говорил Гете в одной известной книге Германа Гессе: "Мы,
бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьезно, мы любим шутку.
Серьезность, мальчик мой, это атрибут времени; она возникает, открою тебе,
от переоценки времени". А уж те, кто пришли после панка, эти три альбома просто боготворили. Недаром самая влиятельная группа следующего поколения Joy Division поначалу называлась "Варшава" - в честь одного из трэков альбома "Low". David Bowie - Warszava Готовясь
к этой передаче, я впервые за долгие годы переслушал "Low", "Heroes" и
поймал себя на том, что не могу остановиться. Слушаешь эту музыку сейчас, становится не по себе - и
вот это тогда
называли "популярной музыкой"? Вот эти 7х25 метров окна в хаос, совершенно опровергающие
все законы человеческой логики; эти заглядывания в иные, грандиозные
непредставимые миры? |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у - SoulSeek
Все вопросы - к allmusic.com