Pagan Albion,
31 октября 2010
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Поздравляю
всех вас с наступающим праздником осеннего сумрака, а значит - поворота к
весне. Поздравляю с Соуэном!
Robin
Williamson - Fare Thee Well Sweet Mally
С юности
- как только я подвал под очароване народной музыкой Британских островов - я
не переставал восхищаться ее высокой и непонятной скорбностью.
Trees
- Soldiers Three
И я не
мог не спросить себя - не откуда в этой музыке столько скорби? И постепенно
в голове у меня начала складываться определенная концепция.
Нет
сомнения, что Англия - страна контрастов. Несмотря на то, что христианство
там появилось много раньше, чем где бы то ни было в мире, англичане до сих
пор отчасти остаются немного язычниками.
Но что же
такое - язычники? В славянском это слово происходило от слова "язык", то
есть "племя" или "народ".
В
большинстве европейских языков используется слова, произведенные от
латинского слова paganismus означающий в переводе сельский или
провинциальный: короче "деревенщина" - по самой простой причине -
христианство в Римской империи было официальной религией, внедряемой
официально и поначалу существовало только в крупных городах, а как только
выйдешь за городскую черту - оказываешься там, где все по-старому. В период
до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть "деревенская
вера".
Поэтому
слово "поганый" означает просто "сельский".
Brass
Monkey - Willy The Waterboy
Древнее
значение слова "языческий" до сих пор вызывает массу симпатий. И сам собой
вырисовывается образ этакого язычника - веселого здорового силача-бородача,
которому все по плечу, живет он в гармонии с природой и с самим собой, а
пока все хорошо, то хорошо, а там будь что будет.
Fairport
Convention - Happy Man
Вот
имменно поэтому, наверное, разговоры по поводу язычества в Британии до сих
пор не прекращаются. Вот совсем недавно вышел монументальный труд человека
по имени Роб Янг "Электрический Эден".
"Есть
что-то общее, - пишет Роб Янг, - в британском язычестве и народной музыке. И
то, и другое, по мнению людей, которые ими занимаются, позволяют связать
современность с далеким средневековьем или дохристианскими традициями, хотя,
конечно, большая часть их отличительных черт - довольно недавние
изобретения".
И вот,
обдумывая все вышесказанное, и задумался я - не является ли это самое
"язычество" глубинной причиной скорби в английской - и европейской, вообще
говоря - народной музыке? Дескать, пока мы живы и солнышко светит - все
хорошо, но как только дело начинает клониться к закату, начинает становиться
печально - а потом и просто скорбно.
Chumbawamba
- Chartist Anthem
И полем
народной музыки дело не ограничивается. Ведь народная музыка - музыка
архаичная: то есть то, как мы сегодня считаем, должен был в некоем
воображаемом прошлом петь некий воображаемый народ, то из этого само собой
вытекает, что современная популярная музыка - по определению - совсем не
народная.
Тогда
почему же этот самый народ ее с такой охотой слушает и поет? Не будем
обманывать себя. То, что люди принимают сегодня - это и есть сегодняшняя
народная музыка.
И если
продолжать эти сравнения, то самый что ни есть рок и был народной музыкой
второй половины XX века.
Специалист
Ян МакДональд пишет : "Strawberry Fields Forever - технологически-развитая
народная музыка".
И недаром в
центре одного из важнейших альбомов рок-музыки; альбома настолько
существенного, что на его обложке нет ни названия альбома, ни даже названия
группы - поскольку всем и так должно было быть ясно - я говорю о четвертом
альбоме Led Zeppelin - так вот, в центре этого альбома мы слышим пение
важнейшей певицы британской народной музыки Санди Денни. Все сходится.
Led
Zeppelin - The Battle Of Evermore
Выдающимся
примером английской музыки нового поколения считается Ник Дрейк, про
которого мы уже когда-то говорили. Автор "Электрического Эдема" пишет про
него: "Песни Ника Дрэйка по-своему и есть
английский ландшафт - мирная гавань, в которой национальная психика вечно
ищет прибежища. В сердце дрейковского мира - некий ментальный сад, в котором
- уединение и защита, и это позволяет увидеть проблеск вечности".
"Быть
привлеченным музыкой Дрэйка - значит признать, что если бы все отказались от
календаря индустрии, моды и рутины, замедлились до магического времени, ушли
туда, где не слышен бой городских часов; использовали бы свое время, чтобы
услышать - что шепчут деревья, что поет море и что приносит Луна, если бы
нас коснулись дуб, ясень и шиповник, мы бы еще могли увидеть отблеск Рая".
Так вот
откуда скорбь - от того, что мы больше не видим отблеск Рая!
Nick
Drake - The Day Is Done
И все бы
хорошо, но одно не переставает меня смущать: почему, чтобы увидеть отблеск
Рая - нужно отказываться от календарей, все время уходить куда-нибудь туда,
где не слышен бой часов; почему нельзя, приложив, конечно, определенные
старания, услышать - что говорит Луна и что именно шепчут деревья - услышать
и спокойно продолжать жить в сегодняшнем дне, не теряя связи ни с дубом, ни
с ясенем?
Вот в
древней Японии, как говорят, старые женщины считались совершенными учителями
Дзен, потому что они пережили все свои иллюзии и видят мир без прикрас. И
когда я слушаю, например, Норму Уотерсон, то как раз и воспринимаю именно
это отношение к миру.
Слушаю, и
вдруг исчезают всякие концептуальные мысли о язычестве, о монотеизме - и
как-то все становится на место.
Waterson/Carthy
- Rambleway/Valentin
Какой-то
гений сказал однажды: "Музыка - это условие Вечности". Становится понятным,
что писал композитор Делиус: "Иметь музыку в себе - даже совсем чуть-чуть -
это значит обладать текучестью, сорваться с привязи, почувствовать мир, как
поток". Сразу вспоминается Лао Цзы.
А биограф
Делиуса, Питер Уорлок: "Для Делиуса, так же как для Блэйка и других
мистиков, Рай - это этот самый мир, измененный и преображенный духовным
видением. И те, кто видят во всех проявлениях Природы полноту, богатство и
прелесть, которые, за счет своей перетекаеющей через край обильности, могут
пробиться сквозь барьеры времени и перемен и перелиться в Вечность; те, кто
видят это - могут смеяться над материалистическим раем из стекла и арф,
который выдумали те, кто никогда не видел истину подлинного мира".
А другой
великий композитор - Хольст - писал: "Я знаю, что такое - классический. Это
обозначает что-то, что поет и танцует от чистого восторга существования".
Steeleye
Span - Rose Bud In June
Философ
и богослов Тэйяр де Шардэн писал: "Цивилизация приближается к "точке омега"
- заре новой эры глобально измененного сознания".
Может быть,
он и прав; может быть, наше сознание с течением истрических эпох
действительно претерпевает разнообразные изменения.
Но что бы
ни происходило с этим нашим сознанием, это - в конечном итоге - не так уж
существенно. Сознание - лишь инструмент души - а именно в нашей собственной
душе существуют и Рай, и Ад; ад - это мир без любви, а Рай - это тот же
мир, но наполненный и оживленный Любовью - которой в этой самой душе -
бесконечный источник.
И если мы
сумеем познать и открыть этот источник, то мы достигли того, чего хотели - и
мир находится в наших руках и ждет, что мы сделаем его еще более прекрасным.
А как его называть - не так уж важно. Спасибо!
Steeleye
Span - Cadwith Anthem
|