Post Punk,
7 ноября 2010
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Музыковедам
будущего предстоит, наверное, непростая работа. Было время, когда стили и
направления в музыке если уж появлялись, то существовали веками. Даже если
сам композитор и понятия не имел, что он пишет музыку стиля "ренессанс" или
"умеренно позднее барокко", то по прошествию небольшого времени даже
начинающий критик мог легко это установить по датам жизни композитора и
отдельным легко заметеным деталям композиции.
Чем дальше,
тем чаще менялись названия стилей, тем более неопределенными были границы
между ними; к тому же многие артисты, не доверяя будущим музыкальным
критикам, начали сами во всеуслышание объявлять - я играю музыку такого-то
стиля; а еще лучше - сами изобретали название своего стиля и строго следили,
чтобы все соблюдали предлагаемую ими классификацию.
В виду
такого дела подлинному исследователю необходимо придерживаться строго
научного подхода. Я вот, например, часто слышал название "пост-панк" , но
никогда с уверенностью не мог сказать - кто же имеется в виду. Поэтому я
решил провести свое исследование и сегодня хочу поделиться с вами
результатами долгого научного труда.
Итак: прошу
любить и жаловать - пост панк.
Wire
- Another The Letter
Впервые
термин "пост панк" был использован в 1978 году, чтобы описать музыку
коллектива "Сюзи и Банши". А в 1980 критик Грэйл Маркус употребил фразу
"Британский постпанк" по отношению к группе Gang Of Four, чья музыка, как он
заметил, "наполнена напряжением, юмором, и чувством парадокса, совершенно
уникальными в современной поп-музыке".
Про чувство
парадокса подмечено совершенно точно: участники группы Gang Of Four были в
равной степени увлечены как Карлом Марксом, так и Джеймсом Брауном. Недаром
они назвались как известная китайская коммунистическая партийная группировка
- "Банда Четырех".
По отзыву
журнала "Роллинг Стоун" - "Банда Четырех" была, вероятно, лучшей политически
мотивированной группой в рок-н-ролле".
Gang
Of Four - Natural's Not In It
А вот,
собственно, и сама крестная мама, а также гранд-дама пост-панка: Сюзи,
Предводительница Банши. Когда Sex Pistols играли свои самые первые концерты,
Сюзи входила в так называемый "Контингент из Бромли" - небольшую, но
радикальную бригаду поддержки Pistols. А вскоре на одном из концертов Сюзи с
парой друзей и самим Сидом Вишезом на басу вышла на сцену со своей версией
"Отче наш". Получилось не слишком музыкально, но сильно. Вскоре группа уже
заиграла всерьез и назвалась Siouxzsie & The Banshees.
Для тех,
кто не помнит, "банши" в Ирландии - это сверхъестественная женщина, стонами
и рыданиями оповещающая о близкой смерти. Имя группы оказалось выбрано
удивительно точно - излишним оптимизмом их музыка никогда не грешила.
Хотя
попадались иногда удивительно симпатичные моменты. Вот как эта песня про
Кристину, почти из репертуара группы "Секрет". С поправкой на банши.
Siouxzsie
& The Banshees - Christine
И,
конечно, почетное место в галерее пост-панка отведено главному панку
вселенной - самому Джону Лайдону (John Lydon). Пока он пел в Sex Pistols,
его называли Джонни Роттен.
Уйдя из
народного коллектива, он вернул себе имя, данное при рождении и основал
группу Public Image Ltd. А поскольку панк он уже изобрел, то ему хотелось
двигаться дальше, и с новой группой у него это получилось "на ура".
Public
Image Ltd - Rise
Но
продолжим научный разбор феномена. Исследователи замечают: с тем, как у
панка выработался свой мгновенно узнаваемый звук, многие группы начали
чувствовать себя неуютно в колее и, сохраняя дух панка и его изначальную
неприязнь к священным коровам, начали экспериментировать с более
неортодоксальными музыкальными структурами.
Чтобы
оторваться от трех аккордов, в ход пошли ритм-генераторы и синтезаторы. Вот
как у группы Tubeway Army - колыбели будущего мессии электропопа Гари
Ньюмана (Gary Numan).
Tubeway
Army - Me! I Disconnect From You
Однако,
далеко не все, кто вылезал из удушающе узкой колеи панка, хотели зачаровать
слушателей какими-нибудь новыми депрессивными гармониями.
Некоторые
уходили дальше просто потому, что ортодоксальный панк был для них слишком
гармоничным и примитивным: их душа жаждала несравненно большего раздрая.
Одним из самых замечательных примеров такого самопожертвования во имя идеи
являли блестяще названные западно-берлинцы Einsturzende Neubauten
(Разрушающиеся Новостройки); они очень любили бить по железу и вообще
производить всякий шум. И вот их песня, с непередаваемо чарующим названием
"Танц-Дебил".
Einsturzende
Neubauten - Tanz Debil
А вот,
без сомнения, самая известная песня этого периода; а, по мнению некоторых,
так и просто лучшая песня за всю история человечества. Авторы ее -
первопроходцы пост-панка группа Joy Division, песня называется "Love Will
Tear Us Apart".
История
этих названий и этой группы для нейтрального историка могла бы послужить
превосходным материалом для довольно ядовитого исследования.
Если панк
можно изобразить в какой-нибудь будущей детской книжке как взрыв
застоявшейся энергии с криком: "Да хватит вам, умники! мы хоть и не учились,
но тоже хотим!", то пост-панк - это расхлебывание последствий такого. В
такой катавасии часто бывает не до любви. А говорят - что без любви
делается, то и кончается печально.
Упомянутая
выше группа и песня - очень мрачная иллюстрация этого тезиса.
Само
название Joy Division ("Дивизия Радости") - это название женского барака,
куда ходили развлекаться охранники одного известного конлагеря; песня "Love
Will Tear Us Apart" переводится как "Любовь Разорвет Нас С Тобой"; а больной
депрессией певец группы Ян Кертис (Ian Curtis) вскоре после записи этой
песни повесился.
Что,
впрочем, никак не портит скорбную и холодную красоту этой песни.
Joy
Division - Love Will Tear Us Apart
По
счастью, далеко не весь ландшафт пост-панк был столь безысходен.
Растрепанные, с тщательно подведенными глазами, похожие на сонных игрушечных
мишек The Cure носили свою печаль с такой нежностью и тщанием, что она
преисполняла каждого слушателя непоколебимой верой в светлое будущее.
Cure
- Love Song
Еще одни
выдающиеся представители пост-панка Psychedelic Furs ("Психоделические
Меха") замечательно иллюстрируют главный парадокс этого чудного периода:
даже когда всем просто необходимо было одеваться в мрачное и быть
пессимистами, бьющая в самом сердце каждого человеческого существа радость
наполняла казалось бы мрачные песни сияющей через край естественной
позитивностью.
Psychedelic
Furs - The Ghost In You
А
некоторые пост-панки, хотя и формально и были пост-панками и должны были
быть депрессивными, совсем не стеснялись быть полными радости и сил. Вот
коллектив Ultravox появился на свет как зазубренный электронный эксперимент,
но с приходом непробиваемого лирического шотландца Миджа Юра, стал во главе
романтического крыла.
Недаром
именно Мидж Юр вместе с ирландским панком Бобом Гелдовом, увидев по
телевизору однажды передачу о голоде в Африке, не отмахнулся, печально
вздохнув, как сделали многие, а затеял великую операцию по спасению Африки
от голода, которая называлась "Live Aid". И вот вам песня Ultravox,
называющаяся вопреки всей постпанковской депрессии "Великое приключение
любви".
Ultravox
- Love's Great Adventure
Как,
однако же, интересно!
Я
предполагал, что эта передачи выйдет вроде отстраненной научной лекции - я,
как профессор, буду вам рассказывать историю музыкального феномена и
иллюстрировать лекцию образцами музыкального материала - ан нет! Не
получается, потому что музыка зажигает мою кровь и никак не позволяет мне
оставаться в стороне. Спасибо ей за это, и вам.
U2 - I Will Follow
|