Мой Флойд,
14 ноября 2010
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Господи!
Сколько же писем приходит ко мне с просьбой объяснить мое загадочное
молчание по поводу группы Pink Floyd. Вот один из последних отчаянных криков
чьей-то души: "Неужели Вы совсем равнодушны к творчеству "кэмбриджской
четверки"?
Что ж, буду
откровенен. Во-первых, Pink Floyd - не все из Кембриджа. А во-вторых: нет.
Не равнодушен. И бывает, что слушаю их c большим удовольствием. Вот,
например.
Pink
Floyd - San Tropez
Трудно
закрыть глаза на то, что к группе Pink Floyd в России совсем особое
отношение.
Pink Floyd
- это наше все. Причины такой беззаветной любви, без сомнения, когда-нибудь
станут темой для беспристрастного научного исследования. А пока что я - как
в школьном сочинении - расскажу вам про "свой Флойд".
Pink
Floyd - A Pillow Of Winds
Авторитетные
источники соглашаются, что история группы Pink Floyd делится на два периода:
первый, психоделический - с Безумным Шляпником Сидом Барретом (Syd Barrett)
и второй, монументальный - без него.
Pink
Floyd был детищем студентов Роджера Уотерса (Roger Waters), Ника Мэйсона
(Nick Mason), Рика Райта (Richard Wright) и Сида Баррета. Сид быстро стал во
главе коллектива, ибо не только пел и писал песни, а еще и играл на
электрогитаре.
Поскольку
играть блюз у Pink Floyd в принципе не получалось, а песен не хватало, они
начали разрабатывать свою жилу в музыке - длительные инструментальные
импровизации такого "космического" плана. Это заслужило им почетное второе
место в пантеоне психоделических святых мировой музыки. Но психоделика -
дело обоюдоострое, и вскоре Сид за неучастие в музыке и общее отсутствие
контакта был изгнан из собственной группы; на его место был взят его старый
знакомый David Gilmour.
Мало какая
группа пережила бы расставание со своим главным певцом, гитаристом и автором
песен - но для Pink Floyd это было раз плюнуть, расставание оказалось
началом новой жизни.
Новая
жизнь Pink Floyd длилась 4 года и привела к тому, что весной 1972 года Pink
Floyd начали записывать альбом под названием "Темная Сторона Луны или Тема
для Разнообразных Умалишенных" (как он был известен тогда).
Тексты
альбома, посвященного - как следует из названия - разным поводам того,
отчего люди сходят с ума - были почти целиком написаны басистом Роджером
Уотерсом - и вообще начиная с "Dark Side" Уотерс не очень-то допускал других
членов группы писать тексты. А постепенно он и музыку прибрал к рукам -
настолько, что остальные члены группы попросту взбунтовались. Но это -
совсем другая история.
Так вот
- меня мало волнуют оба этих монументальных периода - эпоха гения Сида и
гения Роджера. Зато мне по сердцу то, что происходило между ними.
Pink
Floyd - Cirrus Minor
Избавившись
от пошатнувшегося умом гения, Pink Floyd начал заниматься разными
разностями.
Они
записывали музыку к фильмам, экспериментировали с симфоническими оркестрами,
собирались писать музыку для балета Ролана Пети с великим Нуреевым в главной
роли, строили первую в мире квадрофоническую систему для концертного звука.
Словом, на время оставили писание популярных песен и всерьез занялись миром
чистых звуков. Однажды они даже попытались записать симфонию, сыгранную
исключительно на предметах домашнего обихода.
А так - за
исключением концертных поездок - большая часть времени проводилась ими в
студии звукозаписи. Иногда у них несколько дней уходило у них только на
попытки найти правильный звук гитары или усовершенствовать какой-то один
рифф. Другими словами, они серьезно относились к делу извлечения звуков.
Настолько
серьезно, что весь мир убежден, что они все время сознанием парили где-то
другом мире. Так вот, органист Ричард Райт говорит ясно: "Принимали ли мы
тогда наркотики? Нет, конечно. Я бы никак не смог что-то принимать и еще при
этом одновременно играть".
Pink
Floyd - Crying Song
И вообще
музыка "Флойд" этого периода напоминает мне визит бывалого путешественника.
Представьте
себе, что однажды вечером к вам в дом пришел человек, которого вы знали
когда-то давным давно - но потом он отправился в далекие страны, пропал с
горизонта и вдруг позвонил к вам в дверь.
Вы
открываете ему - а он крепкий, загорелый, с белозубой улыбкой - с радостью
усаживаете у огня и слушаете невероятные истории о небывалых странах - и с
тем, как близится ночь, вы начинаете понимаете, что вместе с этим человеком
в дом пришли духи тех неизвестных краев, откуда он вдруг появился. Воздух
начинает пахнуть пряностями, неизвестно чей шепот слышится из темных дверей
и сумрак в углах комнаты начинает вести себя как-то непривычно.
И вдруг -
заглянув случайно в зрачки вашего старого знакомого - вы видите, что вас в
зрачках нет - да и зрачков, собственно, нет. Там неизвестное вам ночное
небо, в котором совсем другие звезды. И тут вы подливаете ему еще виски.
Pink
Floyd - Biding My Time
Воистину,
это пример того, когда годы, проведенные за звуковыми экспериментами, дают
свои результаты. Иногда слушаешь их и замечаешь, что массив звука постепенно
превращается в одно огромное живое существо.
Pink
Floyd - Fearless
Есть
такой восточный титул, которым награждаются продвинутые суфийские мастера;
титул этот - "хадрат" или "присутствие". Оно значит, что человек, осознавший
Бога, действительно присутствует на этой Земле.
Но слово
"присутствие" может обозначать и совсем другое. У каждой состоявшейся
музыкальной группы есть свое "присутствие" - свой "гений", "daemon",
"сверхдух" воплощающийся в музыке и действующий через участников коллектива.
Именно о этом говорит иногда гитарист Роберт Фрипп, описывая свою группу
King Crimson как некое вполне живое существо, которое может появляться и
исчезать, а музыканты только выполняют то, что это существо им подсказывает.
Внимательно
слушающие музыку могут легко различить присутствие этой группы,
почувствовать его вкус, а иногда - даже почти "увидеть" его.
В этом
смысле средний период Pink Floyd - удивительное явление. С одной стороны это
музыка расслабленно-радостная, наполненная солнечным светом, а с другой
стороны - в ней чувствуется определенная странная усталость. Иногда эта
музыка напоминает мне некие "проходные комнаты хаоса", где духи насмешливо
передразнивают только что спетую мелодию, а магнитофонная лента верно
фиксирует и то, и другое.
Вот
именно, что "другое". Однажды кто-то заметил, что Сид Барретт приманил в
музыку Pink Floyd множество сущностей, которые остались в ней после его
неожиданного исчезновения и так или иначе долго обнаруживали свое
присутствие в песнях. Кто сможет сказать - как все на самом деле? Такие
дела.
Pink
Floyd - Julia Dream
Как
говорят, все когда-нибудь кончается. Кончился и этот период в жизни Pink
Floyd: весной 1972 года они записали "Dark Side Of The Moon" и навеки
изменили свою жизнь. Из экспериментальной группы они превратились в
мегазвезд; песни Уотерса стали новой осью, на которой вращалось колесо
группы. "Dark Side Of The Moon" стал одним из самых успешных альбомов в
истории человечества, продержался в чартах 800 недель и сделал их
невиданными еще во Вселенной мега-звездами.
Вот
только мне его слушать совсем не интересно. Может быть, дело в том, как
Роджер Уотерс видит мир. По его версии, мир представляет из себя мрачный ад,
где уроды погоняют дебилов, а нормальному человеку и деваться некуда.
Однажды
Евгений Евтушенко сказал Бобу Дилану: "В России люди не реагируют на понятие
"надежда"; они реагируют только на понятие "обманутая надежда". Не уверен,
что Евтушенко имеет право говорить за всю Россию, но настрой какой-то части
народонаселения он выразил точно. И тональность творчества Уотерса очень
отвечает этому меткому определению - может быть поэтому Флойд и стал русской
народной музыкой.
Но у меня
лично другой взгляд на Вселенную, и пафосная скорбь Уотерса о несовершенстве
мира - никак на меня не действует. И говоря о Флойде, я выбираю вот эти
простые песни, живущие то ли по эту, а то ли по ту сторону сторону стекла.
Вот таков он, этот мой Pink Floyd.
Спасибо
вам!
Pink
Floyd - Wots Uh The Deal
|