Rockabilly,
6 февраля 2011

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте! Хватит
миндальничать!
 Stray
Cats - Rock This Town
Да. Это
рокабилли. Рокабилли - одна из самых ранних разновидностей рок-н-ролла,
появившаяся в самом начале 1950-х. Самая дикая, самая социально вредная.
Рокабилли -
татуировка по всему телу, кок на голове, узкие джинсы, кожаная куртка, и Бог
знает, что там кармане. Смотришь на фотографии артистов,
и глаза так и ищут обличительную вывеску "Они Мешают Нам Жить". Ничего
хорошего от них не жди.
 Johnny
Burnette - The Train Kept A Rollin
Нравится
мне заниматься "Аэростатами": всегда мне было интересно, что такое
"рокабилли" - решил сделать передачу и сам для себя все и
узнал. Слово "рокабилли" (как говорила Алиса в Зазеркальи) -
слово-бумажник: составлено из двух - rock (от рок-н-ролла) и hillbilly.
Хиллбилли -
по-нашему вроде "деревенщины"; так в "настоящие" профессиональные музыканты
в Америке называли сельскую, "кантри" музыку и тех, кто ее играл - особенно
на Юге Америке. А когда для живости к сельским мелодии добавились блюзовые
ритмы - музыка начала двигаться в сторону будущего.
"Это
было просто и ново. Всего три аккорда. На самом деле название "рокабилли"
было тогда оскорблением для рокеров с Юга. Так нам пытались вдолбить, что мы
сельские олухи. Но мы не поддавались
на провокацию. Со временем это слово поднабралось достоинства".
 Warren
Smith - Ubangi Stomp
Характерна
в этом смысле история Карла Перкинса (Carl Perkins). Сын
сборщика хлопка Перкинс вместе с братьями играл на танцах недалеко от
Мемфиса. Люди подходили и просили сыграть то и это; и
в основном просили что-нибудь вроде кантри, но
поживее и поритмичнее.
Карл
присматривался к этому и начал писать собственные песни - и тут же пробовать
их на публике, смотря - что работает, а что -не очень. Он пытался отправлять свои
песни на крупные фирмы - но те отсылали их обратно, объясненяя, что не знают
что делать с этими песнями: это странное ритмизованное кантри не попадает ни
в какую категорию.
Вскоре
отказавщиеся от него горько пожалели - в 1955
году он написал и записал один из самых классических рок-н-роллов этого периода "Blue
Suese Shoes". С этого момента Карл стал признанным титаном рокабилли.
 Carl
Perkins - Boppin' The Blues
Одним из
гнезд раннего рокабилли оказалась маленькая фирма Sun Records в Мемфисе.
Владелец этой фирмы Сэм Филипс (Sam Phillips) откопал и Элвиса, и
Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis). Они хотели петь приличные приличные песни или гимны,
которым их учили в церкви. Филиппс же хотел от них чего-то совсем другого.
И когда в
промежутках между песнями Элвис со своими музыкантами вдруг для собственного
развлечения заиграл "It's Alright, my momma" Филипс схватился за магнитофон
и закричал, "Стоп, а теперь то же самое и с начала". Элвис оказался для
Филипса курицей, несущей золотые яйца .
В
1954 и Перкинс, и Джонни Кэш (Johnny
Cash) тоже прослушивались у Сэма Филипса. Кэш
надеялся записывать церковные гимны, но Филипс немедленно дал ему понять,
что об этом не может быть и речи. Кэш повернулся и ушел, но через год вернулся - чтобы
в итоге
стать легендой американской музыки.
И слышно почему. Почти все тогдашние рокеры пели так, что теперь слышно - голоса из ТОГО времени, то удивительный
Джонни Кэш поет так, как
будто поет сегодня. Такое фантастическое чувство человеческого достоинства.
 Johnny
Cash - Get Rhythm
Но Sun
Records были только одной из баз рокабилли. Одновременно процесс
шел по всей стране. Первой же в мире песней рокабилли официально считают песню "Ракета 88"
Билла Хэйли, записанную еще в 1951 году.
 Bill
Haley - Rocket 88
Рокабилли появилось на юге Америки - не в циничном Нью-Йорке, но в
полностью лишенных северного понта почти что деревенских южных танцах.
На сцене творилось черте-что, но
гораздо важнее было то, что происходило за
сценой. Там было нечто вроде музыкального клуба: сойдя со сцены, все
показывали друг другу какие-то свои новые придумки, ходы, риффы, как
сырграть это, как сыграть то... И в этом
котле закипало все более густое варево; и скоро оно выкипело из под крышки и
начало разливаться по всему миру.
 Eddie
Cochran - Twenty Flight Rock
И распространяться эта музыка начала как ураган - с непредсказуемой
силой, которую до этого никто не мог себе представить. С силой природы.
Достаточно было Элвису записать "That's All Right", а этой песне - один раз
появиться на радио, и слушатели как с цепи сорвались - звонили и просили
поставить еще и еще. С последующими его песнями - та же история.
Видимо, природе было что-то нужно от людей; все было готово для
какого-то нового
рывка - и рокабильщики просто подставили свои плечи, и волна вознесла их к
небу.
 Elvis
Presley - I Don't Care If The Sun
Образ рокабильщика как хулигана в черной коже - общее место, но тем не
менее, правда. Хотя, как говорят, Элвис, например, был очень приличным молодым джентльменом,
а вот, скажем, хромой Джин Винсент (которому старательно
подражали молодые Битлз) был и правда не совсем социально интегрирован - как на
сцене, так и в жизни.
 Gene
Vincent - Blue Jean Bop
"Музыка рокабилли культивировала отношение, которое для юношей и девушек
имело непреодолимое притяжение. Комбинация бунта, сексуальности и свободы -
презрительный плевок в сторону мира родителей и властей". И к тому же, это
была первая американская музыка , играемая, в основном, белыми ребятами -
она и начала революцию, которая и по сей день не утихла".
Так пишут про рокабилли специалисты. И музыка эта имела очень разнолановый характер: в ней была и жесткость,
и драйв, и нежность. Вот как в ранней песне Бадди Холли:
 Buddy
Holly - Wishing
Рано или поздно случилось неизбежное и рокабилли выкипело и
покатилось по миру. Докатившись до Англии, рокабилли приобрело черты
религиозного культа.
Немудрено - в серой нищете послевоенной разрухи, где продукты выдавались
по карточкам, а нормы социального поведения требовали никак и никогда не выказывать
никаких эмоций, разднузнанные вопли из-за океана были больше, чем манна с
неба - были кличем к освобождению от серости.
 Bill
Haley - Rock This Joint
Большая часть будущих героев рок-н-ролла говорят слово в слово одно и то
же: "Эта музыка появилась и спасла меня".
И Who, и
Rolling Stones, и легион других групп начинали как раз с
рокабилли. Мало кто знает, что в конце 1970-х Led Zeppilin предложили
Элвису Пресли быть всего-навсего его сопровождающей группой.
 Elvis
Presley - I'm Left You're Right
Да в конце концов Джон Леннон взял Пола Маккартни в группу пораженный
тем, что Пол знал все слова и аккорды к песне Эдди Кокрейна "20 Flight
Rock".
 Beatles
- Everybody's Trying To Be My Baby
Тем временем, подлинные рокабильщики у себя на родине вышли из моды, и в
1960-е годы начало казаться, что эта музыка отошла в область истории. Но минули 1960-е, и оказалось, что спрос на необузданность и ритм все так же
велик. И появилось новое рокабилли.
 Robert
Gordon - Flying Saucers Rock'n'Roll
Так примитивный трехаккордный рокабилли оказался утонченной
эстетической формой, сохранением которой скоро могло бы заняться ЮНЕСКО -
если бы не тот факт, что рокабилли - в его подлинном виде - до сих пор
играют абсолютно асоциальные татуированные парни с кривой ухмылкой,
угрюмым взглядом и черте чем в кармане.
И слава Богу, что хоть какая-то в
мире музыка до сих пор остается хоть не до конца негомогенизированной - а значит
живой. Значит, человечество еще не собирается вымирать. Ох, не зря Уильям Блэйк, который всю свою жизнь разговаривал,
как известно, с ангелами,
любил повторять: "Брось в реку того, кто пьет одну воду".
И действительно! Спасибо.
 Jerry
Lee Lewis - It'll Be Me
|