Гитары гандхарвов,
22 января 2006
послушать запись на сайте Радио России
Вначале,
как известно, было Слово. А раз Слово - то и Голос.
Все
действительно началось с голоса. Потом появился Ритм. Потом - флейта и
струнные инструменты. Первые струнные были с одной струной. Потом некоторые
догадались пристроить к ней гриф, а другие некоторые - натянуть сразу
несколько струн разной толщины.
Из
вторых получились кифары, цини и арфы.
Продолжая мутировать, арфа приобрела молоточки, колотящие по струнам, и из
этого вышли все клавесины, клавикорды и другие фортепиано.
Из
струны же с грифом вышло несметное количество инструментов, состоящих из
струны и грифа.
Когда же идею нескольких струн и грифа с ладами удалось совместить в одном
инструменте, появилась лютня и гитара.
На
ускоренной перемотке идем по времени вперед и попадаем во вторую половину
XX века.
Гитара
приобретает особое положение; властно оттесняя царствовавших доныне мастеров
балалайки и гармошки, любой гитарист становится властителем сердец своего
микрорайона. Если же гитаристы по принципу "рыбак рыбака" собираются в стаи,
то организуются бит-группы, которые окончательно меняют мир в лучшую
сторону.
Тут-то и начинается наш рассказ при гитары гандхарвов.
Beatles
- Roll Over Beethoven
Или
те же Битлз - но вариант для медленных танцев. Приглашают девушки (как это
рифмуется с наступающим матриархатом - а ведь тогда он и начинался, на
школьных танцах)
Beatles
- Till There Was You
Но
это была простая и совершенная, как Пушкин, классика. И - как только эта
область приобрела свою классику - появились новые гитаристы, возжелавшие
странного.
У
популярного народного сказителя Карлоса Кастанеды есть один важный для нас
пассаж. Учитель неопытного Карлоса старый индеец-маг дон Хуан объясняет:
чтобы продвинуться в избранной профессии, Маг должен найти и приручить
гуахо, сверхестественного союзника, который поначалу не дается и отчаянно
сопротивляется приручению (забавно, что такая же история есть и в Библии - о
борьбе Иакова с ангелом; аналогичные принципы используются и в Тибете,
похожая история изложена в древних китайских "10 картинах о Пасении Быка" -
да и средневековой Европе все это было не чуждо).
Но
ведь именно то же самое происходит и с гитарой. Много лет, начиная с
детства, будущий гитарист приручает своего шестиструнного гуахо. Но зато,
когда после долгих лет союзник-гитара становится продолжением души
гитариста, вместе они могут взойти на неизвестные людям вершины. И тогда
гитара в руках шамана вдруг начинает издавать странные и неслыханные звуки,
она звучит о чем-то, чего нет в органиченном мире людского сознания, это
кричит хаос, рождая новые вселенные.
Jimi
Hendrix - Voodoo Chile (Slight Return)
Это
был конечно же, величайший из магов гитары, Джими Хендрикс. О нем я скажу
чуть позже.
Так вот.
Тот же Кастанеда в другом месте пишет, что маг умеет "видеть ушами".
Интересно, что великий мастер гитары Роберт Фрипп (Robert Fripp), основатель
ни на что в мире непохожей группы King Crimson, описывая звуки, производимые
своим детищем, применял слово "soundscapes" - звуковые пейзажи. И
действительно, музыка King Crimson предстает перед нами, как ландшафты
каких-то невидимых нам измерений, где происходят грандиозные события,
далекие отражения которых представляют собой и нашу жизнь.
Недаром
тот же Фрипп, когда его спрашивали: почему группа "King Crimson" то
существует, то безмолствует, отвечал: "King
Crimson - существо иного порядка, совершенно от меня независящее ; когда он
есть, я собираю группу и мы записываем музыку "King Crimson"; когда же я его
не слышу, группы не сушествует".
Но
когда слышишь их - душа трепещет, вдруг прозревая великие чувства и
неизвестные нам миры.
King
Crimson - The Night Watch
Да,
мы говорим именно о мистике в музыке. И King Crimson - прекрасный этому пример. А мистика у каждого своя.
Эрик
Клэптон (Eric Clapton), которого за умение играть
на гитаре называли "богом", в жизни - очень простой, очень застенчивый и не
слишком разговорчивый человек - но говорить ему и не нужно было. Все,
что он хотел сказать, за него говорила его гитара: и не только говорила -
кричала, плакала, пела.
Не
зря когда Джордж Харрисон написал песню "While My Guitar Gently Weeps"
("Пока Моя Гитара Плачет")
- плачущую гитару сыграл там именно его друг Эрик Клэптон (который,
таким образом, оказался единственным музыкантом,
анонимно записавшимся вместе с Битлз).
И
в группе Cream гитара Эрика Клэптона обычно
говорила не меньше, чем голос - а иногда и больше. Вот как в этой песне, где
гитара явственно отвечает голосу человека.
Cream - Swlabr
Интересно,
что тот же самый Хэндрикс часто поговаривал, что он родом с Сатурна (по
другим данным - с Венеры). Да и многие говорили про него что-то похожее - в
те времена это казалось в порядке вещей.
Иногда
он проговаривался, что слышит во сне звуки, которые не может
воспроизвести.
Прошло
почти сорок лет - и оценивая его вклад в музыку, понимаешь, что никто на
Земле не играл на гитаре вот так - ни до, ни после него. Многие до сих пор
пытаются, да вот только им слабо; много суеты, а жизни нет. Так что Джимм Хэндрикс за четыре года он изменил столько, сколько не происходило за века;
Пришел с Венеры да и вернулся туда же - оставив нам записанные им песни, как
живые картины из другого мира.
Jimi
Hendrix - Little Wing
А
вот еще один человек, про которого тоже говорили, что он пришелец - Марк
Болан (Marc Bolan), основатель группы
T.Rex, когда-то
сменившей Битлз на посту главного визиря культуры на планете Земля. Кстати,
Хэндрикс приветил Болана, когда тот был еще никому не известным юношей - не
потому ли, что чужак чужака в чужом мире видит издалека?
Итак,
Марк Болан - кто еще мог сделать так, чтобы гитара говорила так просто?
T.Rex
- Root Of Star
В
ранней юности, наполненной приключениями духа, мне часто приходилось
внимательно вслушиваться в звуки магических гитар - и я всегда обращал внимание, на то, как
они разговаривают. Речь эта
мне казалось вполне связной, и часто гитары сообщали мне величайшие тайны,
которые при этом совсем не переводились на человеческие языки.
Не
исключено, что именно поэтому меня с тех пор тянет на просторы, совершенно
не измеримые человеской логикой - а ведь мы знаем, что Бог начинается там,
где кончаются наши о нем понятия. Так что многому прекрасному в моей жизни я
обязан именно нечеловескому языку, которому научили меня звуки гитар.
Jimi
Hendrix - Still Raining, Still Dreaming
Вот
почему я снова вспомнил гандхарвов - этих музыкантов богов, воплощающих в
себе музыку и научивших людей тайнам небес. Есть гандхарвы поющие - а есть и
играющие. И кто знает, откуда приходит музыка?
И
снова - магистр скорби, Роберт Фрипп, Кинг Кримсон, Алый Король, музыка
которого оплакала весь двадцатый век.
King
Crimson - Starless
К
сожалению, вся эта песня под названием Starless - "Беззвездная" идет больше
12 минут и целиком бы к нам не влезла. Да я и не хочу надоедать вам; о нет!
Моя
цель совсем в другом - просто напомнить, намекнуть, открыть забытое - и
необязательно быть пришельцем, перевоплощенцем и медиумом.
Леннон
с Маккартни взяли Джорджа Харрисона в группу Битлз, когда он был совсем
мальчиком - за то, что умел играть на гитаре лучше, чем они. И чистое открытое
сердце и преданность музыке сделали все остальное. Он стал истинной флейтой
Бога, Бог наполнил его своим дыханием - и он сыграл то, чего не сумел
никто никто другой. И большего света и любви из шести струн гитары не
добывал еще никто.
George
Harrison - That's The Way It Goes
Спасибо
и - с Богом! - дорогие мои слушатели.Я снова
радовался, разделяя с вами свои любимые звуки - ведь истинное богатство
хорошо только тогда, когда можешь разделить его с друзьями; а раз вы так
долго слушаете меня, то мы с вами уже давно друзья.
И
помните любимую приcказку классиков: Аэростат - не догма, а руководство к
действию! Надеюсь, что и кто-нибудь из вас сможет сыграть что-нибудь этакое! До
следующей недели, возлюбленные мои!
|