Звук Другого Барабана,
12 февраля 2006
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Кто-то из великих не уставал предупреждать:
"Увидишь толпу
- отойди!" А Биант, один из семи мудрецов Древней Греции, так тот просто сказал, как
отрезал : "Большинство - зло".
Что же им так не нравится наша толпа?
Да нет, наверное; дело не в том, что толпа не нравится
- просто большие
количества всегда бегут в одну сторону и в одном ритме. А это не располагает
к какому-либо самостоятельному развитию. И иногда в
многотысячной толпе находиться кто-то один, которому вдруг начинает казаться, что Бог создал его для чего-то совсем другого.
Tom Waits - Cemetery Polka
Но вот
именно об этом речь пойдет немного позже.
А начнем мы
сегодня с Дэвида Сильвиана (David Silvian). Странным и непохожим ни на кого он начал быть
еще в качестве певца группы Japan, которые ни своим звуком, ни видом
принципиально старались не походить ни на что на свете. Появились они в
разгар панка - в 77м году, и поначалу проходили по категории глэм-рокеров
(навроде Roxy Music), но скоро пресса уже склонилась к мысли, что они
"серьезная экспериментальная группа".
В итоге в энциклопедиях сказано, что
они "одно из самых интригующих и успешных формирований той эпохи". Слова -
словами, но слушать их и на самом деле есть за что.
Japan
- Visions Of China
Но -
рано или поздно - наступает момент, когда даже самые совершенные сообщества
распадаются. Как сказал один шейх: "Ведь сколько Божественных творений -
столько и путей к Богу." И, после 8 лет в составе группы Japan, Дэйв
Сильвиан пошел своим путем.
Итак, на
данный момент у него за поясом
- несколько альбомов фотографий, музыка для авангардных
постановок, скульптурно-звуковые сооружения.
Еще поговаривают, что он сильно проникся индуизмом и дзен-буддизмом. Но
музыку при этом никогда не забывал, и периодически выпускает альбомы,
работая cо многими из лучших музыкантов этого мира. Если спросить его
самого, то он говорит, что
музыка идет "не от него, а через него".
Но лучше я не буду спрашивать, а поставлю вам его песню
"Запрещенные Флаги", написанную им вместе
с японским электронным кудесником Рюичи Сакамото (Ryuichi
Sakamoto).
David
Silvian - Forbidden Colours
А вот еще один
из великих одиночек XXго века - ударник и певец Роберт Уайятт. Когда-то он основал сверхпрогрессивную
группу Soft Machine, о которой мы с вами уже говорили. Однако, Роберт
оказался гораздо прогрессивнее своей собственной группы - им хотелось
играть-поигрывать, а емувсевремя хотелось чего-то большего. В итоге он был
оттуда изгнан, но занялся собственной музыкой.
Но на вечеринке по поводу выхода
первой собственной пластинки, выпил немного и вышел вместо двери из окна 2го этажа.
В 20 с
небольшим лет возрасте Роберт остался со сломанным позвоночником и навсегда
отказавшей нижней половиной тела. Но, отлежав год в больнице, он выехал
оттуда в инвалидном кресле и устремился в студию, где записал один из лучших
и печальнейших
в XXм веке альбомов "Rock Bottom", там он уже
играл руками все, что раньше играл ногами.
Роберт до
сих пор активнее многих активных; ярый антикапиталист, он провел многие
годы, слышая у себя в кресле "Radio Moscow" - потом все-таки убедился в несовершенстве
этого пути. Однако, он живая легенда в мире музыки; уникален в том, что к нему с
любовью и уважением относятся абсолютно все в музыкальном мире. И еще -
становится все лучше и лучше. Недавно вот для нового альбома специально выучился
играть на трубе. Запомните это имя - Роберт Уайятт. Никогда не
разочаруетесь. А что говорит он сам? "Я и мои друзья создаем музыку, которую
непросто потреблять - ведь мы существуем не для этого".
А я поставлю его песню
"Shipbuilding" - про то, как не возвращаются домой
солдаты, посланные правительством на бессмысленную и дикую войну.
Robert
Wyatt - Shipbuilding
Когда-то в
Нью-Йорке мне довелось познакомится с изумительной и очень популярной тогда
певицей по имени Сюзанн Вега. Никогда в жизни я не видел таких
фантастических голубых, даже синих глаз; как будто они чего-то ждут от тебя. Сложно было
не влюбиться на месте. По счастью, я этого не сделал.
Cюзанн
Вега. Нью-Йоркский лофт - то есть, по-русски, чердак плохо предназначенный
для жизни, но идеальный для тех, кто занимается искусством. Маленькие
утренние кофейни, когда за окном слякоть и туман. Она какая-то - как будто
провалилась в трещину времени, не из сегодня. Вот ее свадебная фотография -
она могла бы быть сделана и в 20х, и в 30х годах - вне времени. Как и она
сама. Вне времени всегда значит - сегодня.
Какое счастье любить просто голос
- и даже не голос, а то невероятное, что
человеческий голос вызывает в слышащей душе.
Suzanne
Vega - Gypsy
А вот еще
один примечательный анахорет. Зовут его Робин Хичкок. Когда-то еще в
золотые времена панка он начинал в составе группы Soft
Boys - но они
оказались слишком странными даже для того времени. Как сказал Капитан
Разумный, они делали правильные вещи в абсолютно неправильное время.
Робин стал, как у нас говорят, артистом. Он жалеет о том, что у него на
голове не растут оленьи рога с лампочками. Его сестра строит тотемные
столбы. Ну, так себе семейка. Он пишет песни. Вероятно - самые странные песни
в этом измерении. Ему ничего не стоит написать песню про взаимоотношения
своей жены и призрака другой своей - мертвой - жены; или о любимых сортах
сыра; или о человеке, сьеденным своим собственным обедом. А названия его
пластинок чего стоят - "Консервы с пчелами", "Мне Часто Снятся Поезда"
(I Often Dream of Trains), "Королева
Элвис" (Queen Elvis)?
Мне довелось побывать на паре его концертов
- и скажу вам искренне - это
было как будто я, как посторонний наблюдатель, попал на домашний концерт
Аквариума. Публика знала все песни наизусть, а в незнакомых - религиозно
ловила каждое слово и хохотала при каждом проявлении его, мягко говоря,
"эксцентрического" юмора. Но хватит слов - пусть музыка говорит сама за
себя. Робин Хичкок.
Robyn
Hitchcock - Flesh Number One (Beatle Dennis)
Но пора, пора идти дальше. Вот одиночка номер 1, бессменный экспериментатор
и защитник этно-музыки Питер Гэбриэл. Нет слов, чтобы описать мое к
нему почтение.
С тех пор, как он ушел из как раз приобретающей невиданный успех студенческой группы Genesis, его путь всегда шел в
сторону. Чтобы не
зависеть от вкусов шоу-бизнеса, все деньги, которые у него были и есть, он вложил (и
продолжает вкладывать) в звукозаписывающую студию, которую он построил в
двухсотлетней мельнице в деревне под городом Бат. Он был первым, кто
подставил плечо набирающей силу "музыке мира", и основал для этого фирму "Real
World", которая по сей день качественно записывает и выпускает музыку
фантастических этнических музыкантов.
А самого
его всегда интересовали не-европейские ритмы. Музыка
его бывает темной и очень тревожной; настолько, что большие фирмы попросту
отказываются выпускать его новые альбомы. Как сказал глава одной из таких
фирм, "он что - уже в психушке?"
Однако время показывает, что Гэбриэл всегда прав - он просто обычно идет дальше и
глубже, чем все остальные.
Итак,
Питер Гэбриэл и Роберт Фрипп - "Надвигается потоп".
Peter Gabriel/Robert Fripp - Here Comes The Flood
А вот он же
помомгает еще одной славной девушке Лори Андерсон.
Я помню, как она пришла к нам в студию во время записи
"Radio Silence" и
призывала всех немедленно все бросить и бежать на какой-то безвестный
нью-йоркский стадион, где сейчас радиоуправляемые краны на колесах будут уничтожать
друг друга. До сих пор жалею, что не пошел.
Лори Андерсон, находящая угрожающую красоту в тембрах и паттернах
человеческой речи, играющая на скрипке, где на смычке вместо конского волоса
- магнитофонная лента; танцующая странные танцы со своими синтезаторами. Она
сама говорит: "Я хочу быть менестрелем сегодняшнего дня".
Лори Андерсон и Питер Гэбриэл
- "Великолепные Птицы".
Laurie Anderson/Gabriel - Excellent Birds
Это был
дуэт Лори Андерсон и Питера Гэбриэла. Но идем дальше по нашему списку
одиночек.
Кажется, Гомер однажды сказал "О Муза, воспой Майка Олдфилда, Британии сына,
мастера тысячи мандолин" - и я не могу с этим не согласиться.
В 18 лет Mike Oldfield решил, что никто не играет той музыки, которую он хотел бы
услышать. Тогда он сел и год записывал музыку, которую ему слышалась - и на
альбоме он сыграл все партии сам - по 40 раз записывая и накладывая гитары,
мандолины и тысячи других инструментов. Назвал все это "Tubular Bells" и
пошел предлагать ее на фирмы грамзаписи - где его просто осмеяли. Кому нужен
инструментальный альбом неизвестного артиста, длиною 49 минут, где главный
инструмент - сорок мандолин.
Не смеялся только
один юный мальчик по имени Richard Branson, тогда
еще - студент Оксфорда. Ему понравилась музыка - и чтобы ее выпустить, он занял денег и основал фирму
Virgin. Альбом "Tubular Bells" вышел и
вскоре занял первые места во всех чартах, и в итоге продано было16 миллионов
экземпляров (а фирма Virgin, соответственно, заняла одно из первых мест среди главных
звукозаписывающих фирм мира). Получилось, что при этом Майкл Олдфилд стал
отцом музыки "нью-эйдж". Короче говоря, стал супергероем - ну и пошел дальше.
Mike
Oldfield - Sheba
Это был
мамелюк многоканальной мандолины Майкл Олдфилд с песней, посвященной царице
Савской.
А теперь вернемся к тому, с чего мы сегодня начинали. Вот вам наш самый великий
герой-одиночка. Гениальный пьяница. Самый русский из всех американцев. Был
примечен в каком-то ресторане менеджером Фрэнка Заппы Хербом Коэном; записал
несколько альбомов нетрезвых баллад - а потом перешел какую-то внутреннюю грань и начал
писать музыку, которая все время вот-вот скатится в полный раздрай - но при
этом этот беспредел каким-то образом непостижимо гармоничен. И утешителен. Как
кто-то про кого-то сказал однажды: "Урод с золотым сердцем".
Говорят,
что у него есть записная книжка, заполненная странными фактами жизни.
Говорят, когда он познакомился со своей будущей женой, первое, что они
сделали - это надрались вместе в таком районе, куда люди в общем-то и не ходят; но Бог был милостив к влюбленным; теперь они живут в удалении
от всех больших городов и вместе пишут песни. По-моему, и не пьет больше; по
крайней мере, если и пьет, то умеренно.
Музыковеды называют то, что он делает "современной народной музыкой", хотя
единственные представители этого народа - это он сам и его жена. Но сотни
тысяч людей во всем мире чувствуют свою принадлежность к этой великой и могучей нации.
Итак, прошу любить и жаловать.
Tom
Waits - Hold On
Дай вам Бог
иногда слышать звук этого
- другого - барабана!
|