Есенин и Электроника,
19 февраля 2006
послушать запись на сайте Радио России
Доброго вам дня! Здравствуйте и преуспевайте! Сегодня мы снова будем говорить о электронной музыке.
Рассказывают,
что великий русский поэт Сергей Есенин очень любил электронную музыку.
Кажется, Мариенгоф вспоминает, как Есенин заслушивался ранними работами
пионеров электронного транса группой Orb. Тепло относился он и к группе Two Banks Of Four.
Two Banks Of Four
- Диллип Харрис (Dillip Harris) и Роберт Галлагер (Robert Gallagher); один брит наголо, другой нет; в основном они
занимаются тем, что ходят по Лондону и сэмплирует всех, кто не успевает
убежать. Вот, например, их "Уличная Колыбельная".
Не ветры осыпают пущи, Не листопад
златит холмы. С голубизны
незримой кущи Струятся
звездные псалмы.
Two Banks Of Four
- Street Lullaby
В прошлой
электронной передаче я уже ставил вам звукового террориста по имени Aphex Twin.
Пришло время поговорить о его приятеле-не-разлей-вода, джентльмене с нежным именем
Squarepusher, играющего, как говорят критики, "шизоидно-экспериментальный
драм-н-басс".
В юности
Aphex Twin и Squarepusher часто вместе
Размахнув кудрями русыми,
В пляс пускались весело.
Девки брякали им бусами,
Зазывали за село.
Однако, преодолев
естественный искус уйти за село, приятели продолжали заниматься
электронной музыкой.
Помогало то, что сам
Squarepusher - Том Дженкинсон (Tom Jenkinson) - сын джазового ударника, еще
в школе играл на басу и барабанах, а позже выучился играть и на других
инструментах, поэтому сам играет, сам же себя и сэмплирует, что выходит
много дешевле. На вырученные же деньги он выпускает все новые и новые
пластинки.
Squarepusher
- My Red Hot Car
Squarepusher
- Мой Жаркий Красный Автомобиль (возможны и другие переводы)!
Но
немного истории. Игры с хаосом начались еще в начале XX-го века, когда
первые экспериментаторы начали приглядываться к только что изобретенным
синтезаторам звука (которые тогда, не в пример сегодняшним, занимали иногда
целую комнату, а то и не одну), а также к неортодоксальным методам обработки этого звука.
Они устали от сложности тогдашней классической музыки; им, как и коллегам
Есенина из группы "Сплин", хотелось новых аккордов и новых гармоний.
Вот, к примеру, классический американский композитор Чарлз Додж. Жил себе,
не тужил, ан нет - пошел искать нового. Заинтересовался взаимоотношением
человеческого голоса и компьютера. В итоге стал орденоносным пионером
электронной музыки. Вот куда приводят поиски.
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Charles Dodge
- She Destroyed Her Image
Никогда
не остающийся на одном месте, Мистер Перемена в Действии, Худой Белый
Герцог, Зигги Звездная Пыль, David Bowie однажды учил меня применять к
текстам песен метод "разрежь и cшей", придуманный еще одним пришельцем с
Марса, Уильямом Бэрроузом (William Burroughs).
"Допустим,
- говорил он - у тебя в руках рассказ о поездке в
автобусе: вот едет автобус, на остановке заходит девушка, кого-то кто-то рядом сбивает
и т.д. Создается вкус происходящего. Теперь
если взять этот рассказ, разрезать его на фразы и собрать их в произвольном
порядке, линейное повествование исчезнет, но содержание происходящего, став
вне логики, останется при этом тем же самым.
Именно это метод Дэвид иногда применял к своим собственным песням. А когда
они встречаются с другим отпетым экспериментатором, блестящим Брайяном Ино (Brian
Eno),
такие же нелинейные методы они применяют и к музыке.
David Bowie был и остается одной из крупнейших и любимейших фигур музыки
XX-го
века.
David Bowie
- Sound and Vision
Еще одна
великолепная фигура - трубач Джон Хасселл.
"Я хотел создать культуру, которая как бы существовала. Как если бы кто-то
обнаружил неизвестную, потерянную музыку. Смесь традиций "третьего мира" с
технологией "первого мира", создание культуры "четвертого мира" - проекция идеи
традиции в цифровой мир."
Говорят, что Хасселл прожил много лет в Полинезии и ясно
там усвоил, что сон не
менее важен чем явь, а может и важнее. Наверняка, придумывают.
Главное в его музыке - атмосфера; если довериться ей, она приводит в
странное место вечных снов, неотличимых от яви.
Клубит и пляшет дым болотный... Но и в кощме певучей тьмы Неизреченностью животной Напоены твои холмы.
Jon Hassell
- Tucan Ocean
Один парень по имени Киран Хебден (Kieran Hebden) играл себе в пост-роковой группе Fridge. А пока его коллеги по команде занимались учебой в колледже, он
спасался от скуки нажиманием кнопок компьютера. Нажимание удавалось на
славу.
Прямо у себя дома он по сей день продолжает лупить, семплировать и резать, а
получившееся выходит под названием "Four Tet" и стало более популярным, чем его
основная группа.
Весенний день звенит над конским ухом С приветливым желанием к первым мухам
Four Tet
- No More Mosquitoes
Это были
"Four Tet" с жалобой о комарах.
А вот случай из жизни. Шел я как-то раз по улице, зашел в магазин, а там
такое играет. Я подбегаю к продавцу, спрашиваю, кто это, он говорит - Hot
Chip. Кто они такие, я не знал, но не купить не мог. Уже чуть позже я узнал,
что Hot Chip - это два голоса: Джо Годдар (Joe Goddard) и Алексис Тэйлор (Alexis Taylor) плюс зашедшие в
студию друзья-лондонцы.
Их душа "грустит о небесах, Она не здешних нив жилица".
и они любят, "когда на деревах Огонь зеленый шевелится".
Мы еще услышим о них.
Hot Chip - Playboy
И уж
если нам с вами идти дальше по этому сумеречному пути, то придем мы к весьма
популярной и тоже совсем электронной группе, которую вы все знаете.
Сдвинутый, адский мир вечного мучения - по счастью нереальный, но
изумительно изобретательный. Конечно, Депеш Мод.
Рассказывают, что сам Есенин не знал, как относиться к Депеш Мод, и часто по
этому поводу спорил со своей женой, иностранной балериной Айседорой Дункан,
которая все время привозила ему их новые и новые альбомы. Но иногда, склонив русые
кудри, он слушал какую-нибудь "Ультру" и шептал:
Пойте в чаще птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою!
Представляю вам мастеров английского криминального шансона - группу Депеш Мод с песней "Ствол".
Depeche Mode
- Barrel Of The Gun
А вот вам еще история. Однажды в 96м году два
человека в Индии наблюдали в солнечное затмение. Разговорились,
конечно, вспомнили Есенина. Один - работящий электронщик из захолустной
английской деревеньки Саймон Посфорд (Simon Posford); другой - седой и танцующий ветеран
психоделической революции, один из первопроходцев хиппи,серебряная флейта
Раджа Рам (Raja Ram).
Классический пример того, как рыбак рыбака видит издалека. Помимо любви к
Есенину, их объединяла новая психоделия - то есть психотранс. Новые друзья решили,
что нужно немедленно создать звуковой эквилент затмения солнца. Пошли в
студию, это и сделали.
Так появилась одна из самых известных в мире артелей психотранса - Shpongle.
Эти дети солнечного затмения до сих пор живы, здравствуют и нам того желают.
Ратью смуглой, ратью дружной
Мы идем сплотить весь мир.
Shpongle
- Dorset Perception
Этой
проникновенной электронной нотой я и закончу наши сегодняшние посиделки! С
Богом и до следующей недели, когда мы вдруг вспомним , что у кого-то День
Рождения!
|