Новая волна,
11 июня 2006

послушать запись на сайте Радио России
Увы мне,
увы! Так стараюсь целый год, так рассказываю вам про всякую музыку - а сам
упустил целую главу из этой прекрасной книги. Ведь недаром было спето -
Новая
волна, где она?
Я
рок-человек, что мне волна...
Вот опять: как спел, так оно и вышло!
Но полно лить слезы. Сожаление никогда никому не приносило ничего хорошего.
Поэтому - просто спешу с радостью исправить свою оплошность. Итак -
Здравствуйте!
Термин
"новая волна" возник, когда начальнику нью-йоркской независимой фирмы Sire
Records Саймуру Стейну (Seymour Stein)
потребовалось общее название для стиля групп, издающихся на его фирме. Все
эти группы играли в клубе CBGB и вообще-то назывались панк - но
радиоконсультанты убедили все радиостанции, что панк - это уже несолидно. И - чтобы его артисты не остались без радио - Саймур изобрел термин "новая
волна" - вслед "новой волне" французского кино 60-х годов. Как и
французы-киношники, группы Саймура были очень анти-корпоративны,
экспериментальны и крайне серьёзно относились к тому, что делали.
Собственно, только здесь и проходила тонкая грань между панком и новой
волной - панки больше ставили на прямоту и анархизм, а нововолновцы больше
работали с музыкой и текстами. Конец энциклопедической справки.
 Devo
- Whip It
Это были
добрые нью-йоркские молодцы с перевернутыми красными цветочными горшками на
головах. Devo - от слова "деэволюция", то есть эволюция в другую сторону; а
по русски Диво-дивное. Они были весьма концептуальны, но еще более - бодры,
и этими привлекательными чертами произвели много шума. Забавно, но о них
было ничего не слышно лет 20, но именно сейчас они переродились вполне
концептуально - теперешнее Divo - это группа детей, играющая песни Divo под
руководством старых участнегов.
А вот еще
один примечательный экземпляр новой волны - получеловек, полуробот Gary
Numan (он же Tubeway Army или "Армия Метро") с вопросом - Бывают ли друзья
электрическими.
 Gary
Numan - Are Friends Electric?
Как
рассказывают очевидцы, атмосфера времен пост-панка (то есть периода сразу
после того, как появились и развалились Sex Pistols - как ни странно, эра
панка была удивительно мимолетной); так вот атмосфера пост-панка была очень
радостной и возбужденной. Успех Sex Pistols сломал все барьеры: мы
победили, нас играют по радио, теперь можно все. Все общались со всеми, все
делили все - старая добрая коммунальная этика.
И
прекрасные группы в такой атмосфере плодились как грибы. Вот как эти
фантастические экспонаты под названием XTC. Их предводитель, 100-процентно
анти-коммерчески настороенный Andy Partridge верит в игру только по своим
правилам, и поэтому группа прочно окопалась в сельской местности под
названием Swindon, и оттуда ни шагу до сих пор. Но репутация у них
безупречная - вот послушайте сами почему.
 XTC
- Making Plans For Nigel
В
Лондоне же новая волна разделялась на более тонкие страты. Из группировки,
которая поначалу тусовавшейся вокруг Sex Pistols, часть более отвязанных
начала играть свой собственный панк, а часть позадумчивее добралась до
синтезаторов и назвалась "новыми романтиками". Один совсем задумчивый так и
назывался - Steve Strange, Стив Странный. Его склонность к древнеегипетким
головным уборам обеспечила ему место в клипе Дэвида Бауи "Ashes To Ashes" -
и это дало ему такой творческий заряд, что он, не сходя с места, основал
группу "Visage", виртуальную такую группу, и прославился на весь мир
сверхноворомантической песней "We Fade To Grey".
 Visage
- We Fade To Grey
Однако,
кроме немного жеманных новых романтиков (кстати, отозвавшихся в России
громким эхом - новых романтиков очень любила группа "Кино"), большая часть
Лондона от корней панка далеко отходить совершенно не собиралась и
продолжала играть высокоэнергетическую музыку - вот, как например, совсем
неизвестные у нас, но очень любимая английским народом группа The Jam.
The Jam -
Going Underground
Ну и
конечно, в первом ряду британской новой волны плечом к плечу стояли три
кросавчега с волосами, выкрашенными в ослепительно-белый цвет - драчливые
The Police, давшие миру любимого всеми Стинга (Sting).
В те дни он
был бывшим школьным учителем, большим любителем джаза и басистом Police.
Ударником же в Police служил двухметровый сердцеед Stewart Copeland. Между
Стингом и Стюартом все время возникали разногласия по поводу интерпретации
некоторых пассажей из "Цветочков Франциска Ассизского" и "Добротолюбия" - да
и по всем остальным вопросам тоже. Разногласия неизменно заканчивались
дракой. Слова не могли сказать, чтобы не подраться. Хорошо, что гитаристом в
Police был философ Andy Summers, за долгую жизнь на сцене повидавший всех -
от Джими Хендрикса до Роберта Фриппа - он и удерживал их от смертоубийства.
Творческие
споры, однако, иногда выливались в хорошие песни.
 Police
- Message In The Bottle
На
родине же многострадального термина "новая волна", в Америке, все тоже
обстояло блестяще - целые школы нововолновщиков образовывались в разных
районах страны - но большая их часть продолжала пугать ко всему привычный
Нью-Йорк - и особенное внимание привлекала к себе деклассированная
группировка с девушкой на басу и странным типом с нездешними ужимками,
поющим какие-то ни в козу, ни в красную армию тексты про психов-убийц и
чтение книг. Группировка называлась Говорящие Головы или Talking Heads.
Само собой,
их ожидало блестящее будущее.
 Talking
Heads - Once In A Lifetime
И еще
две истории, без которых рассказ о "новой волне" был бы не более, чем
исторической справкой.
Одна
девочка из города Абердина в Шотландии - родители-коммунисты, верфи
закрылись, безработица, ну, понятно - движимая любовью к музыке, упаковала в
рюкзак флейту и приехала в Лондон учиться в Королевской Музыкальной
Академии.
И где-то
там на перекрестках судьбы встретила удолбанного юношу с королевскими
кудрями и нездешним блеском в глазах, который в 16 лет бежал из дома, когда
в его маленький городок приехала с концертом группа Amazing Blondel - он
просто собрал манатки и уехал на следующее утро бродяжничать вместе с ними.
Оба
потом вспоминали, что их притянула друг к другу жалость. Девочку звали Анни
Леннокс (Annie Lennox), мальчика - Дэйв Стюарт (Dave Stewart). Так на свет
появилась группа Eurythmics.
 Eurythmics
- Sweet Dreams
А за
десять лет до них, на какой-то соседней точке уютного Лондона репетировал
другой коллектив, собравшийся под знаменем того, что все вокруг играют
недостаточно изысканно и странно.
Одеты они
были в шелка и аметисты, а на клавишах у них был юный красавец-аристократ со
средневековыми локонами, в боа из страусиных перьев, который совсем не знал
никаких аккордов и поэтому гордо назывался специалистом по электронной
обработке звука. Звали его - Brian Peter George St. John le Baptiste de la
Salle Eno или просто Brian Eno.
Впоследствии
он перевернет мир популярной музыки и станет отцом-основателем новой
электронной музыки - но поначалу будет изгнан из группы ревнивым певцом
Брайаном Ферри (Brian Ferry), сказавшим, как гласит легенда: "Я тут работаю,
как волк до седьмого пота, пою - а он стоит вертит ручки, и все смотрят
только на него".
Группа
называлась Roxy Music и очень серьезно повлияла на новую волну - а
Brian Eno будет продюсировать многих выдающихся нововолнистов, включая и
Talking Heads.
 Roxy
Music - Do The Strand
Ну и под
конец я приберег вам жемчужину. В 76-м году юный Declan McManus забросил
компьютерное программирование и пустился в океан музыки. Ирландское имя в
Англии - большая помеха, и теперь мы знаем его под именем Elvis Costello.
Слишком
умный для того, чтобы быть массово популярным, слишком сочащийся ядом, чтобы
быть гармоничным и - безусловный грех - знающий слишком много сочетаний нот
- он, тем не менее, собрал под свои знамена несметные легионы; поклонение
ему может сравниться только с поклонению самому Бобу Дилану. И - подобно
Дилану, Элвис никогда не стеснялся петь свои песни в самом странном
сопровождении - от ершистого и забойного чего-то, слишком умного для панка -
до альбома "Письма Джульетты" (The Juliet Letters), записанного со струнным
The Brodsky Quartet, и совместных альбомов с Burt Bacharach и даже Полом
Маккартни, который однажды привлек его в качестве замены Джону Леннону и два
альбома исполнял получившиеся песни. На такое разнообразие не решался еще
никто - и Элвис продолжает делать это по сей день.
 Elvis
Costello - Oliver's Army
Сегодня
мы с вами наслаждались звуками "новой волны", и это снова заставило меня
порадоваться тому, как много в мире замечательной музыки; и вправду выходит,
что все эпохи в музыке по-своему золотые, если подходить с разбором.
Спасибо
и до следующей недели, когда мы праздновать день рождения очередного гения!
|