Джаз!,
9 июля 2006

послушать запись на сайте Радио России
И снова
здравствуйте!
Вдумайтесь
только, как много скрывается за этим простым словом. Здравствуйте - то есть
будьте в добром здравии, как телесно, так и душевно; какое прекрасное
пожелание; и как же я счастлив, что могу вам всем этого пожелать - и, дай
Бог, это сбудется, и ваша жизнь на самом деле станет лучше.
Подкреплю
слова делом, поставлю вам немного музыки; а чтобы вам не было скучно,
сегодня эта музыка будет необычной. Так что - третий раз говорю вам
"Здравствуйте", а как сказано у Льюиса Кэррола в "Охоте На Снарка" - что
сказано трижды, то правда!
 George
Shearing - Making Whoopee
Да-да,
вы правы, сегодня я хочу поиграть вам немножко джаза.
И
сразу начал неправильно. Это был Джордж Ширинг, один из самых выдающихся
джазовых пианистов середины XX-го века, пусть и
обвиняют его в чрезмерном коммерческом успехе. О нет, беда с ним гораздо
серьезнее. Он белый, а все знают, что настоящий джаз могут играть только
афроамериканцы, ну а по-нашему, политически некорректному - негры. Не вижу,
кстати, в этом слове ничего плохого!
Собственно,
именно негры сотворили американскую культуру, и если сегодня эта самая
культура пришла в такой упадок, то это совершенно не их вина. Блюз, джаз,
рок-н-ролл, рэгге, рэп - все они уходят корнями в матушку Африку - и без них
не было бы музыки XX-го века вообще. А если и была
бы, вряд ли кто-нибудь смог бы ее слушать (судя по творениям серьезных
европейских композиторов) - а вся остальная хорошая музыка безусловно набыла
написана не без влияния всего вышеперечисленного. Но хватит слов!
 Charlie
Parker - Bird Gets The Worm
Это был
несравнимый отец би-бопа Чарли Паркер. Сразу признаюсь, что я ничего не
понимаю в джазе, так что пусть специалисты не шлют на мою голову проклятий!
Но время от времени я сам не могу устоять перед загадочной,
египетски-непроницаемой для постороннего, призрачной красотой этой
невероятной музыки.
 Miles
Davis - Nuit Sur Les Champ-Elysees (take 2)
А
это был великий, величайший, трижды величайший Майлс Дэвис, с музыкой из
французского кинофильма "Лифт На Эшафот" (Lift to the Scaffold),
который они записывали, импровизируя - глядя на экран и играя.
Специалисты
говорят, что джаз вообще-то появился на свет в борделях Нового Орлеана.
Когда посетителей не было, музыканты, чтобы не скучать, играли друг для
друга и, естественно, пытались удивить друг друга. Начали возникать все
более и более сложные импровизации; зерно было посажено.
А
потом мэр Нового Орлеана начал борьбу с моральным обликом города и прикрыл
бордели. Соответственно, музыканты остались без работы и начали мигрировать
на север - в Чикаго и так далее. Да собственно и само слово "джаз" как раз и
обозначает на черном слэнге временное физическое проявление теплых чувств
между мальчиками и девочками - что безусловно должно способствовать
вечнозеленой популярности джаза среди молодежи.
 Art
Blakey - Moanin'
Это
был кусочек Art Blakey & The Jazz Messengers, запись 60го года "Moanin'".
Ну
а пока - простая хронология.
В
начале XX-го века по всей Америке начинают
открываться танцевальные залы и клубы. В моду входят негритянские танцы.
В
20-е годы два изобретения сильно способствовали популярности джаза -
появление удобного железнодорожного сообщения, благодаря чему музыканты
смогли беспрепятственно передвигаться по всей стране, и появление
грамзаписей. Отныне музыка стала доступна везде и для всех. А кондукторы
железнодорожных вагонов - тоже, как правило, негры - считались самыми
продвинутыми людьми: они делились с любопытными пассажирами информацией о
новых танцах, модных клубах и приторговывали пластинками.
Росло
число клубов и возникало все больше потребности в хороших музыкантах. А тут
еще появилось радио и начало транслировать эту новую модную музыку. Все это
подготовило почву для 30-х годов, которые вошли в историю как "Эра джаза".
И вся эта эпоха совершенно немыслима без Луи Армстронга. Вот вам совсем молодой
Луи.
Louis
Armstrong - It Don't Mean A Thing
В
"Эру Джаза" этот самый джаз стал повседневной музыкой, и маленькие группки
постепенно переросли в большие - по 20-30 человек - оркестры. Но об этом я
вам уже когда-то рассказывал - Глен Миллер и все-все-все.
 Glenn
Miller - Melancholy Baby
Идем
дальше. В 40-е - 50-е годы в центре внимания вновь оказались маленькие коллективы
с изощренной техникой - как раз тот джаз, к которому мы все и привыкли. Именно
в эту эру появились те гиганты, музыку которых мы сегодня, в основном, слушаем. А потом
возник рок-н-ролл и джаз ушел на второй план, начал мутировать, а потом и
вовсе растворился в истории. Эстафета была уже передана дальше.
Но
это время дало нам огромное количество страннейшей музыки, ключи от
которой... а, кстати - где эти ключи? Знаем ли мы, что значил джаз в ту
эпоху? И послушаем Джона Колтрейна.
Когда-то
его музыку называли "антиджазом", сплошным шумом, лишними нотами. А потом,
после его смерти он стал титаном музыки XX-го века. Его альбом "A Love
Supreme" (Высшая Любовь) в середине 60-х заслушивался до дыр и вдохновлял,
среди прочих группу Byrds, Пола Маккартни и многих других. Говорят, что
Колтрейну не было равных среди тенор-саксофонистов по силе, страсти и
постоянному самоизобретению.
А
еще говорят - человек в поисках Бога. Джон Колтрейн.
 John
Coltrane - My Favourite Things
Итак
- спросите вы меня - так в чем же ценность этого самого джаза? Ну, попробую
один из вариантов ответа.
Кажется,
Бродский говорил: "Существовать неинтересно с пользой". Джаз - этому
отличная иллюстрация. Нет в джазе пользы. А радость от него - следить за
приключениями звука и ритмов; смотреть, как ноты перемещаются туда-сюда,
но важно, чтобы не туда, куда мы думаем. Вот, например, как у Телониуса
Монка.
 Thelonius
Monk - Monk's Dream
О,
бесподобный безумец Телониус Монк в своих шапочках типа "я у мамы дурочка" и
спонтанно возникающими искрометными медвежьими танцами посередине песни. Да,
рассказывать истории про джаз можно часами. Большая часть гениев этой
американской классической музыки была со странностями. Но я отвлекся - мы же
говорили о ключах...
Итак.
Темные кафе, бородатые битники в темных очках обсуждают с длинноволосыми
девушками в коротких юбках и черных чулках дзен-буддизм и курят тигровый
камыш, запивая его грубым алкоголем. Джазовый рай. Таким он казался - и был
- в начале 60-х - как говорят все очевидцы. Тот же
Донован вырос на джазе; вот, например:
 Donovan
- The Observation
Смешно, но
даже Роллинг Стоунз поначалу считались джазовой группой.
Keith Richards вспоминает, что старые джазмены бывало ласково
зазывали юных Стоунз поговорить в туалет: "Сынок!
Видишь эту бритву? Не играйте больше ваш джаз в нашем клубе".
У
меня, конечно, другие воспоминания - когда я вертел мальчиком ручку
приемника в попытках найти какую-нибудь приличную музыку, а советское
государство всячески пыталось этому помешать, беззастенчиво заглушая все
западные радиостанции специальными глушилками - то из-под хрипа и воя
этих глушилок время от времени прорезались божественные звуки чьей-либо
импровизации - и даже я, отчаянный противник всего, кроме рок-н-ролла,
прекращал на время вертеть ручку древнего приемника с зеленым кошачьим
глазом и слушал.
И
спустя много-много лет опять к этому вернулся.
 Dave
Brubeck - Take Five
Спасибо
вам, друзья мои, за еще сорок шесть минут, проведенных вместе. Постойте, так
как же с ключами? - спросите вы. А я не отвечу. И рад бы - да как об этом
сказать словами? Может быть, вы сами их найдете. До следующей недели! С
Богом!
|