КСП USA,
2 июля 2006

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Когда-то мы уже про это говорили: после причуд золотого века наступила пора,
когда многих потянуло на что-то простое и понятное. А что может быть проще,
чем человек и гитара? Но, в отличие от нашего КСП - то есть клуба
самодеятельной песни, американские барды 60-х и 70-х годов выросли из другой
почвы.
Собственно
то, что у нас называется "авторская песня", началось в Америке в первой
половине XX-го века, с таких людей как Ледбелли (Leadbelly) и Вуди Гатри (Woody Guthrie). Вуди вообще был
классическим бомжом с миссией - он путешествовал по Америке на грузовых
поездах, писал песни и боролся за профсоюзы, человеческие права и всякие
другие достойные вещи.
Главным его
учеником оказался уже известный вам паренек по имени Боб Дилан, применивший
учение Вуди Гатри к условиям сегодняшнего дня.
 Bob
Dylan - Eternal Circle
Но Дилан
был не один такой. Имя им было легион. Кстати, может быть вам доводилось видеть
фильмы про неутомимого борца с вампирами Блэйда (Blade); если да, то вы наверняка
помните Блэйдовского старшего коллегу, старика-бородача с неизменной
винтовкой. Так вот, этот бородач в реальной жизни - не кто иной, как Крис
Кристоферсон - один из классических американских бардов, автор огромного
количества песен, во многом определивших современную музыку. И Крис
при этом очень близок русскому сердцу: тема утреннего дискомфорта освещена им не хуже, чем нашими
поклонниками портвейна.
Но Крис,
хотя и большой специалист в этой области, синдромом похмелья не никогда
ограничивался. Его песни стали классикой; их пели Элвис Пресли (Elvis
Presley) и Джанис
Джоплин (Janis Joplin) - но сам он делает это все равно лучше. Да и к тому же - в традициях
того же
Вуди Гатри да и всех достойных людей - остается совершенно таким же, как и
был -100% настоящим. Очень хороший человек. Крис Кристоферсон.
 Kris
Kristoferson - Silver Tongued Devil
И
парнями бардовское дело совсем не ограничивалось.
Джуди Силл,
например,
провела детство, играя на пианино в баре своего отца; примерной пионеркой ее
можно было бы назвать только с очень большой натяжкой: не успев окончить
школу, она была поймана за серию вооруженных ограблений, потом вышла замуж, и
муж приучил ее к разным неполезным порошкам. Вскоре она уже торговала собой
на улице.
В итоге
попала все-таки в тюрьму и там увидела путь к спасению. И начала писать песни.
"На меня
влияют Бах и Пифагор - говорила она. - В музыке слишком много идей, чтобы
отвлекаться от них на замуж и политику".
В итоге, вокруг нее стянулись известные музыканты;
Geffen, крупнейшая фолк-рок-фирма
Америки подписала с ней контракт - но характер у нее был не сахар, и
отношения с музыкальным бизнесом вообще не заладились. Жизнь ее оказалась коротка,
но два альбома, выпущенные ею, стали классическими.
 Judee
Sill - Crayon Angels
Когда-то
великий знаток биохимии Томас де Куинси сказал:
"Состояние вечной, безумной спешки, преследование земных, сиюминутных
интересов могут разрушить то величие, что заложено во всех людях".
Вдумавшись
в эту в виду простую фразу, один Джеймс Тэйлор совсем перестал куда-либо
торопиться и расслабился до полного логического конца. Песни, которые у него
получались в этом состоянии, пришлись настолько по душе напряженному миру
конца 60-х, что сами Битлз предложили ему выпустить пластинку у них на фирме
Apple. Он, недолго думая, согласился и стал национальным американским
сокровищем.
Его даже
хотели заключить в Форт Нокс, вместе с американским золотым запасом, но не
смогли найти, ибо он по полной своей расслабухе не оставил никому ни адреса,
ни
телефона. Что не помешало народу любить его беззаветной любовью.
 James
Taylor - Sweet Baby James
Перейдем
же от Джеймса Тэйлора к другим жильцам олимпийских вершин. Безусловно, на
самой вершине тогдашнего пандемониума, как надпись HOLLYWOOD на холмах
Голливуда, возвышалась троица Crosby, Stills & Nash, да благословит Аллах их пути.
Все трое
ушли из сверхпопулярных групп - Crosby из Byrds, Stills из Buffalo
Springfield, а Gram Nash даже пересек Атлантический Океан, покинув своих The
Hollies - чтобы играть в три гитары и петь на три голоса. Авантюра окупилась
- им не было равных в мире голосоведения. Вот, например, песня "Сюита о Голубых Глазах
Джуди", которая когда-то сильно вставила всем посетителям фестиваля в
Вудстоке.
Crosby,
Stills & Nash - Suite: Judy Blue Eyes
Как было
сказано однажды на одном пьяном углу: где трое, там и четверо. На втором
альбоме к Crosby, Stills & Nash присоединился еще один голос: неотесанный
правдолюб Нил Янг, бывший коллега Стивена Стилса по группе Buffalo
Springfield.
И
последующие декады Нил Янг то пел с ними, то пел поодиночке, то играл грандж за
десять лет до его появления, то записывал тихие полу-кантри альбомы - но
всегда был непримирим и непричесан.
Говорят,
что на таких людях держится мир.
 Neil
Young - Heart Of Gold
В эту
замечательную толпу фолк-рок-одиночек естественным образом влился и сын отца-основателя
современной песни Вуди Гатри, Арло. Арло отличался максимальной
хиповостью, копной длинных черных волос и - как ни странно - изрядной
музыкальностью.
И спетая им
песня о Новом Орлеане пришлась Америке по душе; Арло приняли в музыкальном
мире на ура, что никак не мешало таможенным чиновникам обыскивать его с повышенным вниманием
и часто находить то, что они искали - что, естественно, еще более
располагало к нему сердца простого рабочего люда.
 Arlo
Guthrie - City Of New Orleans
Ну а про
Дона Маклина я вам уже рассказывал не раз. Но поскольку музыка действительно
создает пространства, в которых обитает наша душа, то хочется, чтобы душам
обиталось привольно и радостно. И поэтому я никак не могу удержаться и
поставлю вам Дона Маклина; знаете как
сказал однажды строитель Кижей, окончив храм и закидывая свой топор в
Ладогу: "Не было такой красоты, и не будет".
 Don
McLean - Empty Chairs
Интересно.
Я долго подбирался к этой передаче и никак не знал, с какого конца за нее
взяться. Но, начав подбирать песни, вновь с головой окунулся в эту музыку,
как в разряженную
атмосферу этой красоты, и вновь любовь к ней проснулась во мне - и вдруг я
вижу, что эта музыка никогда никуда не исчезала; просто я отвлекся от нее. А музыка
здесь с нами и прекрасна как всегда.
 Joni
Mitchell - Gallery
И вы
можете совершенно резонно спросить - а зачем же я рассказываю вам про эти музейные
красоты? Да так, просто пришло в голову, что бывают альтернативы нашему
довольно унылому КСП; и мне хотелось показать, что с голосом и гитарой можно
сделать что-то еще. И еще - волшебное, ясное и чистое, как утро, настроение
этой музыки осталось непревзойденным и по сей день.
Вот и
выходит, что совсем эта музыка не музейная, а очень даже сегодняшняя. И говорит нам
о чем-то, крайне важном для нас. Интересно, услышим ли мы?
 Simon
& Garfunkel - Homeward Bound
Спасибо
вам, дорогие мои. Сегодня мы открыли окошко в прекрасный мир на целых
44 минуты - посмотрим же, что будет ждать нас дальше. С Богом и до следующей недели.
|