Суфии - Кто Они?,
25 марта 2007
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Сегодня у нас 25 марта - самый подходящий день для рассказа о суфиях. Итак -
кто же такие - суфии?
Sonzoo
- Sufi Meditation Song
Справка из
энциклопедии:
"Суфии -
мистическая традиция, считающаяся эзотерическим направлением ислама. Суфизм
включает в себя разнообразные направления и практики, направленные на
очищение сознания и осознание Божественной любви".
А что про
себя говорят они сами?
"У суфизма
никогда не было родоначальника или исторического происхождения. Он
существовал с самого начала, потому в человеке всегда был свет, который
является его второй природой; а свет в своем высшем аспекте может быть
назван знанием Бога - то есть Суфизмом. Во времена Христа суфии были одними
из первых, кто услышал его; во времена Мохаммеда суфии с горы Зафа первыми
ответили на его призыв".
Так сказал
Хазрат Инайят Хан, суфийский учитель, первым принесший суфизм на Запад в
начале XX-го века.
Исторически
же суфизм стал известен в XI веке в Средней Азии, распростространился по
всему Ближнему Востоку, а временем его расцвета принято считать XIII-XVI
века.
Mahavishnu
Orchestra - 1000 Islands Park
Цель
каждого суфия - это видение Бога. Суть их практики проста: в каждый момент
своей жизни суфий с любовью принимает все, что с ним происходит как
проявление Бога. Они считают, что, закончив обучение, нужно не бежать от
мира в поисках спасения, но жить в самой гуще жизни, ибо все, что есть в
мире - проявление возлюбленного Бога.
Поэтому
главная цель суфия - это избавиться от двойственности и обрести Единство.
Ведь нелепо считать, что Бог там, а мы здесь.
Суфии
считают, что главным врагом человека является его собственное "Я", как
стеной отделяющее его от Создателя.
Есть такая
притча: один человек встретил дервиша и спросил - откуда идешь, странник?
Странник ответил: "из ада". "И что ты там делал?" "Мне нужно было огоньку,
чтобы раскурить трубку". "И что - дали тебе прикурить?" "Нет, тамошний царь
ответил, что у них нет огня. Я, конечно, спросил - как же так, в аду и без
огня? Хозяин ада ответил мне: "Говорю тебе, у нас нет огня; каждый приходит
сюда со своим собственным".
Этот огонь
- и есть наше собственное "я".
Борьба с
этим "я" - и есть та самая "великая священная война", подлинный джихад. А
метод справиться с "я" - "перестать воображать, что Бог отсутствует".
Nusrat
Fateh Ali Khan - Night Song
Суфизм дал
миру огромное количество прекрасных поэтов. Суфии вообще склонны изъясняться
притчами или стихами - что неудивительно: как еще можно сказать о том, что
больше всяких слов?
Но большая
часть суфийской литературы написана так, что удивляет тех, кто не знает ее
внутреннего смысла. В стихах великого Хафиза Бог едва упоминается, в поэмах
Джами - вообще о Нем ни слова; Омар Хайям пишет только о вине, возлюбленной
и одиночестве. Что это за духовность ? И действительно, в стихах суфиев
формально мало религиозности.
Дело в том,
что эти поэты справедливо боялись, что как только их признают "духовными",
им всегда придется выглядеть "духовными", говорить "духовно" и вести себя
"духовно". А это - верный метод потерять свободу и стать двуличными
демагогами. Словами легко спекулировать - а Истина выше любых слов.
Massive
Attack - Teardrop
Центральная
тема жизни суфия - свобода души. Как говорит великий поэт-суфий Джелаладдин
Руми :
"Душа на
земле - в тюрьме, и она будет оставаться там, пока живет на земле".
Человек
может давать или не давать себе в этом отчета, но в каждой душе есть
глубочайшая жажда подняться над этой тюрьмой, вырваться из этого плена; и
утолить эту жажду можно лишь духовным достижением.
Поэтому
суфии советуют: "Живи в мире, но будь не от мира".
Джелаладдин
Руми был уважаемым человеком; писал книги. Но однажды в его доме появился
оборванный дервиш. Руми, по своему обычаю, вежливо приветствовал его. Дервиш
подошел к столу, где лежала книга, над которой работал Руми, и выкинул ее в
окно. Руми воззрился на него в изумлении. "Неужели тебе не надоело писать и
читать" - сказал дервиш, "теперь вместо книги изучай жизнь. Ведь все вещи,
которые кажутся важными - что они будут значить в момент, когда ты покинешь
этот мир? Гораздо важнее то, что уйдет вместе с тобой, потому что решение
этой проблемы приведет тебя в вечность".
После этого
разговора Руми осознал, что важно не приобрести знание, а жить этим знанием;
важно не говорить, а быть. Он отказался от своего уважаемого ранга и ушел
скитаться вместе с этим просветленным дервишем.
Через
несколько месяцев дервиш исчез, и Руми погрузился в глубокую печаль: от
прежней жизни он отказался, а учитель, который дал ему новую жизнь, оставил
его. Эта печаль и стала его посвящением: из этой боли родилась его подлинная
душа. Руми
стал величайшим из поэтов-суфиев.
Zikr
Обучение
суфиев строится на отношениях "учитель-ученик"; только учитель знает, что
нужно ученику на каждом этапе его обучения, и дает ему это. Обсуждать это со
стороны - невозможно; по книгам суфием не стать.
Однако - в
общих словах - продвижение по Пути достигается медитацией, постоянной
памятью о Создателе и очищением психики от негативных мыслей и чувств. Ключ
к Пути - это любовь к Богу и людям, независимо от их расы, религии и
национальности; любовь без мыслей о вознаграждении. И она не умозрительная,
а совершенно простая, проще ничего не бывает.
Когда
понимаешь, что тебя нет, а есть только Бог, частичкой которого являешься и
ты, и все остальные живущие на земле, начинаешь видеть истину. И лучше ее
ничего нет.
Баязид
сказал: "30 лет я искал Бога. Но когда я присмотрелся внимательнее, я
увидел, что в действительности это Бог искал меня".
Ranjana
Sangeet - Tumi Amar
А бывает,
что духовные наставления передаются вне зависимости от расстояния между
учителем и учеником; несущественны даже рамки времени - таким образом,
ученик может получить наставления от учителя, находящегося в тысячах
километров от него, или вообще давно оставившего свое физическое тело. И это
- не фантазия, а реальный факт жизни.
Mevlana
Мансур
иль-Халладж, находясь в экстазе от созерцания Божественной истины, ходил по
улицам и кричал: "Я - Истина". Понятно, что он не говорил это о себе; он был
в состоянии, которое называется "Фанаа" - исчезновение своего "я" перед
лицом Бога. Но по законам ислама подобное богохульство наказывается смертью.
Несмотря на любовь и уважение, которое люди испытывали к Мансуру, закон есть
закон. Он был жестоко казнен. Но когда его тело сожгли и пепел сбросили в
реку, пепел образовал там слова "Я - Истина".
Nahan
Khaneh Del
Многие
говорят: "я верую только в Моисея" или "я верую только в Христа". Некоторые
говорят, что верят только в Веды - или другие древние писания.
Но суфию
все равно - кто сказал; ему важно только что сказано. Он учится у каждого
учителя. Он принимает слова Христа и Библию; он видит истину в Коране и
Веданте. Он видит во всем одно писание; во всех формах одну истину.
Он никогда
не скажет, что какая-то религия чужда ему.
В любом
храме он видит Единственного, все Того же, живого Бога, а не идолов. И при
этом его истинный храм - это его собственное сердце, в котором живет
Возлюбленный Господь.
Вопрос не в
том - какой религии человек следует; вопрос в том, чтобы жить этой религией.
В сердце каждого человека находится сокровище и религия существует для того,
чтобы помочь человеку обрести его.
Yusuf
Islam - The Beloved
Дело суфия
- объединить религию и жизнь, сделать повседневную жизнь восторженной
молитвой. Это звучит, как красивые слова, но на самом деле просто и
очевидно.
Сейчас
духовность стала отделена от материальной жизни, и поэтому Бог отделен от
человечества. Дело суфия - донести до сознания мира: можно погрузиться так
глубоко в свое сердце, что увидишь - в глубине сердца ты един со всей
жизнью, со всеми душами. И извлечь из этого источника гармонию, красоту,
мир и силу.
Хадрат
Сухаил бин Абдулла Тустари сказал: "Каждый день Господь говорит нам:
"Любимый мой! Каждый день я мечтаю встретить тебя, но ты не помнишь Меня. Я
приглашаю тебя к Себе, но ты отворачиваешься. Я старательно убираю
препятствия и беды с твоего пути, но ты совершаешь все новые и новы грехи.
Как ты несправедлив ко Мне!".
Beatles
- Sun King
Для суфия
Бог не в высочайшем раю, но рядом с ним, вокруг него, в нем самом. И тогда
рай - на земле, и вся земля - рай. Тогда нет никого живее, чем Бог; нет
никого, более понятного, чем Бог; все имена и формы наполнены Богом. Каждое
слово молитвы, произносимой суфием - живое слово. Оно не только приносит ему
благословение - оно приносит благословение всем вокруг него.
Такая
молитва - единственно истинная; когда человек молится так, все, о чем он
молится, дается ему.
Только
когда человек видит Бога во всем, он действительно видит Бога.
Jacques
Arcadelt
И
напоследок - вот? как сказал один суфий:
Есть три
пути узнать что-то. Вот, например, пламя. Можно услышать о пламени; можно
увидеть его своими глазами; и, наконец, можно протянуть руку в огонь. Мы,
суфии, хотим сгореть в Боге.
Так пусть
же это удастся всем, кто этого хочет. Спасибо вам!
|