Можно говорить о
многих индивидуальностях, но, в целом, два
человека, правильно распределившие свои роли в
бэнде - этого уже достаточно, чтобы смог
проступить проект гармонии. Так, в тоскливый
манчестерский Понедельник некто Джонни Марр,
местный музыкант и щеголь, постучался в дом
угрюмого поэта по имени Морисей. Поэт прочитал
ему стихи, музыкант что-то сыграл на гитаре. В
слезах они обнялись. Они уже знали, что создадут
лучшей британский бэнд 80-х. История их
сотрудничества описана в тысячестраничном
романе.
Британия - страна
наиболее высокого сознания. Признавая свое
сознание за единственную реальность,
островитянин с гораздо большей легкостью, чем
другие люди, признает независимое от него
существование окружающего мира. Ему легче даются
контракты с этим миром. В общем-то, бэнд в каком-то
смысле и есть такой контракт.
Но самое главное
вот что - в бэнде сходятся две ранее независимые
художественные величины - поэзия и музыка.
Конечно, в классической Европе блистали оперы, и
даже оперы Вагнера, где поэзия занимала очень
достойное место (на Тристане такой гигант
русской философии как А.Ф.Лосев получил одно из
просветлений), однако Вагнеру и не снилось, какие
слова положат на музыку в XX веке.
Именно этот факт и
можно назвать глобальной революцией в области
художественного труда, возвращением в эпические,
акынские времена, когда сказитель подыгрывал
себе на кифаре, или лютне, или домре и слово было
составной частью музыки и не знало еще искушений
бумаги. Круг как бы замыкается - и два, а то и три
тысячелетия европейской истории уходят в никуда.
- Что ты малыш уснул
- на домбре звенит Джамбул
помню я с Первого класса.
- Встала из мрака
младая с перстами пурпурная Эос. -
помню я с первого курса.
Барды, рапсодии,
аэды, трубадуры, менестрели, друиды, миннезингеры
и прочие стоят у истоков любой культуры. Следует
помнить, что первым из сохранившихся для нас
рапсодов в Европе был слепой Гомер,
передававшийся из уст в уста по всему греческому
архипелагу пол-тысячелетия, пока не посадили
человека - записывать.
Сборник Боба Дилана
тоже выходит через 10 лет после начала его
карьеры, а Гребенщикова - через 20 (Россия - баба
нерасторопная).
В Греции слово и
музыка начинают разводиться уже следующей
эпохой афинской классики, когда лирических
поэтов увлекают страсти и риторика, и они
забрасывают свою кифару, когда суровые поэты -
трагики разгоняют развеселую дионисийскую
шарагу, оставляя им финальную Драму Сатиров в
качестве забавы. Мир музыки и математики
оформляется особо. Баланс, выдерживаемый
эпической поэзией, нарушается. Миры поэзии и
музыки обособляются. Дальнейшая история
культуры пойдет по пути дальнейшего разделения
слова и музыки. Поэты уже не смогут отказаться от
бумаги, а музыканты от своих нот.
Но так или иначе, всегда существовала народная
песня. С ней вообще никогда ничего не случится. К
ней пытались обращаться романтики, но только XX
век сумел воссоздать и пересоздать ее в акустике
и электричестве.
Каким-то образом
британские группы сумели воссоздать архаический
средневековый саунд с теми или иными потерями.
Греческий саунд воссоздать уже невозможно. Вряд
ли тот, кто изучит древнегреческий и врубится в
их музыку, сможет что-то сделать реальное. Музыка
Древней Греции мертва.
Про Египет в этом
смысле мы почти ничего не знаем. Рим не дал миру
музыки, это был воинственный гордый собой
муравейник.
Только в XX веке
снова воскресает то самое архаическое единство,
которое было утеряно все более
специализировавшейся культурой Европы. И, по
моему мнению, это решающий факт истории культуры
последнего тысячелетия.
Обратимся теперь
к поэзии бэнда.
Поэзия - иначе ее
называют "ноша правды" - может быть самый
неявный, неочевидный, неуловимый, скрытый за
ревом гитар и грохотом барабанов, элемент бэнда,
однако именно она является душой бэнда. Однажды
человек произнес слово - и мир изменился
навсегда. Отказаться от него он уже не сможет. Так
или иначе, слово "является главной
коммуникативной единицей".
Никто, включая
таких титанов критического жанра, как Грейл
Маркус и Лестер Бэнгз, не изобрел еще такого
прибора, которым можно было бы засечь поэзию в
рок-н-ролле, отделить поэзию от непоэзии. Что с
того, что я сейчас скажу: поэзия - это когда
банальность поворачивается к слушателю своей
странной гранью? Это не прояснит картину, это
лишь еще одна красивая фраза, которыми мы
пытаемся угадать красоту, проступающую за
спетыми со сцены словами. Но всегда ли это
красота? Каракули двоечника Сида, от нечего
делать ерзающего на последней парте, через пару
лет станут самой чудовищной песней, от которой
содрогнется сан-францисский Winterland. Песенка
называется "Belsen Was a Gas"- о том, что газовые
камеры были кайфовой штукой. О поэзии Дилана,
Гребенщикова, Нила Янга, Лу Рида, Морисси, Майкла
Стайпа и даже Мамонова можно писать диссертации,
однако кто напишет статейку о поэзии Янки
Дягилевой в песне "Ангедония"? Какой
писатель опишет те места, куда уносится муза
Джимми Хендрикса? Или то, как высокопоэтически
хрюкает Роттен в конце альбома Секс Пистолз? Где
ориентиры, если высочайшее мастерство подобно
неумению? Кто будет разбираться в каракулях Джо
Стаммера и Мика Джонса, ко времени создания London
Calling уже позабывших школьную грамматику? Кто
будет расписывать на бумаге голоса Бэнд с их
первого альбома - восклицающие, охающие,
предостерегающие, тревожные, умиляющиеся,
ахающие, взывающие? Кто сможет рассмотреть
акцент подземной сырости и подвального удушья,
который вносят The Residehts в классической "Jailhous
Rock", в свое время победоносно исполненной
Элвисом Пресли? Или то, с какой тревогой в голосе
Джордж Харриссон на Savoy Truffle перечисляет
всякие вкусности, присутствуя на этом скромном
буржуазном пиру страшным всевидящим
инопланетянином?
Поэзия скрывается и
раскрывается в запомнившихся обрывках
сновидений, фрагментах правды, циничных выпадах,
апокалиптике обиженного школьника, откровенных
бредовых прогонах, странных сближениях,
пиратских воззваниях, видениях рая. Чтобы
подвергнуть все это анализу, нужно начинать
новую науку, но представьте себе этого нового
Ломоносова, корпящего над наркоманским бредом?
Куда приведут его эти занятия?
Анализ этой поэзии
лишь умножает поэзию, и слава Богу, что еще очень
нескоро выродится она в скучную гуманитарную
дисциплину.
Поэзия является
тайной пружиной рок-группы. Это - послание группы
на языке, понятном их аудитории, правда жизни
какого-то человека, которой он делится с другими
людьми, какой бы жестокой, прекрасной, горькой
или бездарной она ни была. Такой бэнд и есть чудо -
музыкальный оркестр, наделенный даром
осмысленной речи.
Поэзия является
тайной сущностью бэнда, и поэт - ее главным
героем, и тот же поэт - главное зло бэнда.
Отсутствие поэта в группе, подобно Rolling Stones, это
подарок богов. Слушая свою внутреннюю музыку,
поэт не слышит музыки, которая его объемлет, он
мешает ей, и - в итоге оркестр. Зачастую его
выгоняет сама группа, как скажем, Creedense или The
Replacements поступили со своими лидер-вокалистами, и
тогда группа, к своему удивлению, вдруг остается
ни с чем. Иногда сам поэт, вознесясь до небес,
решает оставить группу. Чаще он просто погибает.
Крыша поэта наиболее неустойчива, и только самые
сильные из них выживают.
Да, как правило,
группу разваливает поэт - хотя с тем же успехом ее
может развалить музыкант - но так ли уж в нем дело?
Да, его уносят собственные фантазии, у него в
голове зреет план захвата мироздания, он
начинает верить в свою мессианскую роль, подобно
Александру Великому, к нему в голову приходит
идея, что он есть сын Бога - и это верно, но
все-таки дело в другом. Никто уже не способен
удержать музыку, которая покинула этот мир.
Солист просто уходит из мира, который покинула
музыка.
Что расстраивает
эту музыку? Чье-то истеричное соло? Ощущение
исчерпанности этой музыки и чувство
самоповторения? Девушки, выкрадывающие
музыкантов, дети, которым нечего есть?
Акулы-менеджеры, объебывающие группу? Слава?
Личные интриги? Наркотики? Все, что угодно может
стать ответом на вопрос, потому что, как сказано
поэтом, ответ знает только ветер.
История распада
бэнда гораздо трагичнее, чем смерть героя. Что с
того, что герой подсел на героин и отправился с
этого света? Что с того, что на последнем концерте
Хендрикса мы присутствуем при агонии бога,
убивающего себя? Все они творили свою судьбу
своими руками. От заката бэнда веет самой
невозможной грустью. Никто не властен что-либо
тут изменить, ибо вступили в силы те же фатальные
законы, превышающие отдельную волю, которые в
свое время творили этот бэнд. Индивиды, некогда
слушавшие общую мелодию и послушные душе бэнда,
входят друг с другом в неизбежное столкновение.
Растут обиды. Нанимаются адвокаты.
Подсчитываются деньги. Ангел-хранитель
презрительно отлетает от бэнда, и
сестренка-паранойя уже тут как тут.
Да, распад бэнда
определяет его судьба. Но судьба непознаваема, и,
спускаясь с небес на землю, мы можем утверждать с
целью назидания: процесс творения останавливают
сами люди. История бэндов доказывает, что человек
не столько источник творчества, сколько его
камень преткновения. Признавая распад бэнда
процессом фатального свойства, мы, к счастью для
себя, упускаем тот самый повседневный мир,
который вновь открывается нам, на сей раз в своей
неприглядности, в последних днях группы. На сей
раз этот мир освещен искусственным светом, он
кишит корреспондентами, репортерами, адвокатами
и т.д. и т.п. Однако музыка покинула этот мир. Это
та же повседневность, но на сей раз ослепленная
вспышками камер, сбитая с толку славой и
деньгами. Мы застаем бывших подростков теми
суетными взрослыми людьми, над кем они в свое
время смеялись в своих веселых песенках.
Как бы там ни было,
рок-н-ролльный бэнд совершил в культуре
подлинную революцию. Эта революция касается как
культуры в целом, так как и каждого человека в
отдельности. Метафизически привилегированного
класса, каким со времен Возрождения был класс
художников, творцов, поэтов, писателей и т.д.
больше не существует. Отныне искусство будет там,
где каждый этого захочет и сможет.
Правильно
сформированный подвижный музыкальный оркестр и
есть флейта неба. В иные моменты, как это было,
например, с Битлз, это очевидно для всего мира. В
других случаях, как например, с группой Аквариум,
это очевидно для 1/6 части планеты. В третьем
случае, это очевидно только для узкого круга
слушателей, собравшегося вокруг бэнда. Наконец, в
четвертом, наиболее плачевном случае - это музыка
только самих музыкантов, запертых в своем
подвале.
Таким образом,
обрисовав культурную панораму как я ее сейчас
вижу, я перехожу собственно к предмету данной
книги.
Аквариум в
русском роке ближе всех приблизился к тому, что
можно назвать "британский бэнд". В лучших
образцах их музыки есть подлинное равновесие
инструментов и голосов. Ни одна русская группа не
звучала более полновесно. Как ни ругайся на
Аквариум и на его "художественного
руководителя", эта группа - одно из самых
прочных звеньев в истории новой русской музыки, и
ее история доказывает это все в лучшем виде.
Эта история еще
будет написана, и в общем-то, она является
предметом данной книги. В одной из своих дурацких
песен БГ спел: "мы хотели войти в историю, мы
туда не вошли", однако это не совсем точно.
Аквариум вошел в историю. Другое дело, что "из
каждой двери можно сделать шаг", и значит - из
истории всегда можно выйти. И, конечно, следует
помнить, что не весь Аквариум - история, что в нем
есть то, что в историю еще не попало, что попадет
туда еще очень нескоро.
Но в целом, мне
кажется, именно с них начинается какая-то очень
молодая, однако более жизнестойкая, чем любая
другая, ветвь российской культуры. Я говорю о
вероятном историческом будущем.
Их внутренняя
история всем известна. Лучше всех она описана
самим БГ в Правдивой Автобиографии Аквариума,
что все они, в общем-то, полные идиоты. Идиотизм
как память об Общем Сознании видится мне одной из
главных предпосылок развития музыкальных
способностей индивида. Это некий старт.
Вспомните стихи Джорджа, первого поэта Аквариума
- это полный идиотизм.
Первое подробное
исследование жизни и творчества группы - книга
Ольги Сагаревой, посвященная 20-летию группы.
Подробной и точной дискографии пока нет, однако
над ней уже начали работать люди. Когда закончат
работать эти люди, ей заново займутся другие
люди. Третьи люди начнут спорить со мной. Потом
те, кто спорили со мной начнут спорить с самими
собой. Но выиграет тот, кто двинется в быт. Он
напишет 800-страничный документальный роман, и его
книга будет наиболее читаема. Там будут
омерзительные подробности личной жизни
музыкантов, от которых вздрогнут фаны. Если он не
найдет таких подробностей, он их выдумает.
Слава Богу, в силу
неповоротливости России, такая книга случится
очень нескоро.
Таким образом,
история Аквариума - дело уже решенное. БГ может
никого не торопить, а сам поскорее все забыть.
Потому что о самой истории, кроме ее участников,
уже не узнает никто. Правильные акценты уже не
расставить. Остается просто по-журналистски
пиздаболить или кидаться говном в Аквариум. Но
это совершенно бессмысленные занятия.
Всем известно, что в
разные свои периоды Аквариум представлял из себя
особый коллектив. Он был электрическим,
акустическим, ориентальным, порнографическим и
полуюродивым, блаженным и полублаженным, боевым
и панковским, занудным и камерным. Я вспомню его
только таким, каким увидел его в первый раз.
Когда я впервые
увидел Аквариум в Москве, я совершенно не знал,
что я увижу. Я и раньше бывал на каких-то
помпезных рок-шоу с пускаемым под занавес дымом
типа группы Аракс или Пинк Флойд, которые вселяли
в меня странную зевоту. Аквариум я полюбил сразу,
прослушав Треугольник и Радио Африку. Я
достал ими всех своих знакомых и, в общем-то, это
было все, что я знал и хотел знать о нашей
рок-музыке. Мне этого вполне хватало. Рок-музыка
была для меня экзотикой , Западом, который
находился тогда в совершенно другом измерении.
Хард-рок, проникший в Россию, казался мне музыкой
для людей с низким уровнем сознания. Но в целом
рок-музыка была планетой, путешествие куда я
старался откладывать как можно дольше, потому
что я знал, что оно затянется.
На самом деле я до
последней минуты не верил, что услышу Аквариум
живьем. Меня постоянно куда-то перемещали. Я
помню, что бродил по какому-то коридору, сидел в
зале, курил в туалете - и отовсюду меня гнали.
Потом я оказался в толпе возле закрытой двери от
лестничного пролета. На страже стоял пионер и
никого не пускал. Народ возмущался и уплотнялся.
Потом какой-то человек, поднимаясь, подняв над
головой гитару, прошел сквозь толпу. "Куда
вы?" - спросил пионер. "Моя фамилия
Гребенщиков" - очень вежливо ответил человек. Я
вспомнил, что лидера группы Аквариум зовут
Гребенщиков, и меня просто ошеломило как человек
смог пройти через плотную сгрудившуюся толпу,
вообще не затрачивая усилий.
В итоге и я как-то
продрался. В зале все было очень мирно, народ
ажиотажа не высказывал, богема театрально
называла громкие имена типа "ранний Майк,
поздний Майк", видимо специально для меня,
который тогда их не знал. На сцене, настраиваясь,
музыканты говорили о чем-то своем, словно не
замечая зала. Внезапно БГ мог бросить в зал, чуть
хвастаясь: "а вы знаете, что мы записали новый
альбом? Как он будет называться - секрет, но он уже
есть". И снова уйти в свои провода. Но улыбка
Гребенщикова была разоружающая . Я сидел
совершенно обалдевший, предвкушая действо. Потом
они все разом вернулись и расселись по местам:
две скрипки (Куссуль и Воропаев), виолончель
(Гаккель), бас (Титов), перкуссия (Фанштейн) и
акустическая гитара (Гребенщиков). Программа
была составлена из песен с альбомов День
Серебра, Ихтиология, частично Детей
Декабря, которые и были "секретом". Это был
декабрь 1985, концерт в ДК им.Курчатова. Очень
морозный день.
Я впервые увидел
оркестр. Это был настоящий, плохо
сбалансированный, но поразительно живой
бардачный рок-н-ролльный оркестр, который играл
музыку как бы по наитию. Голос Гребенщикова был
удивителен, казалось, что в какие-то его
интонации врывается свет. Я не все слова понимал,
но я сразу понял, что то, о чем он поет, едва ли
имеет четкую словесную форму. Но несколько
внятных фраз были прекрасны. В оркестре
присутствовало слово, поэзия, которая никогда
так вольно и победно не чувствовала себя в мире
таких разных звуковых пространств. Это был
чудесный русский оркестр, наделенный даром
поэтической речи. Я слушал какую-то музыку и
много читал поэзии, но о таком чуде я не мог и
предполагать. Я не был тогда знаком с
ирландско-кельтской народной музыкой, да и
вообще толком с рок-музыкой - и слава Богу, что я
не думал о каких-то "влияниях", цитатах и
просто слушал это чудесное звуковое
пространство. Мне показалось тогда, что я впервые
наконец услышал русскую музыку такой, какой
всегда хотел ее слышать. Короче, я совершенно
охуел. Окончательно добил меня Сева Гаккель,
своим скрежещущим соло на виолончели в конце
"Ангела". Я вылетел.
Придя домой я
задумал написать статью о группе. Писал я ее
почти 10 лет. Признаться, меня от нее уже тошнит.
Однако, прочесть ее нужно всем до самого конца. |