Забвение культуры
своей страны Аквариумом было предопределено
диалектикой самой культуры. Наряду с культурно-исторической
памятью, в иные эпохи особенно благоприятно
послать все на фиг и вообразить себя новым Адамом.
Хитроумный вестник блага не обходится без толики
забывчивости.
Этого требует,
наконец, его нормальная физиология. В этом смысле
физиологична сама культура, если ее
рассматривать как единый организм. Человек,
который провел длительный срок в безобразной
неволе, чтобы жить дальше - отгоняет видения
прошлого. Иначе, разгораясь и разгораясь,
поддерживаемые кислородом памяти, они поглотят
его в своем огне. Рок-н-ролльное поколение нашло
тот безотлагательный выход за пределы
исторической обремененности, который требовала
физиология культуры. Оно поспешило забыть
историю своей страны. Через пять лет оказалось,
что эту историю не помнит никто.
Российский ад
находился слишком близко, он не был в
недосягаемой преисподней, где сомнительные
черти жарят кого-то на сомнительной сковородке.
Ад был в истории, на расстоянии одного поколения,
и из него вырывались еще языки пламени. Двигаться
дальше можно было лишь отодвинув его на
внутреннюю дистанцию. И рок-музыка явилась для
поколения заклятием советской ночи,
исторического ада России.
Аквариум находит
новое место художника, "красивый холм",
который не захлестывали общественные миазмы.
Разве что туда попадали какие-то брызги,
способствующие созданию таких милых шедевров
как "Козлодоев"... С этого холма взгляд
простирался в дальние дали, и эта дальнозоркость
позволяла не фокусировать зрение на том, как
социум стремительно впадал в однозначную
зависимость от лексики политинформации.
В песнях Аквариума
гаснут социальные темы. Если они появляются, то
только как добавочные полутона к другим темам -
первичным основам обыденной жизни. Возвращение к
весомости и важности таких вещей как Дом, Чай,
Путь - одна из миссий культурного героя эпохи
застоя.
Аквариум был
крамолен только тем, что выше всего они ставили
мастерство (так и не став профессионалами). В
конце концов БГ - конформист, послушный подданный
некоей иерархической Империи, и он не обременен
ответственностью за творимое на других этажах
общества зло. Он лишь знает свое место работы и
оттуда его не попрешь. "Мое место здесь".
На самом деле
Аквариум попрощался не с культурой России и ее
историей, но с XIX веком и с тем, что осталось от
него в веке XX. С системой ценностей, заданной
русской литературой. БГ отграфоманил в 1975 (сказочка
"Иван и Данило" сошла на него как сон в 1986 - на
каникулах). В том же 1975 БГ понял, что и с театром
ему не по пути. Про поэзию он высказался году в 1985
- " я бросил писать стихи, решительно и
бесповоротно. В этом нет больше смысла".
Русская Литература
XIX века была божественным медиумом. Во второй
половине XX века эта же литература исчерпывает
свою тему - Бытие Бога - и замыкается на себе:
вопрос богоявления сменяется вопросом
самовыживания. В свое время Запад воспринимал
эту литературу как сказку - так же как мы сейчас
читаем Толкиена. Сейчас, в 1994, этот медиум, бывший
некогда культурным знаменем России, больше не
работает.
Из всей русской
культурной традиции ближе всего пришлась
Гребенщикову церковь. Но церковь всегда была
слишком далека от светских традиций. И главное, в
отличие от негритянской церкви - создавшую
традицию госпел и соул-музыки, церкви, незримо
стоящей за всеми черными исполнителями, включая
самых отверженных блюзовиков и рэпперов, русская
церковь всегда была страшно далека от музыки. И
до тех пор, пока православие не впустит в себя
музыку, оно будет оставаться замкнутой
религиозной сектой.
В 1987 году по ТВ
состоялась беседа БГ с А.М.Панченко, специалистом
по Древней Руси. Они говорили на разных языках,
стараясь понять друг друга, и единственная тема,
которая могла их сблизить, была именно
православная духовность. Но жаль, что любитель и
профессионал не могут как следует разговориться.
Жаль, что наука и практика так друг от друга
далеки.
Кому-то в Аквариуме
не хватало отчетливого бунтарского момента (москвичам,
живущим близ Стозевного Дракона), потому что
протестом Аквариума был социально-политический
похуизм. Но этот протест вышел строительством.
Это было не отрицание, а замещение ценностей.
Аквариум преодолел бунтарство и сумел ощутить
себя частью культуры. БГ говорил, что рок
противостоит культуре только на определенном
умственном и возрастном этапе, потом он начинает
впитывать. И никто, так как Аквариум в русском
роке не прошелся по мировой культуре, найдя там
что-то свое не по букве, а по духу.
Не мне вычерчивать логику развития русского
рока. Я выбрал Аквариум, потому что на их примере
лучше всего виден сдвиг сознания, отражением
которого была наша рок-музыка. Плюс ко всему я был
их фаном. Думаю, история русского рок-н-ролла уже
состоялась. История русской поп-культуры не
состоялась и на 1/10. Естественно, все это догадки.
Начало массового
увлечения западными молодежными делами падает в
нашей стране на середину 60-х, и весь наш рок
проходит под знаком благой вести с Запада.
Другими словами, это было простое копирование
прекрасных первообразов. Нам оставалось лишь
уклоняться от заданного маршрута и, возможно,
кому-то это удалось, несмотря на отсутствие денег,
аппаратуры и полицейское давление вышестоящих
организаций. Можно только гадать, что же
оригинального внес русский рок в мировую
культуру (скорее всего ни фига), но факт есть факт:
рок был единственной молодежной отдушиной эпохи
безгласности и единственным альтернативным
описанием мира. На его плечах лежала тяжесть
философии поколения. Рок-н-ролл был героем 80-х,
единственным публичным происшествием тех лет.
"Движение бардов
распалось, - говорил БГ. Все они романтические
одиночки. Кодекс одинокого рыцаря, меланхолии, да
и принцип исполнения - один с гитарой ... Рок-музыка
обязательно коммунальна. Люди делают что-то
вместе, раскрывают себя и обогащают друг друга".
На место рыцаря-одиночки заступает рок-группа,
объединение людей одного ремесла. В рок-группе, в
самом производстве песни возрождаются старые
принципы средневековой цеховой артели. Каждый
отвечает только за свой участок работы, и иногда
даже не знает, чем занят другой. И при наличии
готового продукта (песни, альбома) совершенно
неважно кто, что и куда внес. Разбираться с этим -
скучная канитель критики.
Но отсутствие
музыкального профессионализма помешало выйти
нашей рок-музыке на мировую арену. Самое ценное в
ней все же тексты - именно там лежит весь ее
национальный колорит. И рок лишь модернизировал
старые принципы бардовской песни, подпустив в
нее немного электричества. Несмотря на частые
заявления наших рокеров, что пора бы заняться,
наконец, музыкой, музыкой никто так и не занялся.
Рок был публицистикой, уличной героикой,
тотальным стебаловом, театром одного актера,
рассказом о скорбном житье-бытье, лестницей на
небеса, альтернативой принятому мировосприятию.
Музыка как бы еще не вылупилась из жизни, она
входила в сам ее состав.
Аквариум были те,
кто попробовали выдержать этот баланс - между
музыкой и не-музыкой. Аквариумная текстовая и
музыкальная эклектика одушевлена прикосновение
конкретных людей, равно как и глубиной
переживания той или иной переводной строки. И БГ
и Майк черпали из англоязычной рок-поэзии,
перекладывая на русский Боба Дилана, Марка
Болана, Брайена Ферри. БГ всегда ощущал рок-мир
как братство, и обвинения его в плагиате были
непониманием самой сути вещей.
Русско-советский
рок был обречен на музыкальную вторичность, но
можно ли этой вторичностью перечеркнуть
Аквариум, Кино, ДДТ, раннюю Алису, Башлачева, Ноль,
других? Можно ли найти в западном роке что-то
адекватное Янке Дягилевой, национальной
гордости великороссов?
Важно, что рок-н-ролльщики
создали это МЫ, которые могли их понять и
поддержать - аудиторию слушателей. У каждой
группы она была своя. "У нас есть шанс"
Аквариума или "Дальше действовать будем мы"
Кино подразумевало не только группу, но целое
движение. Это спето одним человеком или группой,
но каждый может найти себя в этой фразе. Фон рок-музыки
всегда позитивен, рок-н-ролл настроен на
дружеское взаимодействие со своей аудиторией.
Художник, настроенный на конфронтацию, устарел
как бивень мамонта (в панке он просто придуряется).
"Первые шесть лет
я писал песни только для друзей, для тех, кто мог
понять ссылки на Чжуан-Цзы или кого-нибудь еще,
для узкого круга" - с каждым годом узкий круг
Аквариума расширялся, в него вовлекались все
новые и новые люди, неважно, пили они портвейн с
Гребенщиковым или не пили. И это были очень
разные люди, у которых других общих тем, кроме
Аквариума, может быть, и не нашлось бы.
Аквариум отразили
сдвиг общемирового сознания - в своей работе, в
образах песен, в музыке. Уже в 70-х БГ лучше, чем кто
бы то ни было, знал, куда смотрит история. Он знал,
что словесный тип культуры отжил свое. Поэзия
учила одиночеству, рок-н-ролл учил жить среди
людей.
Сама постановка
вопроса - рок и остальная культура - говорит о
каком-то принципиальном отличии рок-музыки от
всего остального. Не подлежит сомнению, что с
появлением рок-музыки (или правильнее - поп-культуры)
традиционная культура антично-христианского
источника начала съеживаться, занимать свое
место в музее, становится насквозь гуманитарной
и бескровной. Всю тщету этой культуры воочию
увидел послевоенный мир, читая дневники
нацистских палачей, наслаждавшихся Моцартом. Это
не парадоксы классики. Честнейший христианин
Ницше оказался идеологом массовых убийств. Это
тоже не парадокс, потому что и немецкий фашизм и
русский коммунизм - ядовитые цветки именно
европейской Традиции, ставшей нигилистической в
своем существе. Нацистский погром Европы, как и
коммунистический концлагерь, в который
превратилась Россия, лишь актуализировал этот
Нигилизм Европейского Сознания, переведя его из
потенциальности научных и философских трактатов
в грубую реальность.
Альтернативу могла
предложить только Америка - новый континент, еще
не узнавший распада сознания. Там собралась
очень бардачная компания, и каждый принес с собой
свой домашний инструмент. И поехало. Бестолковые
негры подключают к своим гитарам электричество и
фактически высекают новый звук, как добывают
огонь. Этот звук развивается до сих пор. На новой
земле рождается абсолютно новая традиция.
Эта традиция
остается живой и по сей день, потому что ее
влияние огромно: эта музыка впервые в истории
человечества становится не просто
интернациональной культурой, но культурой
различных рас - белой и черной.
В 1910-1930 в дельте Миссисипи оформляется свой
культурный мир - традиция блюза. В 1954 Элвис Пресли
записывает свой первый сингл и открывает эпоху
рок-н-ролла. В конце 60-х The Velvet Underground, а следом за
ними The Stooges открывают эпоху панка. Это только
самые важные события, без которых нельзя
представить себе современную музыку и культуру,
хотя, быть может, главные события - вовсе и не эти.
Но не блюзы и не Элвис, а Битлз, британский соул,
то есть музыка души, меняют в России всю систему
культурных координат, меняют саму точку сборки.
И я выдам лишь
небольшую справку относительно европейской
культуры послевоенных лет, потому что предмет
для меня лишь начинает проступать из туманов. |