Слово Поп
происходит от слова "популярный", иначе "всенародный".
Художник должен быть понятен своей аудитории,
иначе его работа не имеет смысла. Поскольку мир
меняется каждый день, требование новизны -
основное требование Попа.
Что такое ПОП?
Уорхолл, создатель поп-арта, сказал как-то, что
это умение видеть прекрасное в каждом пустяке. К
этому можно добавить добрую сотню определений.
Например: "поп - это умение развлечь человека".
В качестве самого веского определения можно
вспомнить Игги Попа - человека, взявшего себе
такое прозвище и ставшему той культурой, на
которую он сделал ставку.
Поп-культура встает
вне предшествующей традиции. Она перестает
воспринимать ее всерьез, решать ее проблемы.
Впоследствии я покажу как герои и творцы истории
оказываются в цирке поп-культуры.
Поп-культура
проникает в искусство. Впервые Битлз осознают
пластинку как Произведение Искусства,
триумфально оформляя своего Сержанта. Другой
известный пример - банан Энди Уорхолла с обложки
Velvet Underground and Nico. Что это такое? Абсолютно ничего.
Нарисованный банан.
Обложка Белого
Альбома предлагала всем нарисовать на ней кто
что хочет - широкий жест поп-культуры,
расцененный критиками как супер-элитарность.
Уже Сальвадор Дали -
предтеча металлистов - откровенно прикалывался
над зрителем своих картин. За интерпретатором,
отыскивавшим смыслы у Дали, наблюдало холодное
око шизофреника. Дали стал бы прекрасным
оформителем альбомов хэви-металла.
Поп-культура
перешла на принципиально иной язык - ей стало не о
чем разговаривать с поэтами, философами,
актерами, аристократией. Художников ей
приходилось убеждать, потому что кто-то должен
был делать пластиночные обложки. Но лучшие
обложки The Smiths, Dead Kennedys или Butthole Surfers не менее
серьезны, чем картины передвижников. Серьезность
классики проникает в поп-культуру окольным путем
- в первую очередь через фотографию. Серьезность
выгоняют в дверь, но она лезет в окно. Но в целом
это опять же предмет особой книги.
Никто из западных
философов, включая Сартра и Маркузе, так и не
въехал в новую музыку и культуру. Они лишь
впрягли в нее своих мозговых тараканов. В
философии в ту пору был один человек, который мог
врубиться - Мартин Хайдеггер. Но Хайдеггер
переваливал через восьмой десяток и
витийствовал о мире на своем швабском диалекте.
Вот к кому надо было ехать Битлз - но те купились
на дешевку. Некто Махариши всем предлагал
источник вечного наслаждения.
Ни один философ не
смог понять то, что в кровь Европы попал
негритянский вирус. Сейчас уже не представить
себе как обалдел Джон Леннон, услышав Чака Бэрри.
Как охренели Джон Лайдон, Джон Беверли и Джон
Уоббл, подружившись с черными пацанами и услышав
реггей.
Не переоценить того,
что внесли в культуру ХХ века английские
школьники и американские нацменьшинства.
По отношению к европейской культуре негры повели
себя нагло. "Попляши в гробу, Бетховен" - спел
Чак Бэрри, полукриминал. Не думаю, что какой-нибудь
хранитель наследия Бетховена мечтал такое
услышать от черномазого.
Негры внесли в
европейскую культуру новое веселье. Они не
сгибались под тяжестью столетий. Им не нужно было
вспоминать победы и поражения европейской
истории.
У поэта Т.С.Элиота
есть поэма "Бесплодная земля". Там есть один
образ грядущего апокалипсиса - Всхлип Земли. Он
поразил в свое время Бродского. Альбом "Never Mind
the Bollocks Here's the Sex Pistols" заканчивается не то
Всхлипом, не то Хрюком - Роттен то ли урчит, то ли
хрюкает, то ли втягивает в себя сопли, неясно.
Сравнивая эту апокалиптику, думаешь о прогрессе
в искусстве, который неотделим от человеческой
расы. А хамству Пистолз могли набраться только от
чернокожих соседей по партам.
Когда англичане
двинулись в Америку, это означало, что старушка
Европа еще на что-то способна. Роль Британии
нельзя недооценивать. Битлз слушали и фермер, и
тунгус, и друг степей калмык и даже Боб Дилан. В
глупые негритянские песенки английские ребята
вдохнули европейскую душу.
В общем-то, это было
немыслимо - завоевать культуру Америки на ее
территории. Рок-н-ролл, блюз, кантри - все это
американская народная культура. Битлз свергают с
рок-н-ролльного олимпа могучих, но менее
цивилизованных американских титанов. Впервые
нарушается американская культурная гегемония.
Фактически, все
великие британские группы так или иначе
прошибают сознание Америки. Пистолз пробивают в
нем дыру, которая заполняется бешеными панками.
Оформляется мир американского хард-рока - и поп-культура,
которая начиналась как триумф американской
мечты, начинает угрожать Америке. The Smiths попадают
в интеллектуальное сознание Америки, наподобие
компьютерного вируса. Joy Division - европейская
готика - вдохновляют играть унылую музыку такие
коллективы как Sonic Youth и Swans. Но все это осколочные
попадания. Битлз однажды озарили всю Америку.
Свет The Police все-таки скромнее (солнце и луна).
Пистолз в Америке
страшно перенервничали, но отыграли несколько
самых главных концертов в истории рок-музыки и,
конечно, после Америки выжить они не могли. В
терминах шоу-бизнеса они провалились. За них
доиграли их соратники Клэш, полюбив Америку и
запечатлев ее образ на пластинке London Calling, самой
далекой британской экспедиции в область свежей
американской мифологии (учитывая Белый Альбом
Битлз и Exile On Main Street Стоунз).
Стоунз просто
сливаются с американской культурой. Стоунз - те
же британские пираты, с детства мечтавшие
навсегда оставить долбаную скучищу Англии.
Joy Division никуда не
поехали: за день до отлета на американские
гастроли Ян Кертис повесился. Видимо, он больше
не хотел вести в свой мир кого бы то ни было. The Smiths
уже отказываются куда-либо ехать. Британский Поп
строит свою скорлупу и намертво привязывается к
почве. Улитка заползает в свой домик.
После "британского
вторжения в Америку" Боб Дилан, выросший в
совсем ином государственном устройстве,
открывает для себя Монархию. Мне кажется, что
последний куплет знаменитой "All Along The Watchtower"
прямо касается Англии. Дилан увидел Британию, как
сказочную страну, в которой правит Королева. И
эти Башни или Замок, где нет времени - вдруг
проступивший в его песнях тот самый праархетип
европейской культуры - думаю, тоже навеян
Британией.
В Европе всегда
было так, что какая-то одна страна выходила в
культурные лидеры. Италия Ренессанса с ее
живописью, Франция с ее классическим театром,
Германия с ее музыкой и философией. XIX век был
литературным веком, где царствовала Россия. На
рубеже ХХ века была французская живопись. Потом
начался затяжной политический бред, две большие
войны, красно-коричневая чума. Со второй половины
ХХ века культурной доминантой Европы становится
Британия и ее музыка. Над Европой снова начинает
реять британский флаг. Желтая субмарина The Beatles,
Белая Регата The Police, пиратская посудина Sex Pistols -
Британия снова пускает по морям и океанам свой
флот. Этот флот приплывает в портовые города,
один из которых - Петербург.
Поп-культура
рождается как альтернатива научной и
гуманитарной картинам мира. Она рождается как
абсолютный свет и как детская неожиданность.
Элвису Пресли или Джерри Ли Льюису ни на секунду
не приходит в голову, что поют они, в общем-то,
банальную ерунду. Битлзам это уже приходит в
голову после того, как они победоносно
проносятся по планете.
Находясь в самой
сердцевине бури, в точке Пустоты, они не слышат
ничего вокруг и видят один сплошной видеоклип.
Потом буря начинает
вовлекать в свой водоворот их самих, и паранойя
все-таки берет свое. Битлз решают вернуться в
свою деревню и серьезно задуматься над тем, что
произошло.
Дома им по счастью,
не мешает никто, соседи не шумят, и из своей
деревни они уносятся в космические дали. На какое-то
мгновение они становятся солнцем более реальным,
чем то, что светит на нашу планету. Это солнце
видят люди во многих уголках земли. Оно ослепляет.
Инспирированный ЛСД альбом Оркестр Клуба
Одиноких Сердец Сержанта Перца (а человек с
фамилией Перец - безусловный сержант) становится
солнцем психоделической музыки. Его сателлит -
сингл "Strawberry Fields Forever/Penny Lane". В первой песне
Джон Леннон поет о том, что вдруг вспомнившийся
ему сиротский приют, который он видел из
больничного окна, и вечность - это одно и то же.
Грубо говоря: существует то, что можно назвать
Вечность, где есть уже все. Вторая песня, в общем-то,
о том же, Маккартни только более детален, его
вечность наполнена продавщицами, парикмахерами,
пожарниками со значками с Королевой, буржуазными
газонокосилками...
Такая штука вот
случилась в Британском Попе. У этой культуры
появилось свое солнце, и отныне вокруг него будут
выстраиваться другие планеты.
По моему мнению, это
такие планеты: Sex Pistols (Марс), The Police (Луна), Led Zeppelin (Юпитер),
The Smith и его орбита (Сатурн), The Rolling Stones (Меркурий)...
Моя галактика совершенно произвольна, но в ней
много верного. Это просто модель. С Америкой
такая астрономия не пройдет, никому не под силу
выстроить модель американского космоса.
Все можно описать
по-другому: загорается одно солнце, проходит,
скажем, дневной или годовой цикл - и становится
другим солнцем. Может быть, оно становится другим
каждое мгновение. Это теория относительности.
Короче, наверняка сказать можно вот что:
Британский Поп - культурный космос, возникший в 60-х
годах ХХ века. Это то, что возникло без ведома
человека - как любая новая вещь.
Теперь представим
человека, который идет по улице дождливого
города. Других проблем, кроме где бы нажраться, у
этого человека нет. И тут ему в голову ударяет
молния. "Петр!" - окликают его. "На тебе я
возведу свой Храм". Человек падает на колени и
начинает истово молиться. Он стал просветленным.
Потом он поднимается с колен и идет строить храм.
Другой гордый внук
славян навострят ухо и ловит радиосигнал. Отныне
он будет называть Битлз теми, кто открыл ему
смысл жизни. "Англия - моя родина" - будет
отвечать он на вопросы журналистов. Это просто
два примера воздействия Британского Попа на
русское человечество.
Но все-таки
главный закон поп-культуры - теория
относительности. Солнце каждый день становится
новым. Песни, вознесшие душу на небеса,
становятся невыносимыми на следующий день.
Испепеляя таланты, Поп требует новых и новых, ибо
каждый день мир становится новым. Битлз были
музыкой того мира, которого больше нет. Слушая их,
ты оказываешься в этом мире, но зачем он тебе
нужен?
ПРИМ: Я не хочу
ничего идеализировать, в том числе поп-культуру.
С какой-то точки зрения она виновата в тотальном
поглупении человечества, потому что она
отключила сознание человека от классики. Однако,
научившись в ней плавать, можно кое-что для себя
открыть. Шедевры искусства, созданные за
несколько десятилетий в поп-культуре и ничуть не
уступающие самым высоким меркам, говорят о том,
что все разговоры о кризисе культуры и искусства,
которые велись на протяжении века - полная фигня.
Кому-то просто нужно держать цены на т.н. "произведения
искусства", потому что шедевры попа более
доступны и стоят неизмеримо дешевле.
Продолжение этой
истории терпеливый и благосклонный читатель
найдет в главе предпоследней. Но как бы там ни
было - Битлз становятся русской народной музыкой,
парусный флот приплывает в Россию и - еще раз
поприветствуем парусный флот! |