И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НХВАЛА ВЕЛИКОМУ АКЫНУДилан имеет
исключительную важность для мировой истории
вообще, и БГ в частности. "Роды у матери
были нелегкими, потому что у ребенка была слишком
большая голова" - так по-плутарховски можно
начать Жизнеописание Рок-н-ролльного Акына. К 25-ти
годам Боб Дилан стал миллионером, заморочив всю
Америку, дуя в свою гармошку - так можно решить
его биографию в капиталистических терминах. Он поступил в
Минессотский университет, полгодика потерянно
бродил по кампусу с томиками французских поэтов,
доставал соседей по комнате песнями Вуди Гатри,
которые он знал все до одной, а особенно доставал
своей занудной гармошкой, потом он ушел. Его не
могли устроить расистские законы университета и
уровень сознания студентов и преподавателей. Это
саркастически зарисовано им в песенке "Oxford
Town".В Университет он вернется как Великий
Незнакомец, которого те же профессора будут
разгадывать как ребус. |
В детстве он мог
часами просиживать у окошка, и голова его сама
вырабатывала галлюциногенные вещества. Он вырос
рядом с шахтами драгоценных руд. Там была особая
магнетическая атмосфера, и голова его кишела
видениями, вселявшими в него чувство блаженства.
Потом он скажет, что они, мысли и видения, более
реальны, чем вся природа, и тлен, которому
подвержена вся природа, их никогда не коснется. Приведу
предисловие к сборнику Дилана, видимо написанное
самим Акыном. "Лирика Боба Дилана помогла
сформировать сознание целого поколения. В ярких
образах, обладающих властью наваждения и
преследующих как галлюцинации, его уникальное
мировосприятие кристаллизовало надежды и
разочарования, тоску и отчуждение миллионов
молодых людей нашей планеты. Пока Холодная Война
уступала место Серому Новому Миру, Дилан
наблюдал за меняющейся сценой истории,
запечатлевая разыгрывающиеся на ней трагедии и
помешательства в опустошающе-сюрреалистических
образах, которые, как бритва счищали мякоть
лицемерия с неулыбчивого скелета правды".
Этот мир
невозможно осмыслить - его можно только собрать.
"Я стану хранителем времени сбора камней",
спел Башлачев и это что-то вроде призыва писать
Новую Библию. Дилановскую поэтику по-библейски
можно называть "поэтикой камней". Время
собирать камни. Чувство
исторической уместности диктовало Дилану
порвать с акустикой и искать новую любовь.
Собственно, это было очень простецкое
электричество: электрогитара, бас, электроорган,
акустическая гитара и гармошка. "Перейдя на
электричество, я стал свободным" - скажет Дилан.
Электричество уводит Дилана в качественно иное
пространство. |
Дилан создал три
бомбы, Bringing All Back Home, Highway 61 Revisited, Blond On Blondе, которые
взорвали англо-американский язык, а главное, тот
мостик, по которому еще можно было убежать домой
в прошлое. Когда разразились эти альбомы (1964-1965),
обалдели все: рок-критики и профессора, студенты
и джазмены, поэты и писатели. Если нырнуть в
тогдашнюю прессу, нельзя не заметить полное
офонарение пишущей братии. Фактически, Дилан
восстановил в правах эпического сказителя, акына.
Эпос был устным искусством сказителя, и только
потом его зафиксировали письменно. Первый
сборник Дилана выходит через 10 лет после начала
его карьеры (и собирает плохую прессу). В мир концертов и пластинок Дилан внес смысловое измерение. После него обвинения рок-н-ролла в безмозглости уже не звучали. Дилан был первым, кто навел мосты между массовым и интеллектуальным искусством. Своими тремя альбомами Дилан начинает революцию ума. Никто так как он не прочистил затхлые мозги человечества, выдув из них всю схоластику. Вспоминая о рок-революции
60-х, говорят о новой моде, новом драйве, ритме, об
изменении вкусов, поведения, о свободной любви (и
электровибраторах), но никто не говорит о Новом
Описании Мира. Для судеб поп-культуры это событие
решающее - рождение в дилановском уме нового
понимания истории. Отныне глупая рок-песня
вступает в диалог с мировой историей и культурой.
Отныне она снимает ее смыслы. "Дилан велик тем,
что освободил человека от старых смыслов" - это
очень верная и глубокая фраза какого-то
американского критика. |
61-е шоссе ведет из
равнинных мест рождения Дилана, через
Миннеаполис, где он валял дурака в Университете,
прямо в страну блюза Миссисипи. На этой дороге
Дилан остановил не одну машину, и она была его
главным университетом. "Певец, находящийся на
краю отчуждения от окружающего, движется к самым
отверженным группам черных блюзовиков". Писатели
сравнивали песню с апокалиптическими видениями
Блейка, с поэмами Элиота и Гинсберга, видели в
песне "манифестацию апокалиптических видений
и юмор висельника для массового пользования".
В город приехал
цирк, и прошагавший свою библейскую дорогу Дилан
наконец забирается на Холм. В одной из книг
есть сравнение персонажей Дилана с горгульями -
водостоками готических соборов в виде разинутых
пастей чудовищ. Распустить это сравнение очень
интересно. То, что у Дилана получилось в рок-музыке, не могло получиться ни в какой литературе. Он прекрасно это доказал сам, попробовав себя в роли Джеймса Джойса пепсикольного поколения; его книга "Тарантул" это просто муть. Но вершиной на
этом пути Боба Дилана стали Blonde On Blonde (Блондинка
На Блондинке) - европейские кружева подсознания,
"ртутный звуковой колорит", утонченно-сюрреалистические
пассы, перемежающиеся грохотом цирковых
фургончиков, внезапные фейерверки. Записав
Блондиночек, Дилан впиливается во что-то на
мотоцикле и зависает в больнице на полгода. Там
он прокручивает в уме новые песни, которые вскоре
запишет с Бэндом. Боб Дилан и Борис
Гребенщиков - фигуры параллельные, состыковавшие
в своей работе поэзию и рок-музыку. Через них
наглядно свершается этот исторический перелом:
традиционная поэзия подходит к своему пределу - и
переходит в другое качество. История одного
человека не просто иллюстрирует историю
культуры - она сама есть эта история. Дилан
начинал как поэт-песенник. Следы чтения
символистов особенно заметны в его втором
альбоме, еще выразительнее они в песнне "Gates of
Eden". Традиция рок-н-ролл и кантри-блюз ломает в
нем эту поэззию, переплавляет ее в новое качество.
В дилановском электричестве прочитанные им
Верлен, Блейк, Рембо, Бодлер присутствуют даже не
как цитаты, а как осколки какого-то далекого и
странного мира. После гастролей с рок-н-ролльным
Бэндом (The Bаnd) от этих университетских приятелей
Дилана не остается ничего - слово лишается своих
магических функций. Магию он открывает в рок-музыке
- новом способе общения между людьми через
энергетические вибрации - методе невербальном,
как у дельфинов, который куда круче общения
словами... И все-таки гарлемский индеец Джимми Хендрикс переписывал песни Дилана в особую тетрадочку, а нью-йоркский интеллектуал Дэвид Бирн тоже переписывал и пел их девочкам-одноклассницам (точно так же как юный БГ "пел "Сэтисфекшн" на чистейшем английском"). У Дилана есть чему поучиться, и БГ с Майком правильно сделали, что завели по тетрадочке. |