И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НСУММА АЛЬБОМОВ АКВАРИУМАВопрос "Что
такое Аквариум" имеет множество ответов. Я
попробую ответить так: Аквариум - это сумма
альбомов, которые будут слушаться после всех нас.
Так или иначе, по тому, что попало в Аквариум,
будут говорить о нашем времени. Первые шаги
ребенка, первые записи новорожденного Аквариума
еще страшно далеки от искусства, как
музыкального, так и словесного. Но ясно одно:
ребенок обалдевает от кайфа бытия. Ему не
справиться с тем подарком, который ему
преподнесли, он переполнен чем-то, но у него нет
еще языка. Безудержный, ни на что не
оглядывающийся абсурдизм ранних текстов Джорджа
и Бори - единственное словесное воплощение этого
кайфа. Все тонет во всем, все есть все. Этот
добытийственный солнечный хаос видится мне как
некая стартовая площадка Аквариума. Программа на
основе записи "С Той Стороны Зеркального
Стекла" (1976) исполнялась Аквариумом в ЛГУ. Вот,
что писал журнал РОКСИ:
|
Это очень ясный альбом. "Да будет шаг твой легок, пока не кончен сон, прекраснейший в жизни твоей".. Возможно, эту работу Аквариума можно поставить в ряд с такими петербургскими фантазиями в прозе как "Белые Ночи" Достоевского - что-то очень эфемерное и безоглядно романтическое. Заключение по-комсомольски авторитетной комиссии, отслушавшей альбом :"ведь это символизм какой-то, ахматовщина", вполне верно: это настоящий символизм, юношески-маскималистский, немного бескровный, в чем-то лобовой. Слишком много дидактики и сахара. Но кое-где уже проглядывает БГ, будущий ученик Дао Дэ Дзин:
Очень красиво. Еще красивее песня "Танцуя На Склоне Холма". Включенная в один из поздних архивов, песня вдруг засияла там новым светом, создав ощущение, что это еще один из вариантов классического Аквариума. Подобные ощущения - дело частное... С последней песней "С Той Стороны Зеркального Стекла" то же самое:
Помимо того, что
песня отмечена гармоническим совершенством, в
ней есть уже почти все кодовые аквариумные
символы: Стекло, Игра, Покой, найденные где-то в
светлой ночи, какие-то пока еще абстрактные
формулы, увиденные в предрассветных сумерках,
пустые сосуды символов, которым предстоит
наполняться содержанием с каждой песней.
Следующая работа
Гребенщикова, совместная с Майком Науменко, Все
Братья - Сестры, записанная летом 1978 года,
непосредственно связана с открытием ими Боба
Дилана. "Если Элвис освободил наше тело, то Боб
освободил наши мозги" - сказал как-то Брюс
Спрингстин. БГ с Майком загораются Диланом. "Этого
не было на русском и это надо было сделать".
Хрустальная
завершенность мира раннего Аквариума словно
разбивается - и Гребенщикову снова нужно
собирать осколки. В целом его муза всегда будет
идти таким путем: сначала выстроить магический
кристалл, потом его расфигачить, потом собрать по-новой.
И Дилан в этом смысле очень помог ему расширить
поэтический мир - разбить свой кристалл и заново
его собрать. Оглядев еще раз историю ранних альбомов, видно, как стремительно эволюционирует Аквариум в смысле мировоззренческом. Эту эволюцию можно понять как вбирание новых культурных открытий и расширение своих культурных горизонтов. Восточная символика, психоделия, Окуджава и КСП (говорят, что Гаккель очень не любил КСП), поэзия символизма, Дзен-буддизм, дао, Боб Дилан и его поэзия - Аквариум собирает какие-то прозрачные формы для своего рок-н-ролла и одновременно уже грозится вобрать в себя всю мировую культуру. Посмотрим, что будет дальше. |