АКУСТИКА
Укравший дождь
Нам всем будет лучше
Граф Гарсия
Песня для нового быта
Иванов
Держаться корней
Моей звезде
Десять стрел
Почему не падает небо
Сталь
Второе стеклянное чудо
С той стороны зеркального стекла
25 к 10
К друзьям
Золотых лошадей
Контрданс
Какой
совершенно неповторимый саунд создал Аквариум
на своей Акустике. В
этой связи мне вспоминаются даже не ранний
акустический Т.Rex, Донован или Incredible String Band,
бывшие, вероятно, этому саунду одним из
источников, а скорее какие-то фрагменты Мотауна
или современные MTV-Unplugged, что-нибудь вроде группы
10 000 Maniacs, однако все это вспоминается лишь затем,
чтобы поставить эту работу Аквариума в какую-то
традицию. В нашем роке этот альбом - аналог таким
outstanding (вне категорий) альбомам мировой музыки
как Astral Weeks Вэна Мориссона или каким-нибудь
уникальным песенкам Моррисси ("Asian Rut") или
Сильвиана ("Ghosts").
Там найден этот
особый прозрачный аквариумный саунд, связавший
акустическую гитару, виолончель, перкуссию,
скрипку, тамбурины в некое неразрывное единство,
хотя сами инструменты начинают отслеживаться
только после восприятия этого общего.
В этом альбоме есть
гитара и есть хор, подпевки, бас, перкуссия и
тамбурины, однако вычленить ритм-секцию можно
очень условно.
Роль низа выполняет
только перкуссия и бас - очень нежные низы. Но все
самое красивое происходит только наверху - там,
где струнные и голос. Виолончель, пожалуй,
скрепляет эту музыку.
В этом альбоме БГ
удалось повенчать поэтические и рок-н-ролльные
традиции. Альбом этот является русским
национальным богатством в той же мере, что и,
скажем, книги Саши Соколова - непереводимым на
другие языки, богатством внутренним, которое не
является товаром на вывоз. У каждой нации есть
такие богатства - например, такие произведения
искусства как синглы и пластинки группы The Smiths в
Британии или музыка таких групп как The Band или Booker T
& MG's в Штатах. То есть это лучше всего может быть
оценено только в своей стране.
Михаил Фанштейн мне
говорил: "когда я играл акустику, я ближе всего
чувствовал то, как близко я нахожусь к
небесам."
В Акустике
Аквариума присутствовал свой драйв - самая
драйвовая песня Аквариума, без сомнения,
"Десять Стрел". И ни у одной группы не было
такого легкого драйва. Этот же драйв, который
может быть только религиозного происхождения,
присутствует в американской соул-церковной
негритянской поп-музыке, в первую очередь это Motown
- Марвин Гей, Стиви Уондер и т.д. Послушайте
например "Inner City Blues" (Make Me Wanna Holler) с пластинки
Гея What's Going On. Он похож на какие-то вещи Акустики,
разве что Марвин поет более страстно и ударные
там чуть более жесткие. Что говорит о том, что
Аквариум - не только образ жизни, но и
русско-еврейская религиозная секта. Это тоже
одно из прочитываемых содержаний альбома
Акустика.
БГ отыгрывает образ
Великого Поэта и выходит из него сухим, как
написал бы Дмитрий Александрович Пригов. Он
создает себе такой имидж - очень одухотворенного
Поэта Начала Века. Этот имидж высокого поэта
нигде не роняется - БГ его выдерживает. Мне
кажется, строчка из его "Возвращения Домой":
Я летел на серебряных крыльях
О, я был большой эстет
имеет
прямое отношение к Акустике. БГ - такой
воображаемый символист, каким он предстает на
обратной стороне обложки альбома. Само собой -
такой поэт должен петь о любви. Он и поет, и -
каким-то парнасским холодком, декадентской
мрачностью отдают некоторые строки альбома, да и
сам голос БГ.
В его голосе, без
сомнения, присутствует что-то романсовое,
отдаленное, но несомненное. Он же простебывает
жестокие романсы - Граф Гарсия, как Дилан в свое
время простебывал блюзы. Испания гениально
понята как родина нашей цыганщины.
Про "Все, Что Я
Хочу" я не могу сказать ничего. В разные
моменты моей жизни эта песня представлялась мне
песней разного достоинства, а у нас разговор об
эстетике.
В Акустике
прорастают уже ядовитые ростки декаданса,
непрочность, хрупкость, изломанность,
мраморность. Сравните с этим любовную лирику
Битлз (как никак учителей). Женщина предстает
поэту непроницаемой загадкой, непостижимым
началом Инь:
Они говорят, что губы ее стали сегодня
как ртуть
Что она ушла чересчур далеко
Что ее уже не вернуть
Но есть ли среди нас хотя бы один
Кто смог бы пройти ее путь?
Порой БГ
смеется над ее телевизором, ведь все-таки
телевизор - окно в мир для подземных существ.
Кто-то пропадает в черном туннеле телевизора, и
ее оплакивают какие-то более
высокорганизованные существа. Подпевки там
изумительны.
В другом месте
своим сладким голосочком БГ слагает зловещие
декадентские вирши:
Кольца ключей ее
Нежный как ночь
Мрамор плечей ее
Молча легли в камень его руки
И сейчас
мне кажется, что это первая проба в области
нераскрывшейся еще русской готики - вспомним
конверт магнитоальбома Табу. Еще одни шаг в эти
камни - и уже вырастают статуи Joy Division.
Скажем, дурацкая
вирша под названием Сонет обрамлена скорбной
виолончелью. Особая вещь - "С Той Стороны
Зеркального Стекла". Оказывается, БГ может
быть таким опустошенно-помраченным, пока
виолончель, а за ней флейта творит страстную
психоделику. Бас создает чуть зловещий фон.
Виолончель сокрушает это пространство - и
выплывает уже примиренный голос БГ и веселая
флейточка. Все есть сон.
В песне
"Сталь" схвачен какой-то умирающий
Петербург - не тот имперский город каким он
предстает в высоких слоях Аквариума, а скорее,
Петербург мучительный. Как чувствуется этот
достоевско-некрасовский колорит города:
высохшие источники - дворы-колодцы, роящиеся
вокруг них рожденные бессонницей фантазии.
Фантазии, которые отлетают, от которых не
остается ни следа. Все как бы фосфорицирует
где-то возле бытия, возле света, как мотыльки.
Лэди Годива,
Александр Сергеевич, Вергилий - все это
бесплотные тени. Они уже никогда не станут плотью
бытия. Такой пьяный петербургский напиток -
культура, которая не есть ты. Это спасительные на
время фантазии, однако прямого смысла в них нет.
У Боба Дилана в
верхних слоях Highway 61 Revisited и Blonde On Blonde творится
что-то похожее: развоплощение образов и людей
культуры. Так что перевод сделан правильно. Но в
акустике, в отличие от Joy Division - это пространство
не выведено на поверхность, а только намечено,
легчайшими мазками. Как они намечены в Белом
Альбоме Битлз ("Cry Baby Cry", "Happiness Is a Warm Gun",
"Savoy Truffle").
БГ сам говорил, что
его "интересуют такие спрятанные
пространства" - и в Акустике их полно. Там
спрятано целое готическое пространство - то,
которое будут распахивать в Англии эпигоны Joy
Division, во Франции - Nour Desir, в Америке - Swans и Sonic Youth.
То, которое возьмет Ник Кейв и сделает из него
свою музыку, подпустив в него панка и блюза -
замес очень мощный.
Как бы такая
эстетика смерти, в лучших своих проявлениях -
смерть высмеивающая. В худших же это эстетизация
смерти и грех уныния, в конечном счете
превращение в камень, являющийся болезнью и
Манчестера и Петербурга.
В негритянской
церковной музыке такого падающего бойца всегда
подхватывает милый женский хор и не дает ему
упасть. Он получает новые силы, прикасаясь к
земле, и может дальше петь свои скорбные песни.
Вершина такой скорбной песни - Марвин Гей,
который очень страстно прощается с миром.
Таким образом мы
подходим к Аквариуму с совершенно другой
стороны.
Их "К Друзьям" -
такой же бесспорный шедевр, как для меня, скажем,
песенка "Androginus" группы The Replacements или "Flying
High in Friendly Sky" Марвина Гея, аналога которому в
мировой музыке не найти. Это тоже эстетика
смерти, но кто сможет найти там хотя бы легкий
оттенок мрака, хотя бы его мимолетную тень?
Скорее, это веселая эпитафия заезжего
просветленного дзен-буддиста ко всему Аквариуму.
Представьте, что ему заказали высечь памятник
Аквариуму и что-нибудь на нем написать.
Вальс прозрачных стрекоз: ля, ля-ля, ля-ля. Джордж
на сей раз выдал замечательные строки -
гениальные и лаконичные, какой и должна быть
эпитафия. Аквариум поет себе реквием. Вспомним,
что Моцарт тоже сам себе написал реквием.
Друзья, давайте все умрем
К чему нам жизни трепетанье
Уж лучше гроба громыхание
И смерти черный водоем
БГ часто
примерял на себя одежды просветленного
дзен-буддиста. "Меня Зовут Смерть" - пел он
очень серьезно. Дзен-монах тоже приходил на рынок
и заколачивал себя в гроб. Потом оттуда вылезал.
Потом опять залезал, потом опять вылезал. И так
далее. Возможно, это самая очаровательная
эпитафия , когда-либо написанная.
Друзья, давайте будем жить
И склизких бабочек душить
Всем остальным дадим по роже
Ведь жизнь и смерть - одно и то же
Не могу не
согласиться: абсолютно одно и то же, господа. Не
верите мне - поверьте китайскому монаху.
Самое главное в
этой песне - хор. Хор в Мотауне выполняет очень
важную функцию, он как бы создает родовое
пространство этой музыки, которое не нуждается в
игре ритм-секции. Хор в Акустике появляется
дважды - в реквиеме и в еще одном реквиеме.
"Иванов" - еще
одна песня в двух шагах от просветления.
"Что-то из потустороннего мира плюс поэзия
Брайана Ино". Выбран очень тоскливый
Понедельник. Такое броуновское движение
потерянной человеческой молекулы с томиком
Сартра в кармане. Песня закольцована: трамвай
возвращается на круги своя. День заканчивается
началом следующего дня - того же, что был вчера.
Иванов - прощально вздыхает хор. Еще одного взяли
к себе небеса. Песня очень цинична. Прощальный
вздох хора растворяется в нечеловеческой дали.
"Держаться
Корней" - хлесткая песня с прямым социальным
адресом. Сейчас уже очень сложно понять, что
сказал БГ. Сложно потому, что мы начинаем думать
об авторе произведения - а каких корней? а каких
он сам корней? а что у него общего с растаманами? -
в то время как в песне говорится о твоих корнях.
Они как бы у всех разные, и одновременно одни и те
же. Это что-то вроде внутренней заповеди, которую
ты сам до конца не понимаешь. И какой текст
отличный - с наездом на насосов.
Имеют на завтрак имбирный лимон и рубль
считают за два
Мне было бы лестно прийти к ним домой и оказаться
сильней,
Но чтобы стоять, я должен держаться корней
ОНИ - в
лучших песнях нет имен - и каждый в любую эпоху
может придумать себе то имя, какое ему нравится.
Раста здесь
совершенно не причем. Попробуем забыть, что песня
сделана "в соавторстве с Бобом Марли и
рут-реггей". БГ вынужден оправдываться перед
воображаемым глупым критиком, воспитанным на
идее авторства. Как замечательно дюшина
флейточка вписалась в этот реггей. Всю
ритмическую качку создают там бас и перкуссия, а
Дюша просто поет на своей флейте как птичка.
И наконец "Десять Стрел". Такое же
музыкальное чудо, как песня "К Друзьям".
Песня, похожая на грибной дождь. Легкая песенка,
оставившая в атмосфере колебание вести.
С научной точки
зрения - первый аквариумный миф в строжайшем его
значении, отличный от символа или образа, но
смыкающийся со сказкой. Фан стучит как простой
африканец. Сплетаются быстрые струнные, и
осторожно пробуют себя другие разные
инструменты. Драйв легчайший.
Что-то случилось.
По легенде Стрелок
И погасил девять лишних солнц. Он оставил только
одно солнце. Это очень далекая легенда. Стрелок И
- культурный герой китайской древности, такой же,
как у греков Прометей. За его деяниями
наблюдают другие сказочные звери - белый гриф и
Единорог. Старик волхв проводит его через темный
лес.
Наконец, Аквариум
подключаются к мировой мифологии, выходят на
уровень мифа. Как бы все те старые истории вдруг
становятся новой историей.
Эта история - может быть, явление ангела
рок-н-ролла в страну большевиков, рождение
чего-то нового, может быть, нового взгляда на
вещи, может быть, нового типа любви - трактовать
миф можно по желанию (умеренному).
Здесь нет уже никакой аллегоричности,
иносказательности - Стрелок И реален, совершенно
буквален, будучи в этот конкретно миг
исполнителем на сцене. Шире - группой Акариум. Еще
шире - русским рок-н-роллом. Британским,
американским, африканским, музыкой вообще.
Таким
образом, оценку Акустике можно дать только такую:
это самое оригинальное творение Аквариума, и для
самых махровых эстетов. Однако, слушаемое
нормальным человеком в полный рост.
|