И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НСИНИЙ АЛЬБОМ
Синий альбом - первая
реальная совместная работа Аквариума в области
звукозаписи. Там уже можно услышать и Дюшу, и Фана
и разных других музыкальных деятелей. Записанный
на Васильевском Острове, альбом наметил многие
традиции, которые начнут сбываться позднее. Это
сумма бросков из стороны в сторону, разметка
будущей карты.
это пересказ
дзенской легенды о взыскующем просветления
монахе Эка и мастере Бодхидхарма, первом
патриархе дзен и в скором времени одном из
главных героев Аквариума. Как-то в декабре Эка
стоял и ждал знака учителя, пока снег не занес его
до колен. "Электрический
Пес", думаю, направлен против каких-то скучных
хиппанов, остановившихся в своем развитии.
Гитара там отменная. Песню можно понять как
критику любого Узкого Круга, замкнутого на себе.
Пес - наблюдатель крушения иллюзий богемного
мира. "И над кухней-замком возвышенно реет
похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг." БГ
уходит дальше, утверждая свой абсолютный
постулат, тогда еще не спетый - Двигаться Дальше. Но самая
интересная задвижка таится вот где. Первый
полуэлектрическая пластинка Аквариума, Синий
Альбом проделывает с реггей то же, что Дилан
проделывает с "британским попом" в своем
электричестве - bringing it all back home. ВОЗВРАЩАЯ ВСЕ ЭТО
В ДОМ. После Британского Вторжения Дилан взял
себе дух Битлз, возвратил в дом то, чему научился
у англичан - ту новую легкость, которая
появляется у него на этой первой
полуэлектрической пластинке, Bringing it all back home. Боб даже поет
хвалебный гимн Джа - Богу, скрутившему императору
Хайле Селассие первый косяк. "Единственный
Дом" показывает нам, что раста - это очень
суровая религия. |
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Как известно, в
марте 1980 года происходит событие первостепенной
важности как для советского рока, так и для
группы Аквариум - их оглушительное выступление
на Тбилисском рок-фестивале. Аквариум доказывает
всем, что это мощная рок-группа, способная даже
буянить на сцене. Все знают про этот скандал -
жюри поднимается с места и уходит, зал
раскалывается надвое. "Мы вели себя так, как
этого требовала обстановка" - скажет потом БГ.
"Мы ехали на фестиваль просто показать себя.
То, что мы чуть-чуть перегнули палку, получилось
не по моей вине" - добавит он еще. Вторая сторона
Электричества возможно самый мощный кусок
Аквариума и очень грамотный попс. Это - альбом
реггей, которое получило новую обработку. Как мы
слышим: в реггей влезает все. И совсем не
обязательно петь о растаманских богах. |
АКУСТИКА
Какой
совершенно неповторимый саунд создал Аквариум
на своей Акустике. В
этой связи мне вспоминаются даже не ранний
акустический Т.Rex, Донован или Incredible String Band,
бывшие, вероятно, этому саунду одним из
источников, а скорее какие-то фрагменты Мотауна
или современные MTV-Unplugged, что-нибудь вроде группы
10 000 Maniacs, однако все это вспоминается лишь затем,
чтобы поставить эту работу Аквариума в какую-то
традицию. В нашем роке этот альбом - аналог таким
outstanding (вне категорий) альбомам мировой музыки
как Astral Weeks Вэна Мориссона или каким-нибудь
уникальным песенкам Моррисси ("Asian Rut") или
Сильвиана ("Ghosts").
имеет
прямое отношение к Акустике. БГ - такой
воображаемый символист, каким он предстает на
обратной стороне обложки альбома. Само собой -
такой поэт должен петь о любви. Он и поет, и -
каким-то парнасским холодком, декадентской
мрачностью отдают некоторые строки альбома, да и
сам голос БГ.
Порой БГ
смеется над ее телевизором, ведь все-таки
телевизор - окно в мир для подземных существ.
Кто-то пропадает в черном туннеле телевизора, и
ее оплакивают какие-то более
высокорганизованные существа. Подпевки там
изумительны.
И сейчас
мне кажется, что это первая проба в области
нераскрывшейся еще русской готики - вспомним
конверт магнитоальбома Табу. Еще одни шаг в эти
камни - и уже вырастают статуи Joy Division. В песне
"Сталь" схвачен какой-то умирающий
Петербург - не тот имперский город каким он
предстает в высоких слоях Аквариума, а скорее,
Петербург мучительный. Как чувствуется этот
достоевско-некрасовский колорит города:
высохшие источники - дворы-колодцы, роящиеся
вокруг них рожденные бессонницей фантазии.
Фантазии, которые отлетают, от которых не
остается ни следа. Все как бы фосфорицирует
где-то возле бытия, возле света, как мотыльки.
БГ часто примерял на себя одежды просветленного дзен-буддиста. "Меня Зовут Смерть" - пел он очень серьезно. Дзен-монах тоже приходил на рынок и заколачивал себя в гроб. Потом оттуда вылезал. Потом опять залезал, потом опять вылезал. И так далее. Возможно, это самая очаровательная эпитафия , когда-либо написанная.
Не могу не
согласиться: абсолютно одно и то же, господа. Не
верите мне - поверьте китайскому монаху. "Держаться Корней" - хлесткая песня с прямым социальным адресом. Сейчас уже очень сложно понять, что сказал БГ. Сложно потому, что мы начинаем думать об авторе произведения - а каких корней? а каких он сам корней? а что у него общего с растаманами? - в то время как в песне говорится о твоих корнях. Они как бы у всех разные, и одновременно одни и те же. Это что-то вроде внутренней заповеди, которую ты сам до конца не понимаешь. И какой текст отличный - с наездом на насосов.
ОНИ - в
лучших песнях нет имен - и каждый в любую эпоху
может придумать себе то имя, какое ему нравится. И наконец "Десять Стрел". Такое же
музыкальное чудо, как песня "К Друзьям".
Песня, похожая на грибной дождь. Легкая песенка,
оставившая в атмосфере колебание вести. Таким образом, оценку Акустике можно дать только такую: это самое оригинальное творение Аквариума, и для самых махровых эстетов. Однако, слушаемое нормальным человеком в полный рост. |
ТРЕУГОЛЬНИК
"Боюсь, я ничего не имел ввиду, "Когда стоишь
на голове - мир видится по-новому прекрасным" -
эти слова я в той или иной форме находил у
Г.Честертона, дзеннских монахов, Л.Кэролла,
французских трубадуров. Подозреваю, что их можно
найти у половины людей, с умом писавших о жизни и
смерти. Не вызывает сомнения универсальность
этого приема мировидения. Но в целом, все
довольно темно, как на дне реки, с бронзовым
отливом наверху от дальнего солнца. |