РАДИО АФРИКА
Музыка серебрянных спиц
Капитан Африка
Песни вычерпывающих людей
Змея
Вана Хойа
Рок-н-ролл мертв
Радио Шао-Линь
Искусство быть смирным
Тибетское танго
Время Луны
Мальчик Евграф
Твоей звезде
С утра шел снег
Еще один упавший вниз
На сей раз
Аквариум замахнулись на всю популярную музыку -
там есть фанк с джаз-роковым риффом "Капитан
Африка", откровенная попса "Время Луны",
авангард "Змея" и "Радио Шао-Линь", ритм-н-блюз
"Рок-н-Ролл Мертв", электризованное реггей
"Искусство Быть Смирным" и "С Утра Шел
Снег", танго "Мальчик Евграф", тибетское
танго, вещь в стиле Дэвида Боуи "Еще Один
Упавший Вниз". Альбом представляет из себя
попытку синтеза на аквариумной основе многих
известных Аквариуму направлений поп-музыки.
Пожалуй, аналог этому - Белый Альбом Битлз,
испробовавший все вплоть до Industrial "Революции
номер 9". Видимо, над альбомом много поработал
Сергей Курехин. И при всем разнообразии стилей,
альбом нельзя назвать эклектичным. Что тогда, как
не Великая пустота, созданная Аквариумом, держит
рядом и сближает музыкальные эпохи?
К примеру, "Песней
Вычерпывающих Людей". Аквариум создает свой
эквивалент прекрасной "Honey Pie" Битлз.
Вспомним, что Маккартни воссоздает тот самый
идеальный образец 20-х годов без налета какой-либо
пародийности - он просто переносит песенку из
одного времени в другое. О "Песне
вычерпывающих Людей" писал Старцев - "это
ретро и не ретро" - как-то так. Я с этим
соглашаюсь: это как бы сегодняшняя песня. Потому
что перемещая эту популярную джазовую мелодию в
80-е, не потревожив ее сокровенное, воссоздав ее в
себе и значит заставив звучать песню заново,
подобно Маккартни, БГ работает с чистым временем
- историей - и замешивая времена, фактически
уничтожает время как таковое.
Если говорить об
идейности альбома, то конечно это альбом о
природном Единстве. Ближайший аналог этому
единству - вода, занимающая большую часть суши.
Как всем известно,
жизнь на земле началась в воде. И вода всегда
будет началом всякой новой жизни. И подобно нашим
предкам, новая музыка осваивает места обитания
близ рек, озер, морей и океанов, обживается
сначала у воды.
Вспомним Дельту
Миссисипи, колыбель блюза, откуда блюзовики
перекочевали в Чикаго, притулившееся у озера
Мичиган. Вспомним речной порт Мемфис, родину
Элвиса и фирмы Sun, и морской порт Нью-Орлеан,
откуда пошел рок-н-ролл и джаз, или родину гранджа
порт Сиэтл. Все эти города в разное время
становились столицами музыкальной жизни Америки,
не говоря уже о Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анжелесе.
Обо всем это надо писать подробно, конечно, но
главное: портовые города наиболее благоприятны
для развития музыки. Добавим сюда Лондон,
Ливерпуль и Амстердам - музыкальные столицы
Европы. Манчестер возьмем как исключение из
правила. Прибавим к ним Петербург, столицу
отечественной рок-музыки. Двинемся на Карельский
перешеек, расположенный между заливом и большим
озером (bayou country!) и окажется, что там в 1972 году
совершился первый русский психоделический
фестиваль, в местечке Лемболове, почти на берегу
ладожского Озера.
И во все
музыкальные столицы можно доплыть на корабле.
Все музыкальные столицы связаны водой. Таким
образом стихия воды на земле и есть колыбель
музыки. Прославлением этой стихии и занят
Гребенщиков в этом альбоме.
Я знаю тропинку ведущую к самой воде
так фактически
начинается альбом. БГ поет словно пораженный
открытием какого-то прекрасного мира. Он весел и
поет как будто бы на одном дыхании. Тонкие
металлические спицы претворяются в волшебную
музыку и в воздухе остается гармония. Тайна
звучащего металла, воспетая Гребенщиковым - еще
один парадокс, сквозь который просвечивает
Единство.
"Песня
вычерпывающих Людей" - колдовская песня
аквариума. Фантом джазовой полудуховой ритм-секции
- как легкий ветерок, а сам БГ - где-то у воды, пузом
на песочке, любуется плывущими женщинами.
Сколько чистой пространственности в этих
строчках:
Когда заря собою озаряет полмира
И стелется гарь от игр этих взрослых детей
Природе не
придумать антитезы, и человек на ней может только
гадить. Об этом не говорят песни, но само ощущение
природы, которое есть в этих песнях, говорит об
этом: эта природа какая-то совершенно новая и
человек где-то очень далеко от нее со своей гарью,
шумом больших идей, книгами в форме пистолета и т.д.
Человеческая суета где-то далеко-далеко на
величественном фоне могущественной книги для
глаз, Природы, водицы, убаюкивающей главного
героя. Песня необычайно волшебная.
В "Вана Хойя"
ухо словно зрит и осязает воду. Психоделия там
ощутимо сдвигает сознание.
"Искусство Быть
Смирным" - кульминация темы воды. "Возьми
меня к реке, положи меня в воду" - БГ
возвращается в материнскую стихию природы и вода
учит его смирению. В русской литературной
традиции аналогичен мотив приникновения к
матери-земле (Достоевский).
В альбоме много
вина (за ним посылают кого-то в "Музыке
Серебряных Спиц", его предпочитает остальному
мальчик Евграф), есть спирт, который сгорает в
распростертых ладонях, есть снег, который падает
как откровение - и открывает мир заново. "С Утра
Шел Снег" - замечательная любовная песня,
ставшая советским хитом - первый хит группы
Аквариум.
Сам БГ назвал
Африку "языческим альбомом". Язычество
здесь - это материальность, чувственность, вино и
женщины, природа - песок, реки, деревья. Это
действительно какое-то "славное язычество",
как спел Башлачев. Языческий праздник воды!
Если пуститься в
историю рока, то культура хиппи заново открыла
природу, восстановив присущую ей тайну. Они
наконец окончательно пересмотрели ересь
научного сознания, в частности дарвиновскую
ересь и ввели свое знание в искусство, в
пластинки в первую очередь.
Итак, этот альбом
можно увидеть как переоткрытие природы. Природа
увидена как некое Единство, не укладывающееся в
формы чувств и познания, некая Великая тайна,
чарующая и завораживающая. Альбом этот -
растворение в природе, слияние с природой, с
водой, однако он не покоится в себе, он не есть
замкнутость, округлость, весь он устремлен куда-то...
Ибо, окунувшись в природу, альбом увидел там
мириады непроявленных возможностей, то что не
пробилось на свет и осталось в потенциале.
Фантастический день!
Моя природа не дает мне спать
Вспомним одну
гребенщиковскую сказочку, "Иван и Данило" -
"Нет такого закона, чтобы в природе чего-то не
было". И тут в единой воде открывается еще одна
дверца.
Сделай лишь шаг - ты вступишь в игру,
в которой нет правил
Это дверца ведет в
какой-то совершенно новый мир. БГ словно пытается
взорвать эти реальности, ощущаемые, но
невыразимые. Тут и там приоткрыты эти дверцы - в
мир, свободный от жестких законов природы, мир
возможностей. В этом смысле Капитан Африка -
главный персонаж альбома.
Развяжите мне руки!
Я вызываю капитана Африка!
"Капитан Африка
- некая форма энергии, не имеющая конкретного
человеческого воплощения" - сказал БГ. Что-то в
этой песне рвется к невоплощенному,
неизведанному, есть в ней какая-то "беспредельная
жажда безмерности морей", как она есть в лучших
стихах Гумилева или "Плавиньи" Шарля
Бодлера в переводе Цветаевой.
Африка - континент-потенциал,
нераскрытая терра-инкогнита, и одновременно
тайное состояние души, требующее воплощения. Это
безымянные пустыни, томящиеся по имени, мир
нераскрытых потенциалов, взывающих к духу...
Материк, еще не сказавший своего слова... Но само
это слово АФРИКА - магическое. Оно главное в песне
и может быть даже единственное.
В свое время
песенка меня сразила. Голос БГ в сочетании с
ошалевшим саксофоном подействовал как реальная
фантастика. Короче, у них получился отличный джаз.
На альбоме лишь
проваливается последняя песенка, боуиподобный
урод, всей воспетой природе - гнусный антипод."Еще
Один Упавший Вниз" - я бы выгнал его вообще с
пластинки, пусть падает. Drop Dead, как говорят на
английском.
Как раз в ней
открывается дверца в какую-то антиприроду, в смур
и мрачняк. Во-первых, она касается многих личных
ассоциаций, несколько мертвых друзей. Во-вторых,
она плоха по музыке.
Знаменита фраза
"рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Фраза,
ниоткуда не утянутая - личная. Ян Андерсен пел
совершенно о другом - "слишком стар для рок-н-ролла,
но молод, чтобы умирать".
Во время расцвета
Аквариума рок-н-ролл был уже мертв. И даже не
Пистолз перешибли ему хребет - они просто всем
показали, что он мертв, попинав эту дохлую лошадь.
Роттен говорил: "очень я люблю петь старые рок-н-роллы
- схватить рок-н-ролл за яйца и покрепче их сжать".
Еще в 1985 БГ в своем
лучшем интервью с писателем А.М. говорил о рок-н-ролле
как универсальной мировой религии, самой мощной
коммуникативной системе, созданной после
христианства. Говорил. Но Рок-н-ролл, как
религиозная музыка, давно уже распался на рок-культуру
и рок-цивилизацию. Рок-н-ролльные боги были уже не
свергнуты с Олимпа.
За базар
Гребенщиков ответил песней. Словесные телеги
оказались второстепенны. В песне "Рок-н-ролл
мертв" поется о том, что рок-н-ролл мертв. Это о
гибели богов. Мертвые боги не простят нам, что мы
остались живы, равно как и павшие бойцы, "те,
кто шел с нами", мертвецы грозят нам из своих
могил и требуют отмщения. Боги требуют новых
жертв, новых передозировок. Все герои должны
пасть, если пали боги! Но никто как экуменист БГ
не умеет посылать богов среднего иерархического
эшелона.
В этой песне БГ
почувствовал историческую смерть мифа. Так или
иначе в свое время ее почувствовали все (и не
найдя больше никаких богов пребывают в грехе
атеизма), но никто так ясно это не выразил в слове.
Боги рок-н-ролла мертвы.
Вот почему им нужно
скорее ставить храмы, памятники, издавать
сопутствующие товары, ублажать. Больше
памятников! Но это уже задача общественных
институтов. Когда лет через -дцать там зажжется
лампочка Цоя, улица Марата примет какое-нибудь
более достойное название.
Таким образом,
можно сделать вывод: Радио Африка - самый спелый и
пряный плод Аквариума, и самый джазовый. Жаль, что
пластинка, выпущенная на "Мелодии", не
смогла передать его дух.
|