И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НТАБУ
В Табу
проваливается большая половина песен. Говорят,
что запись его велась крайне бардачно, но это не
важно. Вся морриссоновская часть альбома не
получилась, а все остальное - как бы и не Табу.
Мориссон получился у Аквариума лишь однажды - на
песенке "Чистая Вода", ставшей очень для
многих открытием Аквариума. У меня было три
версии этой песни, и в каждом исполнении было что-то
свое. Это была как раз та психоделика, которой
добивался Аквариум - и добился в этой
душераздирающей песне, которая, подобно своему
первоисточнику "The End" группы Дорз, впускает
в себя кошмар - и выходит из него победителем.
Это одна из великих исторических песен БГ. Там есть все: его скорбный свинцовый голос, стенания ляпинской гитары, монотонные удары - железная поступь Исторической Необходимости, и грустные всезнающие бессильные клавиши. |
РАДИО АФРИКА
На сей раз
Аквариум замахнулись на всю популярную музыку -
там есть фанк с джаз-роковым риффом "Капитан
Африка", откровенная попса "Время Луны",
авангард "Змея" и "Радио Шао-Линь", ритм-н-блюз
"Рок-н-Ролл Мертв", электризованное реггей
"Искусство Быть Смирным" и "С Утра Шел
Снег", танго "Мальчик Евграф", тибетское
танго, вещь в стиле Дэвида Боуи "Еще Один
Упавший Вниз". Альбом представляет из себя
попытку синтеза на аквариумной основе многих
известных Аквариуму направлений поп-музыки.
Пожалуй, аналог этому - Белый Альбом Битлз,
испробовавший все вплоть до Industrial "Революции
номер 9". Видимо, над альбомом много поработал
Сергей Курехин. И при всем разнообразии стилей,
альбом нельзя назвать эклектичным. Что тогда, как
не Великая пустота, созданная Аквариумом, держит
рядом и сближает музыкальные эпохи? Если говорить об
идейности альбома, то конечно это альбом о
природном Единстве. Ближайший аналог этому
единству - вода, занимающая большую часть суши.
так фактически
начинается альбом. БГ поет словно пораженный
открытием какого-то прекрасного мира. Он весел и
поет как будто бы на одном дыхании. Тонкие
металлические спицы претворяются в волшебную
музыку и в воздухе остается гармония. Тайна
звучащего металла, воспетая Гребенщиковым - еще
один парадокс, сквозь который просвечивает
Единство.
Природе не
придумать антитезы, и человек на ней может только
гадить. Об этом не говорят песни, но само ощущение
природы, которое есть в этих песнях, говорит об
этом: эта природа какая-то совершенно новая и
человек где-то очень далеко от нее со своей гарью,
шумом больших идей, книгами в форме пистолета и т.д.
Человеческая суета где-то далеко-далеко на
величественном фоне могущественной книги для
глаз, Природы, водицы, убаюкивающей главного
героя. Песня необычайно волшебная. Итак, этот альбом можно увидеть как переоткрытие природы. Природа увидена как некое Единство, не укладывающееся в формы чувств и познания, некая Великая тайна, чарующая и завораживающая. Альбом этот - растворение в природе, слияние с природой, с водой, однако он не покоится в себе, он не есть замкнутость, округлость, весь он устремлен куда-то... Ибо, окунувшись в природу, альбом увидел там мириады непроявленных возможностей, то что не пробилось на свет и осталось в потенциале.
Вспомним одну гребенщиковскую сказочку, "Иван и Данило" - "Нет такого закона, чтобы в природе чего-то не было". И тут в единой воде открывается еще одна дверца.
Это дверца ведет в какой-то совершенно новый мир. БГ словно пытается взорвать эти реальности, ощущаемые, но невыразимые. Тут и там приоткрыты эти дверцы - в мир, свободный от жестких законов природы, мир возможностей. В этом смысле Капитан Африка - главный персонаж альбома.
"Капитан Африка
- некая форма энергии, не имеющая конкретного
человеческого воплощения" - сказал БГ. Что-то в
этой песне рвется к невоплощенному,
неизведанному, есть в ней какая-то "беспредельная
жажда безмерности морей", как она есть в лучших
стихах Гумилева или "Плавиньи" Шарля
Бодлера в переводе Цветаевой. На альбоме лишь
проваливается последняя песенка, боуиподобный
урод, всей воспетой природе - гнусный антипод."Еще
Один Упавший Вниз" - я бы выгнал его вообще с
пластинки, пусть падает. Drop Dead, как говорят на
английском. Знаменита фраза
"рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Фраза,
ниоткуда не утянутая - личная. Ян Андерсен пел
совершенно о другом - "слишком стар для рок-н-ролла,
но молод, чтобы умирать". Таким образом, можно сделать вывод: Радио Африка - самый спелый и пряный плод Аквариума, и самый джазовый. Жаль, что пластинка, выпущенная на "Мелодии", не смогла передать его дух. |
ИХТИОЛОГИЯ
БГ не сам
записывал Ихтиологию, и может так оно и лучше.
Этот сборник схватил аквариум на пике их
музицирования и сумел донести до слушателя
реальную магию их выступлений, атмосферу их
действа. |