Aquarium
Отрывки из мифологии Аквариума


__________________________________

И С Т О Р И Я     С В Е Т Л Ы Х     В Р Е М Е Н

РАВНОДЕНСТВИЕ

Иван-чай
Великий дворник
Наблюдатель
Партизаны полной луны
Лебединая сталь
Аделаида
Золото на голубом
Дерево
Очарованный тобой
Поколение дворников

"Вопрос с оценкой Равноденствия гораздо серьезнее, чем это кажется с первого взгляда. Почти три года Аквариум не выпускал нового альбома. Пауза - огромная для них. В эти годы вместилось столько событий в судьбе группы, рок-движения, всего общества! Не ушел ли в прошлое аквариумный трамвай?..
Выход альбома должен был решить многое. Что это будет: живой анахронизм, автоперепевы или новый прорыв? Правда, сомнения почти исчезали во время концертов... но альбом - совсем другое дело, тут не спрячешься за популярность, обаяние, энергетическое воздействие на зал, другие вещи...
И вот альбом появился на свет. В первый раз слушаем его вместе с БГ. Растерянность. Очень многие песни знакомы, но в таком порядке, такой аранжировке и таком медленном темпе... Провал?
Но нет - сразу стало ясно, что здесь есть что-то очень близкое и еще не встречавшееся мне не только у Аквариума, но и в отечественной рок-музыке. Что-то из мира симфоний, квартетов, сонат...
Долго входил в Равноденствие - как ни в какой другой из альбомов Аквариума... И вот однажды кто-то во мне произнес слово, которое стало заветным "Сезам, Откройся". ГИМН, ГИМН, ГИМН - звучало в голосе Бориса, во всех инструментальных партиях, даже в паузах. Как можно было раньше не заметить этого! Как можно было не обратить внимание на ключик, позволяющий легко вскрыть чудесный ларец и насладиться его сокровищами! Вся структура альбома, каждый гармонический ход, каждая нота определяется его гимнической природой.
Чему тут удивляться? Те, кто слышал Равноденствие не могут не согласиться с разительным соответствием музыки большинства песен общеполитологической характеристике духовного гимна: "любая духовная строфическая песня... образность текста, широкая мелодия, ясный маршевый ритм, общий величавый характер музыки". А альбом в целом не что иное как "специальная книга-сборник - ГИМНОДИЯ".
Алик Сакмаров, автор рецензии, оттуда я привел этот коллаж, почувствовал то главное, что укрылось от меняя за идейной концепцией альбома. Меня охладила сама установка Равноденствия. БГ словно говорил: все, мы приехали. Концепт альбома - равноденствие духа, покой, полнота и округлость - доказывал только одно: БГ не желает двигаться дальше. Построив свой мир, он просто хочет в нем жить. И он бесконечно доволен.
Особенно стало обидно за "Аделаиду". Это моя любимая песня Аквариума, в версии с одного из московских квартирников - только гитарой и запредельной интонацией БГ создает настроение космического покоя и любви, что-то вроде "вдвоем во вселенной", с дружественными северными стихиями, стучащимися в окно. "И нет ни печали, ни зла, ни гордости, ни обиды" - есть только знание, что это мгновение может длиться вечность. Это была запись с чудовищным фоном, с одного из квратирников, сыгранных вдвоем с Титовым, но это ничего не меняло. Вариант Равноденствия с претенциозным вокалом и выстреливающей электрогитарой был просто каким-то издевательством.
Социальные мотивы получились как чужеродные вкрапления в строго несоциальную образную ткань. В итоге - затяжные смысловые пустоты. Что такое "отравленный дождь, который падает в гниющий залив"? Вклад в дело экологии или какой-то "индастриал" по-гребенщиковски? А это - "и наши отцы никогда не солгут нам, они не умеют лгать, как волки не умеют есть мясо, как птицы не умеют летать"? БГ решил вдруг стать социалъ-демократом? Поднять тему отцов и детей, которой для него не существует? Главное - в этом отрывке нет ни одного импульса. А музыка - победительная.
Музыка из "Поколения дворников" вообще один из немногих реальных саунд-треков к историческому скачку, совершенному в те годы Россией.
И, конечно, все не так плохо. На первой стороне Равноденствия Аквариум обретает, наконец, одну из своих самых прозрачных форм. "Мягкие теплые краски ранней осени" - как написал Александр Кан в своем предисловии к пластинке. Великий дворник, наконец, обрел покой в полях бесконечной росы. Вся первая сторона и "Дерево" - шедевры. Более того, несмотря на все огрехи, этот диск оказался бесспорно самым удачным выпуском аквариумной продукции фирмой "Мелодия"(остальные выпуски крайне плохи по звуку и, главное, по скорости).
Но огрехи Равноденствия разом повлияли на оценку роли Аквариума в культурном процессе. Впервые были допущены досадные промахи. А как гласит любимый Дао Дэ Дзин - "промахи на вершок уводят от истины на тысячу ли". Равноденствие подтвердил эту даосскую максиму, хотя возможно, что сама история, проглядев очевидные удачи этой пластинки, с рвением бросилась отыскивать эти огрехи, чтобы поскорее сбросить Аквариум с парохода современности, потому что всем было ясно, что историческая миссия Аквариума им с честью выполнена.
В "Равноденствии" была найдена полуденная точка покоя. И она прослушивается в лучших песнях. Но сам БГ стремительно вылетает из найденной точки покоя на свои американские каникулы.
Конец легенды.

ТРИ АЛЬБОМА ПОСТ-АКВАРИУМА

ВАВИЛОН

В 1991-92 Аквариум выпустил два сборника старого материала. Они называются "История Аквариума, Архив, т. III" и "Библиотека Вавилона, Архив т.IV" и практически ничем друг от друга ничем не отличаются. Это одна и та же идея - собрать не нашедшие себе места в альбомах песни, пятое и десятое, то есть, фактически, самим проделать работу архивариусов, за отсутствием оных на данный исторический момент. Плохо одно: сам БГ не библиотекарь. Живи он в Вавилоне и возьмись за подобный труд, не исключено, что он бы подвергся процедуре секир-башка.
По своему же определению БГ не может быть хорошим библиотекарем - хранителем прошлого. Ему интереснее создавать новое, чем копаться в навозной куче старого и искать там жемчужины. Ему просто лень. Какой смысл в том, что было? - старый материал, чтобы поставить его на полку и раздаривать друзьям. Заработать какие-то деньги. Но есть ли вообще смысл затевать какую-либо Библиотеку?
Эти компиляции просто вбирают в себя прошлое, не ища в нем смысла - что в том толку? Получается настоящая свалка, не столько Библиотека Вавилона, сколько сам этот Вавилон - сотлпотворение всего и вся, бардачная коммуналка музыки, слов, смыслов, идей, приколов.Судите сами: все там соседствуют со всем - плохие строчки ("Меня зовут смерть" - что-то из апокалиптического репертуара в духе Марии Дэви Христос) с хорошими строчками: старые песни еще доисторического Аквариума, неожиданно звучаще свежо ("Танцуя На Склоне Холма") со старыми песнями, звучащими сейчас по-идиотски ("Сонет"); добрые рок-н-ролльные номера ("Глядя В телевизор" Элвиса Костелло) с джорждевским похмельным романсом бездонной глубины ("Ангел Всенародного Похмелья"); чуть ли не былинная "Серебро Господа Моего" оказывается в одной компании с песнями сомнительного - мелодраматического - достоинства ("Голубой Дворник" - хорошо заглавие, но слушать лучше "Песню Вычерпывающих Людей"). Думать здесь не над чем.
Перезаписанные старые песни лишились своей высоты, котору не подделть. Из под них исчез Холм, с которого было видно далеко-далеко. Раньше высота создавалась просто голосом/ гитарой/ виолончелью/ басом в любой комбинации - теперь нужно уже напустить грубо-иллюстративных звуков, пытаясь создать атмосферу якобы-магическую. Это даже не столько халтура, сколько неспособность подделать то, что было и прошло.
Сказать можно одно: в отличие от предыдущих аквариумных работ такого рода, эти компиляции собраны в принципиально новую эпоху. В тех коммуналках эпохи феодализма уживались и свирепый граф Гарсия, и потусторонний Иванов, и восторженный петербургский романтик, и веселый дзен-буддист, и женщинам никто не мешал часами глядеть в телевизор. В новой коммуналке каждый сохраняет свое прайваси, живет своей частной жизнью. Это скорее многоквартирный дом, где каждый замкнут в нескольких кубах своего пространства. И каждый дрочит как он хочет.
Ни Акустику, ни Электричество нельзя было назвать эклектичными. Эти компиляции - чистейшая эклектика. Они говорят лишь о том, что эпоха высокого стиля Аквариума ушла безвозвратно. И сам БГ ничего уже не помнит.
И правильно делает. Пусть все помнит компьютер - он железный. С изобретением бездонного вместилища памяти с его мегабайтами человеческая память - мозг - может отдыхать. Ему не нужно помнить никакую историю, которую можнь вогнать в компьютер или компакт-диски - и идти дальше своей тропой, больше не заморачиваясь.
Еще раз вспомним старый девиз старого Акына: DON'T LOOK BACK.

Не буду ругать Библиотеку: в ней есть живые книги и живые песни. Но прослушать эти аквариумные компиляции все равно что перечитать 88 том ПСС Льва Николаевича Толстого.

РУССКИЙ АЛЬБОМ

Архистратиг
Никита Рязанский
Государыня
Ласточка
Волки и Вороны
Заповедная Песня
Сирин, Алконост, Гамаюн
Кони Беспредела
Елизавета
Бурлак
25-й День Луны

БГ: Когда старый Аквариум официально был объявлен закрытым, появилось пьянящее ощущенье свободы - теперь я могу все. Посмотрим, что все? Старых песен петь не хочется, это понятно. И тут вот начинаются новые песни, Государыня, абсолютная идиотская тогда для меня, потому что ломающийся размер этой песни был для меня просто открытием, я не умею писать такие песни, откуда это берется, я не знаю. И набор слов в общем-то не очень для меня характерный. Если вспомнить старый Аквариум, то какая Госудырыня, какая Россия? И когда Волки и Вороны начали у меня бродить в голове, это было какое-то водочно-похмельно-московское состояние, хотя можно и без водки и без похмелья, общее какое-то кружащее состояние, но в принципе ощущение тяжелого похмелья, ощущение, что все не так. Но там что-то брезжило, какой-то проблеск, и поэтому я эти песни распутывал не торопясь, очень долго, ждал, когда придет правильная строчка. И первая строчка пришла уже после того, как песня была написана. Так она сама себя проявила. Она долго писалась, я так просто сидел сидел, когда у меня были свободные пять минут, я ее тренькал себе, тренькал, потому что она огромная.
Мифология строила сама себя, я ничего не придумывал, а то, что придумал, то потом и ушло по счастию".

Вершины таковы, что падая с них, ты оказываешься в пропасти, где кончается красивый холм и начинается дремучий лес. Тебя охватывает настоящая тревога - где я? Что со мной? Вот они странные места, где не видать ни зги, где засада может подстерегать везде. Рок-н-ролльный храм разрушен, идеалы втоптаны в грязь, карта бита. Рок-н-ролльная невинность обернулась виной, и чем прекраснее были идеалы, тем горше чувство вины,чем выше был холм, тем глубже оказалась пропасть. Альбом пронизан ощущением тревоги, и поистине в его образах есть что-то зловещее.
Быть может, это чувство возникает от того, что Смерть, тот "единственный друг", видящийся БГ в свое время учителем мудрости, становится крестной мукой. Смерть становится мучительной. Миф оказывается кровавой реальностью, и чтобы не утратить чувство мифа, эту реальность необходимо принять, с ней нужно справиться.
Но в отличие, скажем, от Нила Янга, БГ не собирает жатву с рок-н-ролльной эпохи, потому что это невеселая жатва. Поле битвы усеяно костьми мертвых героев, реют черные птицы, все поросло ядовитыми грибочками, между поколениями разверзлась еще одна бездна. БГ просто уходит дальше и не оглядывается на это проигранное сражение. Но ощущение тревоги есть - БГ попал в какие-то новые места, где прежнюю карту можно выбросить. Нечисть не знает ничего о Битлз или Бобе Дилане, ее не спугнешь цитатами из Дао Дэ Дзин. Единственный компас в этих местах - православная икона. И эту икону приходится рисовать самому.
В Русском Альбоме БГ предстает не столько рокером, не столько артистом и даже художником, сколько - изографом.
В отличие от таких вещей как День Серебра или Время Колокольчиков, Русский Альбом сознательно ограничивает себя рамками иконы. В него не попадает суетное, сор, из которого растут стихи. Его Оклад - инструментальные штучки "Архистратиг" и "25-й День Луны". В нем есть Свет и тьма - и именно в такой пропорции, как на иконах.
Но в отличие от классики Аквариума Альбом так или иначе связан с русской политикой. Привожу цитату из своих записей.
"Хамское рыло сегодняшней России погружает в глубокий кислотный транс. Презрение к русской политике становится презрением к русскому народу. Быковатый царь бабачит и тычет. Итоги недавних выборов с Жириновским на коне чудовищны. Рок-н-ролла нет. Панк-рок тяжел и невесел. О Дилане поговорить не с кем. Барышни слушают неправильную музыку. Народ непросвещен. Стрелецкие бунты по-прежнему кровавы. БГ отъехал на конях беспредела. Преступность растет. Битлз забыли все. Пистолз понимают наоборот. Квелая интеллигенция сидит по домам.
Никто не дает ответа.
Только чудным звоном заливается колокольчик.
И кажется БГ в Русском Альбоме его услышал."
(по прослушивании Русского Альбома).
Кто сейчас может спеть о России? Последняя Россия - Янкина. Бездарная страпия, пожирающая собственных детей. Виденья Янки - Крестовый Ноль - не один век будут преследовать национальное воображение. Ее Россия - черная дыра, безблагодатное место пусто, где не осталось даже крестов - страшный образ, увиденный девочкой.
О России поет Юрий Шевчук - в его песнях зажигается какая-то надежда; он очень популярен, потому что в его образе России и в его надежде есть место каждому (кроме снобов).
Первым о России спел Башлачев. До этого рок-музыканты пели о своих половых проблемах или ни о чем; много переводили; пели о своей тусовке - рок-н-ролльной нише внутри Империи. Бабы, бухло, буддизм, богоискательство, поездки на дачу.
Явление Башлачева было поворотным в истории русской рок-поэзии - время колокольчиков встретилось в нем с классикой, в первую очередь с самими духом русского христианства. Башлачев первым почувствовал новые времена и не захотел в них жить. Как бы там ни было, с Башлачева начинается новый период развития русского рока. Все, сделанное ранее, на мгновение увиделось наивной англоманией. За Петербургом лежали чудовищной протяженности невоспетые пространства, снега и равнины, куда не слетал ангел рок-н-ролла. Влияние Башлачева испытали на себе все; несомненно, он один из спутников или даже проводников БГ в его Русском Альбоме.
Своими судьбами и своей работой Башлачев и Янка явили собой конец прекрасной эпохи рок-н-ролла. Они прикоснулись к реальной русской классике, работая в совершенно чужом ей жанре - рок-музыке. В их устах рок обрел невиданную историческую глубину и размах. Башлачев не был скоморохом, как его определили в критике; скорее его можно сравнить с протопом Аввакумом, гнавшим скоморохов. А еще точнее - в нем случилась попытка соединить святость и скоморошество. Песни Янки можно сравнить с плачем Ярославны - это плач по разоренной стране за 70 лет чуждого ей владычества. Это плач по утрате каких бы то ни было ценностей, ориентиров и смыслов - и классических, и рок-н-ролльных. Рушатся все культурные сваи, и даже крест оказывается фальшивым - остается только чистый голос, уносящийся в небеса - и ничего больше.
Фактически, в эту страну БГ на сей раз и движется, где не спасут уже никакие цитаты, где нечисть не знает о Бобе Дилане, где опереться можно только на исконно русские смыслы. И это первая попытка после некоей ультурной катастрофы снова их отыскать; эти русские духи как бы и не названы, потому что вряд ли у них может быть какое-нибудь имя. Никита Рязанский, Святая София, Государыня, Чиж, Сирин, Спас, Алконст, Гамаюн, Бурлак - эти имена могли быть другими. Но так или иначе, поход в эту страну мог состояться только с благословения русской православной церкви.
Когда году в 1990 БГ запел о ладане и куполах, многие отнеслись к этому с презрением: ведь есть уже матрешки, которыми торгуют на Арбате?
Негласное обвинение звучало так: тот, кто просрал главную идею русского рока эпохи перестройки - утереть нос Штатам, по крайней мере доказать им, что и мы чего-то стоим в их культуре - пошел на поклон к старцам и православной церкви. Да и что оставалось делать Гребенщикову, кроме как двигаться в сторону России, вниз по Волге-матушке, пока еще не добуддийской реке, потому что железный занавес снова опустился для него с расторжением контракта с CBS?
БГ всегда было плевать на российскую политику и государственность, на генеральных секретарей, равно как и на президентов, на митинги, путчи и стрелецкие бунты. Его история России началась задолго до Рюрика и паденьем очередного Третьего или Десятого Рима не закончится. Да и вообще для БГ нет такого понятия - история.
Его битва всегда шла на его собственных полях; это значит, что двигаться будет он, едва нас касаясь - и судить его некому. Его Русский Альбом не менее загадочная величина, чем весь Аквариум 70-80-х, и никакая рок-лит-критика туда не доберется.
Раскладка образной ткани песен находится в работе Елизаветы Литовцевой в книге, посвященной 20-летию Аквариума. Сказать можно одно: как художник БГ находится в тех сферах, откуда не видна вся сегодняшняя нищета России. И мало кто из современников - по крайней мере тех кто на виду - знает что такое Россия Небесная и работает в этих сферах.
Русский Альбом слушаешь не просто, чтобы оттянуться, но набраться сил из этой старой России-сна, России-рая - теряемой и вновь обретаемой - которая парит над исполненными и неисполненными обещаниями, которая всегда без конца и края.
Его понимание и чувство России свободно от роковых идеологий, навязываемых русскому сознанию политикой и государственностью; оно свободно от Х1Х века - гениального для России и одновременно глубоко провинциального и литературного. Если и был чем-то ценен наш доморощенный рок-н-ролл, так это радикальным разрывом с Х1Х веком - совсем недавно павшей российской крепостью, где писались стихи и романы, где вынашивались узколобые националистские идеи.
Русский Альбом имеет отдаленное отношение к тому, что называется рок-музыка, и прямое - к современным канонам звукозаписи. Он записан по-настоящему красиво и стройно. В этой прекрасной музыке есть и Волга, и снега, и русская вольница, в ней есть те пейзажи, откуда происходит большая часть нашей укльтуры. БГ-бэнду удалось создать что-то очень самобытное.
БГ раз обмолвился, что у нас нет ни одной радостной иконы - все святые скорбят и плачут. Его Альбом - это попытка нарисовать эту недостающую икону. Кто на ней изображен? - русские фольклорные птицы Сирин, Алконост, Гамаюн, святые, кони беспредела, БГ с друзьями, сам птица фольклорная. В ней есть кислота. В ней есть дыры, откуда глядят бесы, черная нечисть. Насколько получилась эта икона я судить не могу. Важно, что это не стилизация под икону, но попытка работать в этом, казалось бы, навсегда в утраченном жанре.

РАМЗЕС

Летчик
Науки Юношей
Иерофант
Как Нам Вернуться Домой
Королевское Утро
Царь Сна
Назад к Девственности
Отец Яблок

Как это само собой не напрашивается, но в Рамзесе действительно схвачен какой-то дух полета, какого не знал оседлый Аквариум, распивавший свои чаи на полночных кухнях в обстановке домашнего уюта. Известно, что психоделическую музыку рекомендуется слушать в самолете, особенно при взлете, когда тебе предоставляется реальный шанс понять и прочувствовать идею композиторов. Рамзес поддается подобному эксперименту. Это единственный альбом позднего БГ, который я без вопросов рекомендую слушать в любом движущемся средстве, включая велосипед.
Рамзес - легкий и очень красивый студийный альбом некоей воображаемой группы с Борисом Гребенщиковым во главе. Фактически, это восстановленный из небытия тот Аквариум, которого нам почти не оставила история, за исключением безоблачных и маловразумительных с точки зрения искусства Притч Графа Диффузора, Аквариум образца начала 70-х годов. Благодаря современной звуковой аппаратуре БГ сумел восстановить тот солнечный летний мир, откуда начиналась эта группа, пересоздать тот саунд и донести его до ушей современного человека, по-новому взыскательных в связи с появлением новых звуковых систем.
Саунд - наиболее тонкая музыкальная материя, уже почти не материя. Это первое, что слышит нормальный человек в музыке, первое, что достигает его в обход слухового аппарата. Саунд Аквариума происхождения солнечного. Это, как бы, преломленный через инструменты и через голос солнечный свет.
В отличие от предыдущих компиляций, это именно "любимые" песни. Естественно, вещей старых там нет - старые песни введены в цифровой компьютер, а любить компьютер, как ни крути, не получится никак. Поэтому песни пришлось писать новые, а БГ умеет это делать как никто.
Влияние ранней британской психоделии 60-х - Битлз, Донован, The Incredible String Band - в общем-то не так существенно, как кажется на первый взгляд. Важна сама преемственность. Тот ушедший мир солнечного Лондона или Калифорнии остался навсегда в мировой музыке, и группа, которая захочет восстановить ту эпоху, вынуждена в себе самой восстанавливать те счастливейшие моменты в истории рок-музыки. Поэтому ее отголоски слышатся во многих современных вещах. Я, например, в "Летчике" вдруг уловил отзвуки американской группы R.E.M. Слушая уже через год The Boo Radleys, я опять вспомнил о Рамзесе. Я хочу сказать, что эта музыка существует вне времени, и тот, кто сумеет к ней подключиться, попадает в некую вечную сказку, нашедшую свое первое воплощение в Револьвере и Сержанте Битлз, Pet Sounds группы Бич Бойз, Forever Changes группы Love, Sunshine Superman Донована и через них вошедшей сам в состав мировой музыки. В целом, Аквариуму удалось подключиться к этой сказке.
С первой же песни в альбоме чувствуется какой-то новый дух полета, какого не знал оседлый Аквариум. Полет над землей - прощание с землей - далекое о ней воспоминание. Сознание уже не занято вопросами добра и зла, света и тьмы. Оно просто регистрирует какой-то уже потусторонний земной ландшафт: вот белый голубь, вот что-то еще, вот что-то еще. Оно как бы по-тихоньку прощается с тем, что оно видело. И "его любви здесь нет".
Сам Наблюдатель находится в какой-то нездешней точке; куплеты, строчки - это только щелчки движущейся камеры. Сознание отъезжает все дальше и дальше. Управление полетом ведется нормально.
Такие чувства возникают у меня при прослушивании альбома. Сознание медленно, но верно отвязывается от мира. Очертания мира становятся все более расплывчаты, как с самолета, набирающего высоту. Такая кассета нужна тебе, когда нужно проехать на велосипеде из пункта А в пункт В, не заметив окружающего тебя движения и суеты.
Рамзес доказывает только одно: настоящее ничуть не менее кайфовое, чем прошлое. Классический Аквариум мертв - он стал классикой. А прошлое невосстановимо, и ностальгия - одно из самых неправильных чувств. Ностальгия - чувство выбывшего из игры. А игра всегда продолжается.

оглавление

дальше




Вернуться к главному меню

Вернуться к разделу "Разное"

Для писем