РУССКИЙ АЛЬБОМ
Архистратиг
Никита Рязанский
Государыня
Ласточка
Волки и Вороны
Заповедная Песня
Сирин, Алконост, Гамаюн
Кони Беспредела
Елизавета
Бурлак
25-й День Луны
БГ: Когда старый
Аквариум официально был объявлен закрытым,
появилось пьянящее ощущенье свободы - теперь я
могу все. Посмотрим, что все? Старых песен петь не
хочется, это понятно. И тут вот начинаются новые
песни, Государыня, абсолютная идиотская тогда
для меня, потому что ломающийся размер этой песни
был для меня просто открытием, я не умею писать
такие песни, откуда это берется, я не знаю. И набор
слов в общем-то не очень для меня характерный.
Если вспомнить старый Аквариум, то какая
Госудырыня, какая Россия? И когда Волки и Вороны
начали у меня бродить в голове, это было какое-то
водочно-похмельно-московское состояние, хотя
можно и без водки и без похмелья, общее какое-то
кружащее состояние, но в принципе ощущение
тяжелого похмелья, ощущение, что все не так. Но
там что-то брезжило, какой-то проблеск, и поэтому
я эти песни распутывал не торопясь, очень долго,
ждал, когда придет правильная строчка. И первая
строчка пришла уже после того, как песня была
написана. Так она сама себя проявила. Она долго
писалась, я так просто сидел сидел, когда у меня
были свободные пять минут, я ее тренькал себе,
тренькал, потому что она огромная.
Мифология строила
сама себя, я ничего не придумывал, а то, что
придумал, то потом и ушло по счастию".
Вершины таковы,
что падая с них, ты оказываешься в пропасти, где
кончается красивый холм и начинается дремучий
лес. Тебя охватывает настоящая тревога - где я?
Что со мной? Вот они странные места, где не видать
ни зги, где засада может подстерегать везде.
Рок-н-ролльный храм разрушен, идеалы втоптаны в
грязь, карта бита. Рок-н-ролльная невинность
обернулась виной, и чем прекраснее были идеалы,
тем горше чувство вины,чем выше был холм, тем
глубже оказалась пропасть. Альбом пронизан
ощущением тревоги, и поистине в его образах есть
что-то зловещее.
Быть может, это
чувство возникает от того, что Смерть, тот
"единственный друг", видящийся БГ в свое
время учителем мудрости, становится крестной
мукой. Смерть становится мучительной. Миф
оказывается кровавой реальностью, и чтобы не
утратить чувство мифа, эту реальность необходимо
принять, с ней нужно справиться.
Но в отличие,
скажем, от Нила Янга, БГ не собирает жатву с
рок-н-ролльной эпохи, потому что это невеселая
жатва. Поле битвы усеяно костьми мертвых героев,
реют черные птицы, все поросло ядовитыми
грибочками, между поколениями разверзлась еще
одна бездна. БГ просто уходит дальше и не
оглядывается на это проигранное сражение. Но
ощущение тревоги есть - БГ попал в какие-то новые
места, где прежнюю карту можно выбросить. Нечисть
не знает ничего о Битлз или Бобе Дилане, ее не
спугнешь цитатами из Дао Дэ Дзин. Единственный
компас в этих местах - православная икона. И эту
икону приходится рисовать самому.
В Русском Альбоме БГ
предстает не столько рокером, не столько
артистом и даже художником, сколько - изографом.
В отличие от таких
вещей как День Серебра или Время Колокольчиков,
Русский Альбом сознательно ограничивает себя
рамками иконы. В него не попадает суетное, сор, из
которого растут стихи. Его Оклад -
инструментальные штучки "Архистратиг" и
"25-й День Луны". В нем есть Свет и тьма - и
именно в такой пропорции, как на иконах.
Но в отличие от
классики Аквариума Альбом так или иначе связан с
русской политикой. Привожу цитату из своих
записей.
"Хамское рыло
сегодняшней России погружает в глубокий
кислотный транс. Презрение к русской политике
становится презрением к русскому народу.
Быковатый царь бабачит и тычет. Итоги недавних
выборов с Жириновским на коне чудовищны.
Рок-н-ролла нет. Панк-рок тяжел и невесел. О Дилане
поговорить не с кем. Барышни слушают
неправильную музыку. Народ непросвещен.
Стрелецкие бунты по-прежнему кровавы. БГ отъехал
на конях беспредела. Преступность растет. Битлз
забыли все. Пистолз понимают наоборот. Квелая
интеллигенция сидит по домам.
Никто не дает ответа.
Только чудным звоном заливается колокольчик.
И кажется БГ в Русском Альбоме его услышал."
(по прослушивании
Русского Альбома).
Кто сейчас может
спеть о России? Последняя Россия - Янкина.
Бездарная страпия, пожирающая собственных детей.
Виденья Янки - Крестовый Ноль - не один век будут
преследовать национальное воображение. Ее
Россия - черная дыра, безблагодатное место пусто,
где не осталось даже крестов - страшный образ,
увиденный девочкой.
О России поет Юрий
Шевчук - в его песнях зажигается какая-то надежда;
он очень популярен, потому что в его образе
России и в его надежде есть место каждому (кроме
снобов).
Первым о России
спел Башлачев. До этого рок-музыканты пели о
своих половых проблемах или ни о чем; много
переводили; пели о своей тусовке - рок-н-ролльной
нише внутри Империи. Бабы, бухло, буддизм,
богоискательство, поездки на дачу.
Явление Башлачева
было поворотным в истории русской рок-поэзии -
время колокольчиков встретилось в нем с
классикой, в первую очередь с самими духом
русского христианства. Башлачев первым
почувствовал новые времена и не захотел в них
жить. Как бы там ни было, с Башлачева начинается
новый период развития русского рока. Все,
сделанное ранее, на мгновение увиделось наивной
англоманией. За Петербургом лежали чудовищной
протяженности невоспетые пространства, снега и
равнины, куда не слетал ангел рок-н-ролла. Влияние
Башлачева испытали на себе все; несомненно, он
один из спутников или даже проводников БГ в его
Русском Альбоме.
Своими судьбами и
своей работой Башлачев и Янка явили собой конец
прекрасной эпохи рок-н-ролла. Они прикоснулись к
реальной русской классике, работая в совершенно
чужом ей жанре - рок-музыке. В их устах рок обрел
невиданную историческую глубину и размах.
Башлачев не был скоморохом, как его определили в
критике; скорее его можно сравнить с протопом
Аввакумом, гнавшим скоморохов. А еще точнее - в
нем случилась попытка соединить святость и
скоморошество. Песни Янки можно сравнить с
плачем Ярославны - это плач по разоренной стране
за 70 лет чуждого ей владычества. Это плач по
утрате каких бы то ни было ценностей, ориентиров
и смыслов - и классических, и рок-н-ролльных.
Рушатся все культурные сваи, и даже крест
оказывается фальшивым - остается только чистый
голос, уносящийся в небеса - и ничего больше.
Фактически, в эту
страну БГ на сей раз и движется, где не спасут уже
никакие цитаты, где нечисть не знает о Бобе
Дилане, где опереться можно только на исконно
русские смыслы. И это первая попытка после некоей
ультурной катастрофы снова их отыскать; эти
русские духи как бы и не названы, потому что вряд
ли у них может быть какое-нибудь имя. Никита
Рязанский, Святая София, Государыня, Чиж, Сирин,
Спас, Алконст, Гамаюн, Бурлак - эти имена могли
быть другими. Но так или иначе, поход в эту страну
мог состояться только с благословения русской
православной церкви.
Когда году в 1990 БГ
запел о ладане и куполах, многие отнеслись к
этому с презрением: ведь есть уже матрешки,
которыми торгуют на Арбате?
Негласное
обвинение звучало так: тот, кто просрал главную
идею русского рока эпохи перестройки - утереть
нос Штатам, по крайней мере доказать им, что и мы
чего-то стоим в их культуре - пошел на поклон к
старцам и православной церкви. Да и что
оставалось делать Гребенщикову, кроме как
двигаться в сторону России, вниз по
Волге-матушке, пока еще не добуддийской реке,
потому что железный занавес снова опустился для
него с расторжением контракта с CBS?
БГ всегда было
плевать на российскую политику и
государственность, на генеральных секретарей,
равно как и на президентов, на митинги, путчи и
стрелецкие бунты. Его история России началась
задолго до Рюрика и паденьем очередного Третьего
или Десятого Рима не закончится. Да и вообще для
БГ нет такого понятия - история.
Его битва всегда
шла на его собственных полях; это значит, что
двигаться будет он, едва нас касаясь - и судить
его некому. Его Русский Альбом не менее
загадочная величина, чем весь Аквариум 70-80-х, и
никакая рок-лит-критика туда не доберется.
Раскладка образной
ткани песен находится в работе Елизаветы
Литовцевой в книге, посвященной 20-летию
Аквариума. Сказать можно одно: как художник БГ
находится в тех сферах, откуда не видна вся
сегодняшняя нищета России. И мало кто из
современников - по крайней мере тех кто на виду -
знает что такое Россия Небесная и работает в этих
сферах.
Русский Альбом
слушаешь не просто, чтобы оттянуться, но
набраться сил из этой старой России-сна,
России-рая - теряемой и вновь обретаемой - которая
парит над исполненными и неисполненными
обещаниями, которая всегда без конца и края.
Его понимание и
чувство России свободно от роковых идеологий,
навязываемых русскому сознанию политикой и
государственностью; оно свободно от Х1Х века -
гениального для России и одновременно глубоко
провинциального и литературного. Если и был
чем-то ценен наш доморощенный рок-н-ролл, так это
радикальным разрывом с Х1Х веком - совсем недавно
павшей российской крепостью, где писались стихи
и романы, где вынашивались узколобые
националистские идеи.
Русский Альбом
имеет отдаленное отношение к тому, что
называется рок-музыка, и прямое - к современным
канонам звукозаписи. Он записан по-настоящему
красиво и стройно. В этой прекрасной музыке есть
и Волга, и снега, и русская вольница, в ней есть те
пейзажи, откуда происходит большая часть нашей
укльтуры. БГ-бэнду удалось создать что-то очень
самобытное.
БГ раз обмолвился,
что у нас нет ни одной радостной иконы - все
святые скорбят и плачут. Его Альбом - это попытка
нарисовать эту недостающую икону. Кто на ней
изображен? - русские фольклорные птицы Сирин,
Алконост, Гамаюн, святые, кони беспредела, БГ с
друзьями, сам птица фольклорная. В ней есть
кислота. В ней есть дыры, откуда глядят бесы,
черная нечисть. Насколько получилась эта икона я
судить не могу. Важно, что это не стилизация под
икону, но попытка работать в этом, казалось бы,
навсегда в утраченном жанре. |