Начать надо с
того, что мне представляется главным: Майк не был
артистом.
Назвать его
артистом музыкального жанра как-то и язык не
поворачивается: слишком личные, обнаженные песни
и полное отсутствие какого-либо имиджа. Имидж -
это на современной научно-критической фене; по-старому
- личина, "накладная рожа". То, что стало
нейтральным описанием сценического облика
артиста, в свое время имело бесовский оттенок.
Это я так, к слову.
Майк же артистом не
был и имиджа себе не создал. А имидж как раз и есть
то, что остается после физического исчезновения
артиста в коллективном сознании. Цой оставил
после себя Героя, БГ выпустил в свет Вестника,
Кинчев выдал Бунтаря, Мамонов - Взбесившегося
Водопроводчика. Майк же не оставил после себя
ничего. В том и заключалась его уникальность, что
он сумел выстоять на сцене таким как он есть, без
"накладной рожи", спет ни о чем и уйти в
никуда.
Был человек и
прошел человек.
Что от него
осталось? - конечно, пластинки, которые печатают и
будут печатать, несколько кадров из фильма "Йо-хо-хо",
несколько хитов локального значения,, сдержанные
интервью - их не сравнить с искусной прозой
ритора БГ или фэнтэзи Курехина - достаточно ли
всего этого, чтобы остаться в коллективной
памяти?
Что бы ни говорили
про то, что человек наедине с собой и с друзьями -
это одно, а на сцене - все-таки что-то другое,
случай Майка как раз тот случай, когда артист и
человек совпадали. За это и давали призы на
фестивалях - "за зрительские симпатии", за то
и любили Майка - достаточно перелистнуть
тогдашнюю рок-прессу.
Лирический герой
песен Майка - сам Майк, его прямая речь, его жалобы,
нытье, претензии, победы, поражения, поза... (в
отличие от некоего "символического человека"
БГ).
Да, вместо имиджа
была поза, неловко прикрывающая какую-то рану,
насквозь просматриваемая поза неудачника и
позднего аристократа ("от портвейна" - можно
добавить), разочарованного, усталого, разбитого
настолько, насколько может быть разочарован
тинейджер Холден Колфилд в тридцать лет - не
изменивший своим дурацким мечтам и за решением
вопроса "почему же мир хуже меня?" так и не
повзрослевший.
Майк - большой
обиженный городской ребенок, которому не купили
игрушку, машинку, грубо взяв за руку и отведя от
сверкающей витрины. Но воспоминание об этой
Витрине, запрятанное глубоко-глубоко, в лучших
его вещах оживало: отстранением, что ли, от
окружающего, или какой-то спрятанной в себе
улыбкой, я не знаю.Сначала были Все Братья-Сестры
- 78, альбом совместный с БГ. Фотография Вилли
Усова запечатлела их в обнимку: Майка, Боба и
однотомник Дилана - тогдашний их кастальский
ключ. Оттуда-то начинает завязываться вся
смысловая материя питерского рока. Великий Акын
предложил им на перевод чудесные тексты.
А что петь в эпоху
расцвета бардачной Империи Зла? Конечно,
портвейн, девочек, личные суицидальные
наклонности, дымящуюся сигарету или папиросу.
Хрен с ней с Империей, пусть ее описывают заезжие
французские путешественники, для коих она
представляет этнографический интерес. Для нас
интересно что-то другое.
Например: ввести
солнце молодежной революции в русский язык, что-то
изменив в его составе, и дать новые по духу песни,
которых на русском еще не было.
Остановлюсь на
одном из майковских шедевров с альбома Все
Братья - Сестры - "Детке". Песенка, как ей и
полагается, проста до безобразия: рок-герой, а
именно сам Майк, ибо без подстановки на место рок-героя
вечно жалующейся личности Майка песня рискует
остаться без главной изюминки, провожает до
двери девушку, накидывая ей на плечи "свой
старый макинтош":
Я спел тебе все песни, которые я знал,
И вот пою еще одну, про то, что кончен бал
Про то, что одному быть плохо, что лучше быть
вдвоем,
Но я разбит и слаб, и я мечтаю об одном...
О чем - попробуй угадай?
О, ты права, чтоб ты сказала мне:
Прощай, детка, прощай....
Это замечательное
рок-н-ролльное творение на тему Жизнь есть
Иллюзия, одно из самых легких и прозрачных
воплощений Майи в советской рок-музыке. В песне
нет интеллектуальных ходов, и, упаси Господи,
никаких буддистско-кришнаитских цитат, но почему-то
именно это индуистское понятие - Майя, Великая
Иллюзия - просится на язык. Песня невесома: только
легкая дымка вечерней печали, закатные краски
каменного города - пусть в прихожую смотрит окно -
исчезающие очертания сотканных из питерской
измороси героев-протагонистов, последняя суета
прощания.
В те годы
жаловались на туманность БГ. Майк другой, вполне
ясный, отчетливый и вещественный, в нем нет
никаких сверхсмыслов, никаких переносных
значений, символов, аллегорий, разве что вдруг он
поворачивается к тебе такой своей гранью, что
чувствуешь словно какую-то нереальность,
странность этой вполне твоей, до боли знакомой
реальности....
Эти счастливые
минуты в майковском рок-н-ролле есть, и дело здесь
не в языковых ходах, а в каком-то особом
отстранении Майка от всей своей бытовухи, от
самого себя... Дело в самом рок-н-ролле.
Конечно, не только
Дилан. Традиция блюзов и рок-н-роллов, акустика
"Роллинг Стоунз" периода "Банкета нищих",
Марк Болан и группа "T. REX", урбанистический
Лу Рид - все это источники вдохновения группы "Зоопарк",
и генезис Майка надо искать в Блюзовой Традиции,
внутри которой он честно отслужил.
В те славные для
питерского рока дни они шли параллельно: БГ и
Майк. Делая шаг вверх, к воздушным замкам
Аквариума, Майк всегда гнал лажу - равно как и БГ,
спускаясь в непропущенный сквозь его рок-н-ролльные
символы хаос, никогда не дотягивал до майковской
трезвости восприятия. Достаточно сравнить
антифеминистические вещи БГ с майковской "Дрянью"
- андеграундным шедевром. Там есть все, что надо:
горечь, злоба, пощечина. И любовь. При этом у Майка
есть куча песен с чудовищным процентом
безвкусицы, как у какого-нибудь графомана-символиста:
какая-то "слепая колдунья, которая учит летать",
какие-то "золотые львы, стоящие на границе
между мной и тобой" - все это похоже на
засахаренное варенье. Настоящая лирика Майка
была вот где:
Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с его
женой,
Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой...
В какой-то мере
эта строка "ты спишь с моим басистом" -
квинтэссенция майковской лирики. Мне
рассказывали, что на концерте в городе
Челябинске группа женщин, отслушавши песенку,
стала прорываться к музыкантам громить
аппаратуру с криками "сам ты дрянь".
Интересно, о чем таком пел Орфей, что его
растерзали взбешенные вакханки?
В ленинградском
роке Майк заложил славную и бессмертную
антифеминистическую традицию (следом - Кино,
Аквариум, Ноль, Странные Игры). И в иные минуты что-нибудь
вроде "ты - дрянь, ты продала мою гитару и
купила себе пальто" радует куда больше чем "я
вас любил, любовь еще быть может". Первое как-то
роднее. Да и кто из стариков-литераторов мог так
емко, без метафорических спекуляций, положившись
на две вещи - пальто и гитару, выразить суть
противостояния Инь и Ян? Некого рядом поставить...
Однажды в период
сексуально-депрессивного психоза я нажал кнопку
PLAY и попал в "Сладкую Н".
И когда я вернулся домой: ты спала,
Но я не стал тебя будить и устраивать сцен,
Я подумал: так ли это важно, с кем и где
Ты провела эту ночь, моя сладкая Н.
Вот настоящий
бальзам!
* * *
Все пишут о том,
что наш рок держался в первую очередь на текстах,
но в самих песнях не принято искать смысл:
кажется, это дурной тон. Потому что качество
песен в чем-то другом.
Советский рок -
исключение из мировых правил. Его провинциальное
обаяние держится на текстах. Отнимите у Мамонова
его белогорячечную филологию, его "крым-мрык-ырмк"
- что у него останется, кроме двух-трех
душераздирающих гримас?
И тот факт, что рок
80-х не смог выжить как "только музыка" в
эпоху исчезновения всех смыслов или идей, есть
лишь доказательство того, что в этом жанре
англоманов и алкоголиков неустранимо
присутствовал рудимент все того же российского
интеллигентского сознания. Рожденный как что-то
принципиально Другое по отношению к Владимиру
Ленскому и Льву Толстому, советский рок так и не
смог перемахнуть через старые смыслы - смыслы
многовековой культуры - и окопаться на новых
рубежах.
То есть смог,
конечно, но это были именно прорывы. Майк не из
тех людей, которые оставили после себя
сложносимволическое толкование мира. И все же
несколько волнующих меня задвижек есть в его
песенках. Сам Майк строго настаивал на том, что
его рок-н-ролл - это только оттяг для слушателя,
развлекуха. Но, думаю, это понимание чересчур
идеальное.
Поэтику лучших
майковских песен можно определить резко и точно:
это проза, спетая в жанре блюза и рок-н-ролла.
"Я встаю и
подхожу к открытому окну, тем самым вызывая на
войну весь мир" (я намеренно опустил рифму) -
что это, если не хорошая прозаическая строка, т.е.
отчетливый факт бытия, попавшая в сферу
пристального глаза?
В связи с Майком
приходит на ум Джек Керуак, признанный вождь
поколения битников - так же, как и Майк,
обделенный воображением честный парень,
наделенный острым глазом - человек, очень близкий
Майку по духу, один из любимых его писателей. Его
знаменитый роман "На дороге" - это некий
кусок Жизни, прикинувшийся литературой;
сумасшедшее ощущение новизны всего, что есть в
романе, от самого путешествия героя до какой-нибудь
брезентовой сумки или мексиканских говнодавов,
снимает момент словесности романа: слова только
вспомогательны. Каждая деталь заряжена чем-то
особенным, потому что она прожита, и вопрос "как
сделан роман"просто снимается. Сквозь
страницы проглядывает сама натура, которую автор
и положил на лист в сыром виде, потому что жизнь
для него куда важнее того, что может дать
воображение или работа со словом.
У Майка работает та
же поэтика, и самые дурацкие подробности
рокерского житья-бытья в том же сыром виде
кладутся в песню:
Кто выпил все пиво, что было в моем доме?
Растафари
Кто съел весь мой завтрак, не сказав мне спасибо?
Натти Дредда
Самое важное -
Точность: единственный критерий поэтики. Чуть
только Майк отступает от точности - тут же идет
лажа. Слушая его, я верю, что окно было распахнуто
у него в комнате, и что насморк был верю, а денег
на такси не было, и хреново было как никогда, и
конечно:
Как бы я хотел, чтобы ты была здесь
Как бы я хотел, чтобы ты была здесь
Но что бывает
тогда, когда вещи перестают ощущаться Первыми,
когда от них отлетает дух новизны и ты
оказываешься посреди какого-то хлама?
Когда все, что пело
само, вдруг утратило голоса, и все милые
подробности кажутся мертвым грузом?
Я послушал залпом
все пять альбомов Майка, и мне стало страшно: как
наглядно изначально-светлое ядро обрастает
посторонними ракушками, как зримо оседает
тяжесть и растрачивается огонь, как нарастает
лирическая лень, приблизительные словесные
решения, как теряется избирательность и вкус
подводит все чаще и чаще...
С какой-то
плакатной наглядностью Майк явил собой нашу
общую слабость по отношению ко времени. И именно
Майк первым из наших рокеров сошел с дистанции,
потому что его вещи крепко впаяны в ТО, ушедшее,
время - и что оставалось ему делать, когда дух
отлетел от его вещей, когда и портвейн стал
другим и вся предметная реальность вдруг
показалось жалкой, убогой...
Застигнутые
врасплох новым временем, вещи застыли в
беспамятстве (прежде чем осесть в лавке
старьевщика)...
Но так по-настоящему и не проклюнуть, не
простучать верхнюю оболочку, скорлупу вещей (кто
сравнивал Майка с усталой птицей?)
* * *
Чтобы вволю
наговориться о веселом, придется немного - о
грустном.
Майк не был поэтом,
рыцарем лада в схватке с хаосом наплывающих
вещей: он не искал меры в этом хаосе, и для своих
песен зарисовывал ближайшее, что само просилось
на аккорды. Эта невозможность "седьмого неба",
отсутствие крыльев, бессилие воспарить, бессилие
уловить в строку что-то бесконечное, не просто
поймать свой же потерянный и с трудом найденный
сапог, но что-то такое... с далеким отблеском неба -
это и рождало такие вот неутешительные выводы:
Все мы живем в зоопарке
Порой Майк
устрашающе передавал убогую вещность этого мира,
"глупый строй лузги" - да так, словно больше
ничего и нет, кроме "хочется курить, но не
осталось папирос". В его песнях очень сильно
звучит это трагически-обыденное сознание -
сознание пожизненной приговорености к вещам
данного нам мира. Иногда в его песнях как-то душно.
Ни одного
переносного значения, ни одного символа, ни
одного шага в сторону!
БГ обладал сильной
волей - отклонять то, что не подходило системе
Аквариум, что могло ее нарушить, и конечно, мощное
воображение - растить свой сад. Видимо, у Майка не
было ни того, ни другого: только искренность,
только открытая душа, в которую с болью, цепляясь
за нее всеми острыми углами, входил разный мир.
Послушав всего
Майка, руководствуясь хронологией, я увидел, как
этот внешне чужой мир обступал его, не давал
прохода. Как этот мир постепенно убивал Майка.
Майк был самым плохим дзенн-буддистом в
пространстве андерграунда-культуры. Его песенки
- это сплошные и безнадежные попытки
освободиться от привязанностей ("Дрянь"),
выжить с открытой душой в мире острых углов и
обступающих лиц, ускользнуть от этого
поступающего к горлу не-Я, впрыскивающего в кровь
адреналин (им самим все это описано в лучшем виде).
Слушая его,
понимаешь: отказываясь бороться с поверхностью
вещей, мы попадаем в их власть - власть
гиперреалистического кошмара. Отказываясь от
того, что брезжит, мы все больше влипаем в вещи,
придвигаемся к ним, привязываемся. И с каждым
криком души: "Оставьте меня в покое!" - этот
мир все ближе и ближе к нам подступает.
В итоге налицо
полное "отсутствие реальности", данное
гиперреалистически, как ее, реальности,
невыносимое и тотальное присутствие.
* * *
"Но только это
еще не все".
Майк был самым
плохим дзен-буддистом, но - дзен-буддистом!
Неспроста же он написал "Гостя из Бобруйска"
- едкую сатиру на новоявленных учителей дзенской
мудрости - а заодно и на их учение. Блюз - вот та
форма дзен-буддизма, которую исповедовал Майк.
Блюз и есть то, что выковал на своих скрижалях
дзен: "устраните отбор и выбор". И - "дайте
вещи сказать за себя"! Это и есть блюз -
принятие своей жизни, за которую ты в общем-то
несешь только частичную ответственность.
Поскольку жизнь
есть сон, самое главное - это сохранить
подробности этого сна. Ты скоро проснешься - и сон
вот-вот испарится, поэтому, чтобы его запомнить,
нужна какая-то деталь. Деталь, за которую можно
зацепиться. Ее обязательно нужно запомнить, во
что бы то ни стало. Чтобы не забыть как ты был в
этих странных местах. Я помню распахнутое окно,
помню свой насморк.
Вот откуда блюзовый
реализм Майка - и реализм вообще.
* * *
Мне подумалось:
замолчавший, отдавшийся бегу дней Майк и есть
настоящий прорыв дзен-сознания в советском роке;
итог всего, что о дзен наговорено, итог всей
болтовни, дзенских цитат, прозы, поэзии,
митьковщины, гребенщиковщины...
* * *
Поэтом
Александром Башлачевым спето:
По себе будут Страшным Судом нас судить зеркала
Только им могло
быть это подмечено: вместо икон у нас - зеркала.
Свято место пусто не бывает. Зеркало как лжеикона:
вместо Божьего Ока на нас смотрит наша небритая
физиономия.
У Майка есть об этом
песенка. Зеркало, возможно, единственный его
символ. Зеркало не дает выхода из мира вещей, оно
никуда не ведет; в глубине зеркала - все та же
реальность, страшная личина бытия.
Как хорошо понятна
теперь ненависть импрессионистов к фотографиям:
ведь это же претензия зеркал на вечность! Зеркала
пошедшие по рукам в виде плотных
даггеротипических дублей реальности -
самодовольных, самодовлеющих. Чудовищное
расползание по миру маленьких зеркалец,
подменяющих собой Дух Святой. (Я не говорю о
художественной фотографии - там есть борьба,
схватка с натурой).
В конце концов
зеркала заступают на место икон. В одной из своих
песенок Майк разбивает зеркало, уничтожает
своего псевдо-двойника. В фильме Рашида
Нугманова он повторяет этот акт.
Но кто такой псевдо-двойник? Может быть он и есть
само Я? И что бессильно вобрать в себя Зеркало?
Что остается вне его власти?
Не знаю, но послушав
песню, я почувствовал, что, разбив Зеркало, Майк
на сей раз отколол какой-то непоправимый понт.
Кажется, он понял свой жест как проявление
слабости. В его интонации есть самоосуждение:
И я разбил это зеркало ко всем чертям
И с легкой душой лег спать
Но мне кажется,
что-то тут сказано о бунте - тотальном бунте.
Потому что то, что разбивает Майк - это герой его
вечно жалующихся блюзов, это сам Майк. И отсюда
начинается Молчание.
* * *
Итак, бытовуха,
сетования по поводу пропавшего сапога, частые
приступы лени и апатии, жалобы (у меня на кассете
Майк говорит: "дамы и господа, давайте
небольшой перерывчик, я действительно очень
болен"), быт непроходимый, дремучий; женщины,
сосущие кровь...
И между тем - или помимо того - в песнях есть
особая аура, непереводимый на язык кайф по поводу
существования Милого Ничто - каких-то дворов-колодцев
со слепыми стенами, бесконечных парадняков с
запахом мочи, сырого камня и дохлых кошек,
парадняков, куда так и ни разу не заглянуло
солнце, идиотских гостей, где в обязательном
порядке несут чушь о тарелках и проповедуют дзен.
И весь этот безнадежный с точки зрения лесов,
полей и рек городской безумный мир...
....словно кем-то
подсвечен...
...словно и не
настоящий, не всамделишный, не подлинный, не
последний...
У Майка определенно
есть что-то еще, его Тайная Доктрина, о которой он
говорить не хочет, не умеет, не будет, пошли все к
черту!
* * *
Историческая
справка гласит, что у нас именно Майк первым из
рок-музыкантов ввел тему 33-его портвейна и 502-го
аборта. Артем Троицкий описывает потасовку в
одном из московских рок-клубов, случившуюся
между сторонниками и противниками подобной
физики (или же все-таки лирики?). Сегодня, когда
уже Попсарь научился петь о половом акте, это
смешно. И все-таки предметно-бытовую реальность
никто так круто не отразил, как это сделал Майк.
Порой кажется, что
его песни - это какая-то особенная форма хранения
вещей времени. Подобно тому как в горячем
асфальте застывает след с размером ботинка, в
песни впечатались и навечно там застыли пустая
бутылка из-под 33-его Портвейна, все еще дымящаяся
вдвое перехваченная папироса "Беломорканал",
забытый Майком сапог, какая-нибудь консервная
банка с горой хабариков, разбитая пластинка
Заппы (пусть будет).
Можно сказать так: Майк отпел старые вещи; больше
их нет нигде, кроме как в его песенках.
И пусть у песен его
не было крыльев, и они так и не упорхнули с
городского асфальта и не задели крылом неба - я
обязательно поставлю эту старую пластинку,
потому что Майк знает меня, он был мне
соисторичен, он жил в том же времени, дышал тем же
урбанизированным воздухом грузовиков и
троллейбусов, и возвращаясь домой под утро после
пьянки, дурной и блаженный, встречал тех же
предрассветных дворников с широкими
алюминиевыми лопатами.
А все не просто так -
раскавычу я его цитату. |