И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НПОЭЗИЯ АКВАРИУМА"Силками пользуются для ловли зайца. Поймав зайца, забывают по силки. Словами пользуются для выражения смысла. Постигнув смысл, забывают про слова. Где бы мне найти забывшего слова человека, чтобы перекинуться с ним словечком?". В этой фразе Чжуан-Цзы
сказано все, что надо о рок-н-ролльной поэтике. В
рок-музыке слова должны быть легки, и БГ - первый,
кто реально облегчил рок-язык. Определенно, рок-музыканты
- люди, забывшие как надо правильно говорить.
Забывшие падежи, склонения и спряжения. Нелепо и куцо
выглядели все публикации, антологии, книжки так
называемой рок-лирики. Слова, перенесенные с
концертов на бумагу, вынутые из своего
энергетического поля, лишались своей плоти,
плотности. Тексты чувствовали себя как рыбы не в
воде - бумага была не их стихией, не их средой
обитания. Когда я прочел еще ксероксное "Дело
Мастера Бо", мне стало очень грустно. "Говно-поэт"
- подумал я. Видимо то же самое подумали западные
критики, пролиставши Желтого Дилана.
Но все равно это
разные дела, и стихотворчество всегда было
отграничено БГ от сочинительства песен. И
кажется, никогда им серьезно не воспринималось. Но странность текстов БГ не только даосского происхождения. Цирк Боба Дилана, ЛСД-лирика Морриссона, дадаизм Марка Болана - во все это БГ въехал как в поэзию. Новая американская поэзия началась в полный рост с Боба Дилана и живет например в группе R.E.M. или в рэп-музыке. Смешно, но даже русские писатели-эмигранты, рассуждая об Америке, все еще твердят, что у них нет поэзии. У них есть она, только вы не там ее ищете. Не счесть нападок
БГ на слово. "Я не терплю слов", "бери себе
слова". В аквариумовском мире слово - начало
окаменения бытия, начало небытия. Эта посылка
подсказана даосами и дзен-буддистами и главное
музыкой, в которую они врубились, и закреплена в
условиях нехватки социального воздуха. Мнимая
лексика мнимой реальности - тоже один из ключей к
пониманию этих нападок. БГ просто убежал раз и
навсегда из "страшного царства слов" (так
Чжуан-Цзы называл великую китайскую империю).
Аквариум абсолютно непроницаем для общественно-политической
лексики. Гребенщикову недосуг даже пародировать
штампы социума. Но есть еще слово
как "тема для новой войны" - один из пределов
слова, его отрицательный полюс. Слово надменное,
не подпускающее к себе новые смыслы. Думается, БГ
знает такое слово не только из газет и
политинформаций. Все эти его зеркальные стекла,
те и эти стороны стекла, по которым всегда
хотелось вмазать чем-нибудь тяжелым - раз
сверкнувший ему образ и кочующий из песни в песню
- что это как не халтура, раз уж он считает себя
почтенным ремесленником рок-гильдии? Таким образом,
опершись на традиции рок-поэзии и начитавшись
китайцев, БГ творит свой язык - свой перекресток
ленинградского тусовочного сленга, рок-символов
и болтовни мудрых китайцев. Замес получился
магический - кто писал об их концертах непременно
упоминал особую магическую атмосферу. Слово БГ
больше не было башней из слоновой кости,
феодальной крепостью художника, где он
единолично царствовал. Слово как бы пускалось по
миру. Вот как в текстах БГ работают китайцы:
Что в кавычках -
цитаты из "Книги Перемен". Но даже не так
важно, кто тут что говорит. Китайцы - раз уж они
встряли в разговор - вполне равноправные
собеседники. Группа становится просто связующим
звеном между "мировой культурой" и своей
аудиторией. Никакой эзотерики. Беспечный рыбак
Чжуан-Цзы, пославший на фиг сановников великой
империи, оказывается рядом со слушателем -
возможно, тоже задумывающимся о своем жизненном
пути. |
Рок-язык - бунт
против слова как знака. Cлово не должно быть
знаком, ибо Всемирная Библиотека накрылась. "Marx, Engels, Lenin Were The Greatest Readers. What a Fucking Waste Of Time!" - начирикано на стенке туалета Вавилонской Библиотеки. Варвары-академики давно уже проглотили все в свои животы и лучшее занятие в библиотеке - листать фотохроники похождений Секс Пистолз. До этого ни один пидор еще не добрался. Вот почему слово должно стать воздухом. "Я пел о том что знал. Я что-то знал..." - в таких строчках почти нет языка как такового. БГ обожает неопределенные местоимения, всех этих кто-то, что-то, когда-то. Они ему не мешают, они не создают устойчивых смыслов, не грузят. И порой у него работают самые непредвиденные неопределенности - и на них ложится центр поэтической тяжести:
Может быть? Хорош нюанс в этих светоматериях. Разобравшись с традиционной поэтичностью, рок-н-ролл что-то навсегда утерял. Слово стало яснее человеку, но какая-то красота из него ушла.
Такой "песенки" уже не будет. И БГ это знает - иначе бы его не клонило в классику, иначе бы он не пел своего Вертинского. Но вот что очень важно - рок-поэзия избегает индивидуально-авторских метафор, какими всегда щеголяет поэзия. В конце концов это небрежение к миру - навязывать ему свои узкие личные значения. В Аквариуме есть только всеметафоры - "кровь тростника на песке" - и здесь ни одна вещь не потревожена, ничто не вспугнуто. Слово у БГ несет в
себе функцию моста.
У звезды нет еще
своего имени, она символизирует безымянную
небесную метафизику, царящую над суетой. В какой-то
мере это небесная проекция героя, его
романтическое альтер-эго.
Я выскажу предположение, что лестницы - это тщета разумных построений, бессильных дотянуться до неба. Переосмысленная библейская Лестница Иакова. Что здесь важно, так это разрыв, пропасть между землей и небом. Эта необходимость восстановления связи в песне "Глаз" звучит как категорический императив:
Вскоре была
написана "Аделаида" - одна из вершин БГ (тем
сложнее оказалось ее записать). Имя звезды,
произвольное, сделало свое дело: на небо было
отпущено что-то человеческое - имя, и холодные
звездные выси стали уже не те. Аделаида - и звезда
спускается на землю, а Слово отпускается на небо.
Лучшие образцы рок-поэзии в первую очередь конкретны. Вот Капитан Бифхарт поет как он сидит на берегу с удочкой, смотрит на поплавок и думает о своей любимой Бимбо Лимбо Спам. А Роберт Джонсон о том, как он проснулся, а любимой уже нет - сама удрала, еще и ботинки прихватила. А Моррисси о том как он пришел в клуб на дискотеку, а девушки ему не найти, он стесняется, он "наследник целомудрия" и хочет от горя умереть. БГ не всегда конкретен, но лучшая его лирика не прячется за абстракции. Худшая же - прячется. Но звезда его не менее конкретна, чем поплавок Бифхарта. Мы можем говорить только о фрагменте. В припеве песни всегда есть такой ударный отрывок: "время луны", "сейчас мы будем пить чай" и т.д. Текстовая ткань, как правило, сшита из таких лоскутков, каждый из которых есть определенный факт:
Рок-н-ролл вынужден свертывать синтаксис и в ударных местах не темнить, быть кратким и метким - без хотя бы одного точного попадания песни не случится. Снайперские качества обязательны для русской речи в рок-н-ролле:
Есть высшая
смелость искусства - ни на что не оглядываясь, ни
с чем не сообразуясь, наплевав на все жанровые
законы, беззаконно, как выстрел, воплотить свое
подсознательное - первичное - желание. Сделать
единственно правильный мазок и выдать истину
одним ударом кисти, внезапно закончить песню
гимном "No Future" или в последней строке песни
послать в сортир своего героя. У дзенов это
называется сатори, когда в мгновение открывается
истина. И гвоздь моей мысли - в предельной
элементарщине воплощения твоего подспудного и
сокровенного, в отсутствие мостика между
желанием и его воплощением, когда ты за миг
перескакиваешь пропасть между духом творящим и
принимающей материей, когда этот дух печатается
в ней фотографически. Это не относится ни к
какому жанру специально.
Аховый росчерк
тире - и мысль со скоростью света побежала всю
материю.
Вот какое выражение нежных чувств вплывает посреди песни:
Вот деталь предутреннего города:
Великая строчка о радости труда:
а то и формула бытия: "они шли так долго что уже не знали куда" Но возможно список заканчивается на печально-гомеровской ноте: "но ветер придет и нас уже не жаль" ВЕЛИКИЙ СОБИРАТЕЛЬ Битлз разрушили
то, что веками со времен Ренессанса
культивировалось европейскими художниками -
творящее Эго, двухметровое Я на плоскости,
созидающее свой мир. Вспомним, что во времена
Средневековья перед художниками стояли
совершенно другие задачи. Думается, у Аквариума есть несколько строчек по этому поводу.
Что это за люди и откуда они - те, кто рисует нас красным на сером? Думаю, этого гипотетического антипода можно как раз назвать индивидуалистическим художником. Ибо между красным и серым есть непреодолимая пропасть - и пурпурное знамя индивидуалистического отрицания всегда полощется на обязательном фоне серости. Окрестности относительны - Я абсолютно. Это придумали в Эпоху Возрождения.
Вместо
романтической оппозиции Я - ОНИ, Аквариум дает
широкое МЫ, разом камерное и просторное, потому
что это МЫ обращено ко всем, кто может его
подхватить. Романтики не любили повседневность,
они предпочитали революции. Темы БГ - первичные
основы обыденности, мирной жизни (на дворе - эпоха
застоя). Из сора повседневности и растут все
песни. "В сутолоке каждого дня можно найти Путь"
- это дзен.
Мастер уподобен туннелю, из которого мир выходит преображенным. Он должен лишь что-то обработать, найти мелодию и подобрать ближайшие слова. |
Во многих песнях
Аквариума можно выследить некую
последовательность собирательства. БГ собирает
все, что попадается под руку. Материалом для
песни, способной кристаллизовать любой сор,
может послужить брошенная вскользь фраза Майка
("она не знает что это сны"), даосский афоризм,
фрагмент видеофильма, русифицированная строка
группы R.E.M. ("мир как мы его знали подходит к
концу, мир как мы его знали - и Бог с ним"),
обложка пластинки Ино-Фриппа с "прозрачными
комнатами, полными зеркал", своеобразно
переведенная строка Леннона "В поле ягода
навсегда" или титул романа Франсуазы Саган "Немного
солнца в холодной воде". Если БГ увидел что-то
свое - он просто возьмет это себе (в лукошко). И
каждая его вещь, строка или картинка претворена
Аквариумом в новое аквариумное качество. Особеннно радуют в Аквариуме их мультики:
Рок-герой в песне
устроился сторожем, и это наблюдение из окна на
рабочем месте.
Рок-н-ролл
демонстрирует полную свободу пребывания в
настоящем времени - основном времени детства,
игры и рок-н-ролла.
Смотря на мир
сквозь призму внутренней ясности, рок-н-ролл,
сходя в дольний мир, находит вещи в состоянии
легкого бреда, многозначительные курьезы,
странности, отковенную ересь.
Что это за бред? Может быть, рок-н-ролл творит себе монстров, просто потому что ему скучно в этом мире, как металлистам?
Я думаю, странны все строчки Аквариума. Потому что с какого-то неназываемого холма - из потаенной поднебесной - все вещи это мира загадочны, непроницаемы, темны.
Чувство
странности этого мира одно из основных чувств
Аквариума. БГ как хроникер повседневности всегда
в каком-то недоумении. Ему бесконечно страннно в
этом мире - и в этом есть какая-то бесконечность. СИМВОЛ-СКАЗКА ИЛИ: ПОДНЕБЕСНАЯ СПРЯТАННАЯ В ПОДНЕБЕСНОЙ Поп-культура -
особая и независимая поднебесная. Ее
происхождение не связано ни с античным, ни с
христианским мифом. Она выросла из совершенно
других корней, не европейских - она выросла из
смешения рас, населяющих Америку. Тем интереснее,
что есть нечто общее, что можно найти у Платона,
Пушкина, негров-блюзовиков и Джима Мориссона -
что проходит вне времени и географии - СИМВОЛ. Сначала несколько
слов опять о рок-поэзии. Кажется, ее основное
противоречие - между внесловесной вестью рок-н-ролла
и ее неизбежной словесной одеждой. Как
передоверить словам сгусток света? Вернемся к
Петербургу. Поговорим о
бедности словаря - как у любого символиста, песни
у БГ бедны словесной материей. Словесная
территория Аквариума строго очерчена. "Мой
друг критик сказал мне на днях, что мой словарный
запас иссяк" - прав критик. Совсем не любая вещь
может обосноваться в мире Аквариума - не любую
вещь можно взять к себе в дом, потому что с ней
надо будет жить дальше. Ей необходимо занять свое
место, стать насущной потребностью. Густая
бытовуха Майка Науменко или агонизирующие вещи
Петра Мамонова, его сюрреальные электрические
счетчики, невозможны в песнях БГ - в его доме нет
места случайным случайностям. "Нет такого
закона, чтобы в природе чего-нибудь не было" -
утверждает БГ в своей сказочке. И это главная
аквариумовская аксиома. Опираясь на эту аксиому,
ХХ век и создавал свои миры-сказки. Прятал в
поднебесной еще одну поднебесную. У БГ этот возможный мир умеет очаровательно вклиниваться в повседневность:
что разрешается с достойным легкомыслием, ибо что тут скажешь:
Но иногда этот мир может предстать Судьей:
Как страшно! В Аквариуме
символично все, потому что символична
перспектива созданного ими мира. В Аквариуме, как
и в Битлз, как и у Толкиена символов в привычном
смысле нет. Все есть символ - или одна сказка.
Потому что каждый предмет освещен общим светом, и
сами вещи никогда не теряют свой вес, свою
предметность, но благодаря новому освещению
приобретают небывало ясный оттенок. Лучшие символы
Аквариума по своему строению многослойны. В них
есть что-то общее для всех и в то же время сугубо
частное для каждого адресата. Я приведу одну
широко известную фразу: ДЕЛО МАСТЕРА БО Одна из даосских максим гласит, что "слово должно ежедневно обновляться". Как рок-н-ролл, как сама группа Аквариум, их символ - начало вбирающее, саморазвивающееся. Он распахнут, он брошен в мир, и это главное в нем - его демократизм. За пройденный группой путь символы обретали новые и новые значения, вбирали в себя новые реальности. Так Вода, даосская и равнодушная, в поздних песнях обрела христианский - крещенский - смысл. Я уже говорил, как сработал символ Звезды. Можно обратиться к Траве.
Ранний
акустический вариант настраивал меня на такое
понимание - это рок-н-ролльное возвращение к
природе, проникновение в мельчайшие природные
единицы. И, конечно, марихуана, сладчайший цветок
земли. В поздней интерпретации, с приходом
скрипки Куссуля, вдруг открылся еще один пласт,
уже заложенный в песне - это желание стать вне
закона природы. Двери Травы - это смерть.
Пронзительно томится в земном круге
запредельная скрипочка - и как еще слушать песню
после смерти Куссуля, утонувшего в 86-ом? Если пытаться делать какие-то выводы, сравнивая
символы прошедшей и настоящей эпох, лучше всего
прибегнуть к образному - немного утрированному -
сравнению. Среднестатистический символист
пытался наделать сразу много символов. "Лес
символов" - как писал Вячеслав Иванов. В лучшем
случае он играл ими, в худшем - у него съезжала
крыша. |