Во многих песнях
Аквариума можно выследить некую
последовательность собирательства. БГ собирает
все, что попадается под руку. Материалом для
песни, способной кристаллизовать любой сор,
может послужить брошенная вскользь фраза Майка
("она не знает что это сны"), даосский афоризм,
фрагмент видеофильма, русифицированная строка
группы R.E.M. ("мир как мы его знали подходит к
концу, мир как мы его знали - и Бог с ним"),
обложка пластинки Ино-Фриппа с "прозрачными
комнатами, полными зеркал", своеобразно
переведенная строка Леннона "В поле ягода
навсегда" или титул романа Франсуазы Саган "Немного
солнца в холодной воде". Если БГ увидел что-то
свое - он просто возьмет это себе (в лукошко). И
каждая его вещь, строка или картинка претворена
Аквариумом в новое аквариумное качество. Особеннно радуют в
Аквариуме их мультики:
Когда я смотрю в окошко,
Я вижу как кто-то идет по крыше
Может быть это собака? - кошка?
А может быть это крот?
Я вижу не слишком ясно,
Мешает крутой наклон той крыши
Может быть это букашка
А может быть это слон
Рок-герой в песне
устроился сторожем, и это наблюдение из окна на
рабочем месте.
Весь аквариумный юмор - детские игры с кубиками
реальности. Мир - большая игрушка: можно сложить
его так, а можно этак.
С мешком кефира до Великой Стены
Идешь за ним, но ты не видишь спины
Рок-н-ролл
демонстрирует полную свободу пребывания в
настоящем времени - основном времени детства,
игры и рок-н-ролла.
БГ может сходу
задать такой вот озадачивающий вопрос - "какая
рыба в океане плавает быстрее всех?" - и так на
него не ответить. В его "Колыбельной",
обращенной к сыну, нет подыгрывающего ребенку
взрослого - детская форма вполне естественна для
Аквариума.
А над всей землей горит звезда
Ясная как твой смех
Мы с тобой вместе дойдем туда
Где горит звезда для всех, для всех
Смотря на мир
сквозь призму внутренней ясности, рок-н-ролл,
сходя в дольний мир, находит вещи в состоянии
легкого бреда, многозначительные курьезы,
странности, отковенную ересь.
Поой БГ сам творит
какую-то кунсткамеру страннностей, напимер, "Комнату,
лишенную зеркал" с ее ангелами, похожими на
Брюса Ли, Ленскими у пивного ларька... И, быть
может, эта эксцентрика намекает на то, что есть
какое-то Целое, где все вещи этого мирра равны
между собой, где они могут переходить друг в
друга, меняться местами, кувыркаться...
Они звонят тебе в дверь, однако входят в окно
И кто-то чужой рвется за ними следом
Что это за бред?
Может быть, рок-н-ролл творит себе монстров,
просто потому что ему скучно в этом мире, как
металлистам?
Они съедят твою плоть как хлеб и выпьют кровь
как вино
И взяв три рубля на такси, они отправятся к новым
победам
Я думаю, странны
все строчки Аквариума. Потому что с какого-то
неназываемого холма - из потаенной поднебесной -
все вещи это мира загадочны, непроницаемы, темны.
Вот путь, ведущий вниз
А вот - вода из крана
Чувство
странности этого мира одно из основных чувств
Аквариума. БГ как хроникер повседневности всегда
в каком-то недоумении. Ему бесконечно страннно в
этом мире - и в этом есть какая-то бесконечность.
Я вижу то, что я вижу,
но вряд ли что-то в этом понимаю. Возможно, так
можно вкратце описать поэзию Аквариума.
СИМВОЛ-СКАЗКА ИЛИ: ПОДНЕБЕСНАЯ СПРЯТАННАЯ В
ПОДНЕБЕСНОЙ
Поп-культура -
особая и независимая поднебесная. Ее
происхождение не связано ни с античным, ни с
христианским мифом. Она выросла из совершенно
других корней, не европейских - она выросла из
смешения рас, населяющих Америку. Тем интереснее,
что есть нечто общее, что можно найти у Платона,
Пушкина, негров-блюзовиков и Джима Мориссона -
что проходит вне времени и географии - СИМВОЛ.
Известно, что
символ никем не выдуман, символ найден в природе,
как некое окошко, как лужица, в которой
отражается небо.
Битлз обнаружили
его сами, учась настраивать инструменты и на них
играть - у них не было никаких подсказок в лице
традиции, к которой можно было бы подключиться.
Они сами создавали традицию. Они начали с рок-н-ролла
и в итоге создали свой мир - Пепперландию. А что
такое Пепперландия, как не единый символ чего-то
еще? Намек, что мир, данный нам в ощущениях, вовсе
не единственный. Что где-то есть миры
соседствованные и порой их можно соприкоснуть с
нашим миром.
Сначала несколько
слов опять о рок-поэзии. Кажется, ее основное
противоречие - между внесловесной вестью рок-н-ролла
и ее неизбежной словесной одеждой. Как
передоверить словам сгусток света?
Поначалу все было
просто: "baby, baby, baby" - строго в русле
популярной песенной традиции. Ни одному
исследователю не под силу исследовать с точки
зрения слова первые синглы Элвиса Пресли -
величайшие в истории поп-музыки и абсолютно
внесловесные.
С началом
подключения мозгов к поп-традиции начала
проявляться рок-поэзия. Рок-н-ролл вкушает плодов
с древа познания и вступает в силу в стадию
поэтического грехопадения. Противоречие между
духом и словом разрешается символом.
Вернемся к
Петербургу.
Установка на символ
- вот то место, где встречаются русские
младосимволисты (Блок, Андрей Белый, Вячеслав
Иванов) с представителями ленинградского рока в
лице Аквариума, Кино, других.
И первая точка их
совпадения - расширительное понимание искусства
как благовествования (отсюда и избранничество с
риском попасть в лжепророки). "Стихи о
Прекрасной Даме" или "Золото в лазури"
больше, чем стихи, равно как и рок-н-ролл
Аквариума больше, чем рок-н-ролл. Аквариум - это
попытка музыкального праздника, где упразднено
время, прообразом чего является церковный
праздник. Рок-н-ролл понят БГ как новая религия,
призванная совершить чудо - вот откуда
вдохновенная серьезность Аквариума (и огоньки на
концертах). Без пафоса строительства нового
храма не понять Аквариум, как без религиозной
подоплеки не понять символистов.
Но при единой
установке на символ, его воплощения друг от друга
отличаются. Символ - связь конкретного и вечного.
Символ символистов, восходя к небесной сущности,
сбрасывал с свою предметную ипостась, как ветхие
лохмотья.
Мир Аквариума
изначально един. Сказка заложена внутри самой
материи. Аквариум не знает "мира идей" и "мира
видимостей" - есть только миры реализованных и
нереализованных потенциалов, открытых и
потаенных возможностей. Гармония найдена за
столом, за стаканом чая, за настройкой
инструментов - только после этого можно строить
какие-то предположения о мирах соседственных.
Символистам было
немного труднее - они обеими ногами стояли в
истории и лишь пророчили ее конец. Для БГ конец
истории наступил, когда он услышал "Penny Lane" -
тихую вечность пригородов и их небеса. После
"Penny Lane" в историю можно съездить как в
командировку, но все равно туда уже не вернуться.
Поговорим о
бедности словаря - как у любого символиста, песни
у БГ бедны словесной материей. Словесная
территория Аквариума строго очерчена. "Мой
друг критик сказал мне на днях, что мой словарный
запас иссяк" - прав критик. Совсем не любая вещь
может обосноваться в мире Аквариума - не любую
вещь можно взять к себе в дом, потому что с ней
надо будет жить дальше. Ей необходимо занять свое
место, стать насущной потребностью. Густая
бытовуха Майка Науменко или агонизирующие вещи
Петра Мамонова, его сюрреальные электрические
счетчики, невозможны в песнях БГ - в его доме нет
места случайным случайностям.
Лексика - богатство
случайных встреч слов, их ауканья и переклички -
сведена почти на нет. Лексика служебна по
отношению к вести. "Слово относится к сущности
как гость к хозяину". Это верно и в случае
символистов. Любой трансцендентальный настой
лиры мешает богатству лексики. Но только так
можно распахнуть новые горизонты - выйдя за
пределы словесных координат.
Вот почему
следующее поколение, ища потерянное слово,
распахивает новые лексические пласты, касается
политической и социальной конкретики, берет
святые символы и делает из них себе игрушки,
ругается и плюется - все символы они уже получили
от учителей в наследство и хотят жить в более
материальном и просторном мире. Сколько можно
сидеть дома и посасывать теплый чаек.
"Нет такого
закона, чтобы в природе чего-нибудь не было" -
утверждает БГ в своей сказочке. И это главная
аквариумовская аксиома. Опираясь на эту аксиому,
ХХ век и создавал свои миры-сказки. Прятал в
поднебесной еще одну поднебесную.
Существует
расхожее мнение, что в Бога можно либо верить,
либо не верить. Обретение веры - основной мотив
русской литературы XIX века. ХХ век здесь что-то
меняет. Битлз - пусть это будут они - совершили
одно чудесное открытие: они сняли вопрос веры-неверия
и пошли работать в мир света. То есть строить
какие-то вещи из этой светоматерии - которые
могли бы пригодиться здесь.
"Моя работа проста - я смотрю на свет" -
именно работа снимает все проклятые вопросы и
открывает путь.
И вопрос веры,
раздиравший творения стариков, сменился
вопросом качества выпускаемой продукции (может
это и есть благая весть рок-н-ролла). А качество
определяется количеством света, впущенного в ту
или иную вещь.
Без сомнения, "Алиса"
Кэролла, "Властелин Колец" Толкиена, "Сержант
Пеппер" Битлз - это высококачественная
продукция.
По Гребенщикову,
задача художника - расширять этот
недореализованный мир, актуализировать
возможности мира как гармонии.
И словесный символ
тоже работает здесь как инструмент - как способ
открытия этой реальности. Что такое "эпоха
интернационального джаза" как не одна из
возможностей мира? И если она наступает, то она
действительно наступает, в снежную ночь, с
приходом друзей, за ночными разговорами или как
раз без разговоров, на концерте или на улице по
пути в пирожковую.
У БГ этот
возможный мир умеет очаровательно вклиниваться
в повседневность:
Ты выбежал на угол купить вина
Ты вернулся а вместо дома - стена...
что разрешается с достойным легкомыслием, ибо
что тут скажешь:
...зайди ко мне и мы подумаем вместе
О рыбе, что быстрее всех
Но иногда этот мир
может предстать Судьей:
Но ежели некий ангел случайно войдет сюда
Я хотел бы знать, что ты ответишь ему
Как страшно!
В Аквариуме
символично все, потому что символична
перспектива созданного ими мира. В Аквариуме, как
и в Битлз, как и у Толкиена символов в привычном
смысле нет. Все есть символ - или одна сказка.
Потому что каждый предмет освещен общим светом, и
сами вещи никогда не теряют свой вес, свою
предметность, но благодаря новому освещению
приобретают небывало ясный оттенок.
Символичны его
цвета и просты их оппозиции. Ничто ему так не
чуждо как словесный импрессионизм, потому что
"даже пять цветов притупляют зрение", как
сказано им вслед за Лао-Цзы в американском
альбоме.
Эта экономность
уничтожает неопределенные полутона цветов, но
пытается явить простые краски в их природной
первозданности. "Золото на голубом" - это
просто реальность одного из летних дней.
Лучшие символы
Аквариума по своему строению многослойны. В них
есть что-то общее для всех и в то же время сугубо
частное для каждого адресата. Я приведу одну
широко известную фразу: ДЕЛО МАСТЕРА БО
1. БО - сам Борис, чье
дело отдаленно напоминает дело...
2. МАСТЕРА
Бодхидхармы, героя Дня Серебра. Вспомним
понимание рока как ремесла - и сама собой
прибежит русская пословица:
3. ДЕЛО МАСТЕРА
БОится, искусно обрамляющая эту фразу. Все это
выкликает последнего ремесленника (кстати,
именно так понимало Его Средневековье).
4. БОга, Чье дело
Любовь и управление водами жизни, текущими под
Мостом Мирабо.
Так стрела,
выпущенная одной тетивой, летит в четыре цели, а
может быть в пять или шесть - пусть кто-то что-то
добавит.
Одна из даосских
максим гласит, что "слово должно ежедневно
обновляться". Как рок-н-ролл, как сама группа
Аквариум, их символ - начало вбирающее,
саморазвивающееся. Он распахнут, он брошен в мир,
и это главное в нем - его демократизм. За
пройденный группой путь символы обретали новые и
новые значения, вбирали в себя новые реальности.
Так Вода, даосская и равнодушная, в поздних
песнях обрела христианский - крещенский - смысл. Я
уже говорил, как сработал символ Звезды. Можно
обратиться к Траве.
И ты прекрасна как день, но мне надоело
Обращаться к тебе на вы,
Так не плачь обо мне, когда я уйду стучаться в
двери травы
Ранний
акустический вариант настраивал меня на такое
понимание - это рок-н-ролльное возвращение к
природе, проникновение в мельчайшие природные
единицы. И, конечно, марихуана, сладчайший цветок
земли. В поздней интерпретации, с приходом
скрипки Куссуля, вдруг открылся еще один пласт,
уже заложенный в песне - это желание стать вне
закона природы. Двери Травы - это смерть.
Пронзительно томится в земном круге
запредельная скрипочка - и как еще слушать песню
после смерти Куссуля, утонувшего в 86-ом?
И это "вечное
обновление" заложено в самом символе - в его
вбирающей природе. Да и сами символы всегда
актуализируются.
Если пытаться делать какие-то выводы, сравнивая
символы прошедшей и настоящей эпох, лучше всего
прибегнуть к образному - немного утрированному -
сравнению. Среднестатистический символист
пытался наделать сразу много символов. "Лес
символов" - как писал Вячеслав Иванов. В лучшем
случае он играл ими, в худшем - у него съезжала
крыша.
Он прорубал какое-то
окошко вверх и вместо того, чтобы туда пристально
вглядываться, начинал порубать следующее окошко.
Скажем, вбок. Затем он принимался за другое
окошко. Художник никак не мог остановиться в
творении все новых и новых символов. И вот как-то
раз прорубил он окошко куда-то не туда - а оттуда
глядит тьма. Испугался. Запутался. Начал в спешке
рубить еще одно окошко - а оно смотрит в никуда. В
итоге такой художник оказывался в дурдоме
собственного изобретения. Сотни символов
глядели на него и ни в один из них он не вошел.
Лучшие художники ХХ
века, такие как Толкиен, Даниил Андреев или Боб
Дилан, заняты одним символом. Символ понят не как
цель, а как средство, метод настройки своего
художественного сознания на определенный лад.
Это всего лишь окошко, куда нужно все пристальнее
вглядываться, полюбив это пространство и населяя
его тем, что тебе близко. Все остальные символы
растут из какого-то единого символа, за которым
однажды устремился ум. Попутные вселенные,
встречающиеся по соседству, можно использовать
как добавочные краски, но в целом уму должно
следовать за одним символом, попутно занимаясь
искусством, ибо ничего нет важнее детали,
мельчайшего, нюанса. Сам символ - просто метод, и
он выносится за раму, а на самой картине остаются
только детали.
Это одно из
художественных завоеваний ХХ века. Символ
становится единым и расширяется до размеров
особой вселенной, превращаясь в то, что
называется сказкой. Символ напрямую смыкается со
сказкой, и между ними уже нельзя провести грань,
как бы не старалась наука.
Во
взаимопроникновении искусства и сказки, этих
корневых противоположностей человеческого
творчества, кроется несомненная победа
художников ХХ века. |