ПРОЕКТ ВЕЛИКОГО СИНТЕЗА Попробую прояснить идеологию того,
что БГ называет "рок-н-ролл"... Конечно, он
имеет ввиду не только музыкальный стиль,
рожденный в Америке в начале 50-х. Его рок-н-ролл -
это новый ритм и, значит, новая религия.
"Мы сдвинемся с места при счете
один-два-три".
РИТМ - простейшая и
неделимая единица культур, общее для всех
культур, сама природа. Приведу один отрывок:
"В какой-то момент Борис открыл-таки роман и
показал на обрывок фразы:"... и коты, непременно
minouche, кис-кис, мяу-мяу, kitten, cat, chat, gatto, - серые,
белые, и черные - из всех сточных канав" - это и
есть рок, - сказал он". (из интервью в журнале
Аврора). Хотя это джаз, но неважно.
Ритм - штука
интернациональная, в отличие от языка. Рок-н-ролл
был ее новым ритмом, открытым в Америке, который
снес Европе ее интеллектуальную башню. И если бы
не негры и их белые имитаторы, в европейской
музыке продолжали бы мастурбировать
пост-Шенберги и пост-Штокгаузены.
Если и была какая-то
ритмическая музыка на западе, то только военная -
походный барабанчик, под маршевый бит которого
штурмовали крепости. Музыка феодальных
междоусобиц. Рок - некая интернациональная
неделимая единица, идеальное объединяющее
начало, не враждебное никакой частной религии
или культуре. Вот почему рок-н-ролл прошагал
пол-планеты. Это ритм, которому нечего
противопоставить, его не побороть никакими
локальными религиозными, национальным или
тусовочными истинами - его можно лишь принять или
не принять. Но во втором случае есть риск
навсегда остаться взаперти.
ПРИМ: Интересно,
что ритм (топливо) всегда задают негры - от них
исходят все изначальные ритмические толчки,
которые получает вся Европа. Все современные
ритмы, которые обуздывали, опошляли и
одухотворяли европейцы - черные!
По-новому
открывается теперь давняя фраза БГ "Аквариум -
всеядное животное". Тот ритм, который они для
себя открыли, позволял принимать все. Музыкально
Аквариум мог впитывать в себя реггей и попсу
Аббу, блюз и нью-вейв, рок-н-ролл и психоделику
("Чистая Вода"). "Вавилон" или
"Аристократ" - это Аквариум в реггей, "В
Полный Рост" - Аквариум в блюзе. При этом с
самой идеей ничего не происходит. Покой сознания
не нарушается. Фактически, эта идея только и
может проявиться в Другом, в иной среде. Потому
что сама она - магическая Пустота, или улыбка без
кота. Она может впитывать любые идеи, религии,
верования, предрассудки и тд. и тп. - те, что несут
в себе хотя бы одну рок-н-ролльную частицу.
Рок-н-ролл -
бездумная радость пробуждения от кошмара
истории, от летаргического сна ее войн, партий,
правительств и междоусобиц. Идея Аквариума - идея
радости. Впервые в нашей культуре они так ясно
сказали о правоте чистого веселья - веселья,
возникающего из ом-хо-хом, из "хорошо бы
золотых лошадей за копыта цапать" или "он
был инженером, теперь он сторож". Они открыли в
человеке этот очаг и предложили его как всеобщий
подход, на мгновение перевернувший нашу
поднебесную, превративший ее в праздник.
"О том, что есть
во мне, но радостно не только для меня". В этой
связи митьки - законные продолжатели
акварирумовской идеи, ее братки, стилизаторы и
фольклористы. Аквариум и митьки соотносятся так
же как миф и фольклор.
Подобно музыке,
которую впитывал в себя Аквариум, БГ работал с
религиями. В Аквариуме сосуществуют три мировые
религии - христианство, буддизм, даосизм. К ним
примыкает растафарианство. БГ все соединяет по
принципу "все, что в кайф, то годится".
"Я пью за
верность всем богам без имен".
Лао-Цзы, Будда,
Иисус Христос, Хайле Селассиай - добро пожаловать
в Петербург! Сам Петербург точно такой же -
буддистская пагода, татарская мечеть, русские
церкви, крепости, итальянские соборы, египетские
сфинксы. Все флаги в гости будут к нам! Валерий
Брюсов тоже писал: "И всем богам я посвящаю
стих". Но Брюсов - эстет. Рассматривал
столетия-фонарики, развешанные на длинной нити
истории.
БГ же - утопист.
Рок-н-ролл у него - красота, которая спасет мир.
Для всех найдется место в рок-универсуме."Дао
Дэ Дзин это тот же ррок-н-рролл".
"Христианство включает в себя и рок и Дао Дэ
Дзин".
"Рок может принять в себя христианство, Дао,
все что угодно".
Так создается некое
мифологическое поле, где время не бежит, область
покоя сознания, где все боги рассажены по местам
и друг с другом не ругаются. Всех мирит рок-н-ролл.
На очереди Аллах с кривым полумесяцем. Таким
образом, это попытка создать некий религиозный
синтез. Тем же путем шли суфии, которые не были
связаны конфессиональными узами ни с одной из
религий, однако признавали ценность каждой
религии, сами оставаясь при этом тайной духовной
общностью, дейстующей вне времени и
пространства.
Рок-н-ролл ищет не
религию, к которой можно прилепиться - он ищет дух
там, где он еще остался. Ему по фигу все
религиозные догматы, потому что сам он религия -
если он не шоу-бизнес. Каждая религия открывает
свой участок истинны - и каждый участок одинаково
реален. Рок-н-ролл не разочаровывается в
религиях, он лишь бредет из монастыря в монастырь
в поисках новых открытий.
Рок-н-ролл
возникает в экуменическую эпоху, когда сами
религии становятся шоу-бизнесом или медитацией
конкретного человека или просто приколом.
Рок-н-роллу понятно, что исторически
традиционные религии свое отслужили. Поэтому он
настроен на синтез религий. И только по такому
пути - пути слияния религий - пойдет религиозное
развитие мира в будущем. Как работает такая
"подключенная религия" я попробую прояснить
на примере китайской религии Дао.
ДАО - ЭТО ПРАЗДНИК
(надпись на замерзшем стекле трамвая номер 63 в
ясный морозный день).
Даосская
философия касается Аквариума в лице БГ в 1977,
когда БГ прочел эту книжку и написал "Дорогу
21". С той поры эта философия начала пропитывать
образную ткань его песен, саму философию
Аквариума. Пиком даосских мотивов можно считать
альбом Радио-Африка - "Искусство быть
смирным", "Вана-Хойя", "Музыка
серебряных спиц". Но такие песни как
"Платан", "Встань у реки", "Они
назовут это блюз", "Как движется лед"
навеяны духом дао-религии. Короче, древние
китайцы становятся рок-н-роллом.
Приступая к
вопросу, приведу слова другого "прекрасного
дилетанта", Германа Гессе, во многом
родственного БГ: "Я нашел здесь в полной мере
то, чего не хватало индийцам: близость к жизни,
гармонию благородной высоконравственной
духовности с игрой и очарованием чувственной
повседневности, широкий диапазон от высокой
одухотворенности до наивного наслаждения
жизнью. Если Индия достигла поразительных высот
в аскезе и монашеском отречении от мира, то
Древний Китай достиг не меньшего, культивируя
такую духовность, для которой природа и дух,
религия и повседневность не враждебные, но
дружественные противоположности, и у каждой свои
права".
БГ тоже
акцентировал личный момент : "Мое
взаимодействие и понимание окружающей Среды
вполне выражается в этих терминах (Дао)".
Отмечу, что именно
социально отстраненный даосизм стал родственен
и Гессе и Аквариуму - отнюдь не социально
направленное конфуцианство, другая сторона
медали китайской духовности. Гессе восхищался
устроением двухтысячелетней Империи,
покоившейся на конфуцианских правилах, но все
свои симпатии отдавал Дао Дэ Дзин и "Книге
Перемен".
Кстати, по
отношению к официальному конфуцианству даосизм
был как раз той самой контркультурой, какой был
Аквариум по отношению к официальной религии
советской Империи и ее светской культуре.
Философия Дао
прежде всего асоциальна и анархична. Даосизм
перестал смотреть на человека как члена клана,
общинны, социума и увидел его как существо
космическое. Анархия Чжуан-Цзы была реакцией на
попытки превратить человека в колесико и винтик
китайской машины. И это не могло не быть близким
поколению дворников и сторожей.
Идеал неприхотливого мудреца, свободного от
социальных имиджей, которого не купить подарками
цивилизации, оказывается в песнях Аквариума. И
что-то от китайцев есть в самом облике рок-героя
песен Аквариума - бодрствующего сновидца,
странствующего за чертой горизонта, "великого
дворника в полях бесконечной росы".
"Влачить хвост по грязи и воспарять за
облака" - это кредо Чжуан-Цзы не могло не
импонировать грязной сайгоновской тусовке.
Даосские семена не
могли дать ростки на почве обостренно социальных
60-х. Тогдашние эзотерики тащились на чернухе и
медитациях. Но люди 70-х уже находят общий язык с
великими странниками Империи - в общем-то теми же
хиппарями - и в общем-то нормальными людьми... да и
сами империи похожи (читайте Малявина)...
А если говорить о Дао Любви - то это та же
математика, теория предела (не кончи 1, не кончи 2,
не кончи 3, не кончи 4...- и любовь продлится
вечность).
Я думаю БГ не смог бы сдать по дао-философии
кандидатский минимум, и убейте, если он прочел
Чжуан-Цзы целиком. Но что-то перешло в его тексты.
И каким-то образом его даосы вписались в
петербургский пейзаж - как сфинксы.
БГ вживается в
несколько ключевых моментов даосской философии -
НЕДУАЛЬНОСТЬ МИРА (мир как Целое), и ЕДИНСТВО
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (в большей мере чем их
борьба). Об этом можно писать трактаты. Я все
сокращу.
МИР КАК ЦЕЛОЕ.
Если есть какая-то философия Аквариума, то это ее
краеугольный камень. Это Единство не может быть
описано или выражено - только подсказано и
желательно ребусами, шарадами, гротесками:
Сергей Ильич, работник сна
Такие гротески
контрастны и в то же время нейтральны. Они
указывают только на Целое, их опосредующее. Они и
есть некий осколок этого Целого, где все может
стать всем, где постоянно идет поток
взаимопревращений. Заметим: там, где кончилось
движение - там совершается отпадение от Целого.
Все оформленное и застывшее видится как шлак
Единства, космический мусор. Таковы статуарные
образы БГ, вроде Козлодоева. У Аквариума есть
антикультурны символы, намекающие на связь
природного и человеческого:
Здесь есть камни и прочие книги, понятные мне
Между камнем и
книгой - какой-то неуловимый нюанс. Это вещи
Великого Целого. Вот самый, пожалуй, ясный
аквариумовский образ:
Кровь тростника на песке - это великая тайна
Мы знаем из
западной философии, что "человек - мыслящий
тростник", но здесь не человек и не тростник, а
что-то среднее - человеческий тростник -
тростниковый человек - просто безымянный знак на
песке - отметина Целого.
ЕДИНСТВО
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Как "наивный диалектик"
БГ не знает полярных европейских оппозиций и
напряжения противоположностей: жесткого
дуализма веры и разума, духа и тела,
рационального и эмпирического. Его мысль не
чувствует, а чувства не мыслят в подобных
категориях. Наоборот: его противоположности,
устремляясь к своим пределам, достигают не
конфронтации (как в традиционной европейской
мысли), но плавно перетекают друг в друга. Это
даосский стиль мышления с его
взаимопревращающимися противоположностями
("великое мастерство подобно неумению",
"правдивые слова похожи на ложь").
Гребенщиковский квадрат круглый, а день его - та
же ночь, только жарче.
Всем ясно, что
Движение противоположно Покою. Это сказал
Аристотель. Но вот несется безумный трамвай из
одноименной песни, идет там, где нет рельсов,
срывается на какую-то нездешнюю скорость и,
кажется, обретает состояние Покоя. "Величайшее
движение равно покою" - наверняка какой-нибудь
даос это сказал.
ВОДА. Даосский контекст, созданный Аквариумом,
порождающий даосские ассоциации даже там, где
нет прямых цитат, держится несколькими ключевыми
символами. Вода - первейший из них, зримый и
осязаемый аналог Целого.
"Высшая
добродетель подобна воде. Вода приносит пользу
всем существам и не борется с ними" (Лао-Цзы). Из
понимания воды как закона сущего вытекает вся
этическая тема Аквариума. Вода не знает побед или
поражений. Она умеет принимать и она же умеет
выталкивать. Этика смирения и ненасилия - водной
природы.
Река - это
конкретная вода песен Аквариума. Географическая
карта Аквариума испещрена реками. Рок-н-ролл,
"новые люди на новой земле", подобно
действительным первым людям, нашим предкам,
обживается у естественных источников. Река
вытекает из океана и впадает в океан. Река
отражает небо. Река всегда в движении и течет она
между двух противоположных берегов. "Стань
рекой" - лучшее, что можно посоветовать
девушкам и юношам.
В гребенщиковском
движении от новой волны к старому фольклору, от
альбома к альбому, от Аквариума к Аквариуму нет
никакого трагизма. Ибо это всего лишь крохотный
эпизод всеобщего движения. Разве что иногда
никуда двигаться не хочется: на улице мокрый
снег, самое противное агрегатное состояние воды,
а дома свой аквариум.
Если вода - аналог
всего сущего, то сердце - аналог всего человека.
Это центральная личностная категория Аквариума.
О Сердце БГ пел еще до всяких Дао Дэ Дзин:
Ты строишь мост и кладешь
как камни - сердце
Это песенка 1978
года "Ты строишь мост". В китайском
понимании "Сердце" - нерасчленимый орган
мысли и чувства, центральный узел человека, мост,
по которому сообщаются земное и небесное. Ни в
Дао, ни в Аквариуме нет драмы разума и чувств -
потому что ее нет в Сердце. БГ чужда драма
разумных построений, когда разум отрывается от
своего носителя и абсолютизирует свои
гносеологические данные. Разуму не дают
забираться на интеллектуальные высоты - он
обязан держаться фактов сердца.
Тому есть
прекрасный эпизод в Чжуан-Цзы. Гуляя у реки,
Чжаун-Цзы рыбакам обрадовался. С ним шел один
философ-софист и сказал ему: но Чжуан-Цзы, ты же не
рыба, как ты можешь знать радость рыб? Чжуан-Цзы
ответил как человек: "Я знаю радость рыб, стоя
здесь, над рекой Хао". Софист ничего не понял,
но в блокнот свой записал. У БГ тоже есть очень
хорошая строчка: "Я весел от запаха рыб". (Не
Джорджа ли?).
Есть такой даосский
афоризм: "Для сердца нет времени. Все имеет
такой предел, сердце же беспредельно". Сердце
может, если захочет, побороть время. У БГ есть об
этом прекрасные строки в "Аделаиде". Все
братки, "те кто работают вместе со мной"
едины в этом "беспредельном сердце". БГ даже
на английский перевел это Сердце - FIELDS OF MY LOVE. И на
русский - Поля Бесконечной Росы.
"Все это напрямую
касается идеи Аквариума".
Дао-философией
пронизано множество песен ( а к приведенным
символам можно добавит Путь, Дом, Небо, Смерть). Но
БГ опять находит тот самый даосский серединный
путь, приобщая к своему рок-н-роллу христианские
ценности.
Дао - "трава, чья
любовь не меньше твоей любви" - "не знает
слова любовь". Слово Любовь для даосов было
окончательно скомпрометировано моистами с их
проповедью общеобязательной всеобщей любви. Это
слово в позднем и вершинном Аквариуме -
христианского происхождения. Слово Любовь
приводит с собой слово Война - и эти
противоположности уже не сливаются и не
перетекают друг в друга. Это христианские
противоположности, и в них - конечное напряжение
мира. Бесстрашный даосский мудрец уступает место
проповеднику интернациональной любви, срываясь
на прямую дидактику: Любовь - это все, что мы есть.
Христианские
ценности вытесняют даосские. Сейчас Дао Дэ Дзин
Гребенщикову вроде бы не нужен. Настали другие
времена? Возможно... Но мне кажется Дао Дэ Дзин с
его апологией Срединного пути хранил Аквариум от
распада, пусть я и переоцениваю эту книжку. Эта
книга учила балансу противоположностей и,
оглядывая путь Аквариума, я вижу, что их маятник,
склоняясь то влево, то вправо, в музыкальном ли
отношении, стратегическом или смысловом, всегда
в итоге оказывался посредине. Однако, Лао-Цзы не
спас эту группу от распада. Книжка это только
книжка.
БГ - плохой
гуманитарий, и важно, что это не было отношением
ученого, корпящего над буквой, это было
отношением людей, один из которых жил в Китае в 5
веке до нашей эры, а другой в России в 20 веке нашей
эры. Каким-то образом они нашли понимание, БГ
нашел что-то свое в древних текстах - и бездны
времени не стало. И на том уровне сознания, где
произошла эта встреча, времени нет. Бездна
времени умещается в несколько аккордов,
подобранных к словам Чжаун-Цзы. Что после этого
значат деяния Советского Дракона и какой
Генеральный Секретарь лучше другого? О чем шумят
народы? И что такое Россия как не бескрайнее поле,
в котором можно затеряться и странствовать в
беспредельном?
|