И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НПРЕКРАСНЫЙ ДИЛЕТАНТ(Метод Работы С Культурой) Рок-н-ролл родился
как вызов всей европейской культурной традиции.
Это было рождением нового света, которому не
требовались ни книги, ни другая музыка, ни
искусство. (Первые пластинки американских
рокеров абсолютно безыскусны в плане
оформления). Но рок-н-роллу не было другого пути,
кроме как в сторону других культур. Он просто
начал взрослеть и решил немного поумнеть. Рок-музыка
бунтовала против Вавилона и его культуры -
музейной, книжной, состарившейся, бескровной -
довеска буржуазной цивилизации с ее штатом
библиотекарей, толкователей, смотрителей,
оценщиков, покупателей-насосов. Приведу небольшой
коллаж из интервью БГ: "Литература ограничена
хотя бы потому, что рождается в конкретном
языке... Нам стали тесны рамки одной страны... Рок
пробудил в нас желание жить не в частной и
формализованной культуре, но в живой общемировой
культуре... Через рок-музыку был совершен прорыв в
мировую культуру... Мир казался неограниченным,
горизонты во все стороны необозримы... Если взять
всю общемировую культуру и мысленно собрать ее в
комочек, то мы получим квинтэссенцию культуры.
Рок-музыка - мощное средство открытия для себя
этого общего... Пусть пока культура эта
воспринимается в примитивных формах, это был
путь возвращения к истоку..." Дилетант БГ
вступил в мировую культуру со своим компасом -
рок-н-роллом. В силу своего дарования БГ не
нацелен на спор или культурный диалог: он
предпочитает не слышать контрреплик и
элементарно от них отмахивается - "мне это не
нужно". От бесконечного блуждания в джунглях
мировой культуры его спасает то, что он попросту
не замечает все "чужое", безошибочно чуя
свое. Он никогда не заблудится, он уже знает, как
ему жить и работать, "праздно гуляя среди
беспредельной шири". Это знание дал мировой
рок, и везде БГ ищет подтверждение его и своей
правоты. Рок-поколение вообще уже ничего не знает, а следующее поколение будет знать еще меньше. Слава Богу БГ что-то еще помнил, и в нем произошло взаимопроникновение этих миров - рока и классики. Он еще не разучился стихосложению и уже научился аккордам. Еще читал какие-то книжки, но уже знал, кто такие Роллинг Стоунз. Хиппи заново освещают поверхность культуры, и на свет выходят только добрые духи. Хиппи не хотят знаться со злыми духами. Остаются те, кто имел к этому духу прямое отношение - китайские монахи и святой Франциск, друиды и эльфы, сказочники и трубадуры, английские нонсенисты и местные фольклористы, рассказчики баек и писатели небылиц. Народец себе на уме. Все остальные деятели мировой культуры без следа исчезают в истории. Классика на секунду становится сказкой. Остальное просто не показывается на свет. Исторически эта
эпоха заканчивается, когда благодаря
расгильдяйству Роллинг Стоунз показываются силы
зла, на мгновение более реальные, чем все
небылицы. Сами Стоунз в принципе ни при чем:
взгляните повнимательнее на все их лица... Но от
потрясения Алтамонта герои той эпохи уже никогда
не оправятся. Дилан уходит еще глубже в свой
трень-брень, иначе, кантри, Битлз распадаются,
Хендрикс OD'd, Джоплин OD'd, Слай Стоунн садится на
кокаин, Криденс распадаются, Болан уходит в попс,
и в начале 70-х слово "хиппи" становится
словом ругательным.
Но кто не вспомнил "того, кто вышел вперед"? Только сам БГ как частный человек. И кто это такой - "тот, кто вышел вперед"? Пусть это будет любой тиран, именем которого пестрят учебники истории. Пусть это будет Наполеон, пусть это будет сам БГ. Это одна из действительно гениальных строк Гребенщикова. Внутреннее его ощущение предстает высшим мерилом ценностей и единственным историографом новых времен. Вот - дилетантизм! При всей своей тяге к культуре, рок-песня не
умеет играть в культурологические игры. У нее они
просто не получаются. Культурный багаж
"вестника" ограничен и выверен: ничего
лишнего. Когда говорят о роке как "игре в
бисер", нужно заметить, что БГ - не лучший, а
самый плохой и самый наглый ученик Магистра Игры. Но тут снова выползает одно противоречие: с появлением вкуса к наследию прошлого, появляется страх перед прошлым. Мертвецы оживают и их проблемы становятся твоими проблемами. Поэтому когда ты совершаешь прогулки по историческому кладбищу - гуляй себе, вдохновляйся, не надо только выкапывать мертвецов, они смердят. Возможно и такой обертон можно найти в дилановском Don't Look Back. И конечно, между дилетантом и "прекрасным дилетантом" неуловимо-огромная разница. Гребенщикова спасает гибкость, кошачья плавность: умение взять, что нужно, никого не побеспокоив, войти в чужую культуру как тень, решить все историко-культурные вопросы, полагаясь исключительно на интуицию, и одновременно создать нешуточный универсум из подсобного материала и подручных инструментов. Особенно БГ
дорожит мостиками, соединяющими что-то оттуда и
что-то оттуда. Его герои, как правило, вестники.
Волхвы, кажется, его самые любимые герои - такие
рождественские дедушки с дарами. Волхв ведет
светлого героя через темный лес. В символике -
связывает Восток и Запад. |
С культурными
символами, именами, прочей интеллектуальной
требухой БГ абсолютно бестактен. В библиотеке он
берет себе только то, что нужно, не думая о том,
что соседство Марата с Архимедом не понравится
ни тому, ни другому. Когда Боб Дилан жонглировал университетскими именами, ему тоже было абсолютно плевать - как Офелия отреагирует на соседство с Золушкой. Тем более что реагировать некому, кроме профессоров, которым давно уже на все плевать, кроме гомосексуализма. В Деле Мастера Бо безнадежно перепутаны китайский Дракон Лун, французский поэт Гийом Аполлинер, какая-то цитата из И-Цзин, вневременная парочка Марат и Архимед на правах второго члена сравнения. Такое наступает снежное рождество в городе на Неве. Всем движет Любовь и время течет и не течет. Снег идет за окном гребенщиковской квартиры, снег тает в водах Сены, снег идет при написании Книги Перемен, на фоне китайца, приземляется Дракон. Эта рок-н-ролльная эклектика в лирической поэзии выглядела бы жалко. Но у БГ все это работает! Рок-н-ролл сдувает пыль с культуры. А поскольку наступает эпоха интернационального джаза, то о чем мы вообще говорим? Когда цитирует поэт - он находится внутри поэтической традиции, выработанной тысячелетиями. БГ цитирует совершенно по-другому - как пришлый, как странник, забредший в гуманитарную вотчину. Но порой он выдает по-настоящему классические фразы - на зависть страдальцам русского слова:
Такие
предельно-общие символы Аквариума пускают
долгое эхо по мировой культуре. Они шагают поверх
барьеров культур именно благодаря своей
всеобщности, выкликая городские, национальные,
интернациональные эха. Так или иначе,
хиппи заново открывают Восток. Это была одна из
самых победоносных экспедиций белого человека
на Восток. Франциска Ассизского, представшего
перед турецким султаном с требованием
"закончить войну", можно назвать началом
этой экспедиции. Панк-эпохе суждено было переоткрыть Восток. У этой экспедиции есть тоже свои предшественники. Томаса Дэ Куинси, крепко сидевшего на опиуме, еще в начале XIX века мучали "восточные" кошмары. Восток входил в его сны страшной внеисторической громадой, колоссальным не тронутым разумом пыточным механизмом. Подобные кошмары мучали Осипа Мандельштама в сердце советской ночи.
Этот же Восток есть у Янки, увидевшей свою родину безжалостной и примитивной восточной деспотией.
В этот же Восток
отправляли американских туристов Dead Kennedays.
"Съезди-ка приятель на каникулы в Камбоджу, где
такие клевые трущобы. И не забудь прихватить
жену.". Аквариум - с
самого своего рождения - поставил себя как
систему вбирающую. Добро пожаловать все. В идеале
эта система должна была вбирать в себя всю
мировую культуру. Но и фактически она вобрала в
себя немало. Интеллектуал найдет там Будду и
Германа Гессе, Лао Цзы и Чжуан-Цзы,
поэтов-символистов и древних друидов, Башлачева
и апостола Иоанна, Ветхий Завет и Иисуса Христа,
Толкиена и Бодхидхарму. Другой интеллектуал,
идущий по пути собственных ассоциаций, домыслит
еще кучу имен: Хармса, Заболоцкого, Борхеса, а еще
приплетет сюда суфиев и Васю Аксенова. Рок-критик
найдет в Аквариуме: The Beatles, Rolling Stones, Donovan,The Troggs,
Incredible String Band, Bob Marley & Wailers, Tom Petty & the Heartbreakers,
Trevelling Willbuiris, The Doors, Bob Dylan, Pink Floyd, Talking Heads, Abba, The Velvet
Underground. Другой рок-критик удвоит этот список.
Искусствовед покажет, как визуальная
рок-продукция (обложки пластинок) становится в
песнях БГ текстом... Правы будут все. Неправ будет
лишь тот, кто заговорит о плагиате. |
ПРОЕКТ ВЕЛИКОГО СИНТЕЗА Попробую прояснить идеологию того,
что БГ называет "рок-н-ролл"... Конечно, он
имеет ввиду не только музыкальный стиль,
рожденный в Америке в начале 50-х. Его рок-н-ролл -
это новый ритм и, значит, новая религия. ПРИМ: Интересно, что ритм (топливо) всегда задают негры - от них исходят все изначальные ритмические толчки, которые получает вся Европа. Все современные ритмы, которые обуздывали, опошляли и одухотворяли европейцы - черные! По-новому
открывается теперь давняя фраза БГ "Аквариум -
всеядное животное". Тот ритм, который они для
себя открыли, позволял принимать все. Музыкально
Аквариум мог впитывать в себя реггей и попсу
Аббу, блюз и нью-вейв, рок-н-ролл и психоделику
("Чистая Вода"). "Вавилон" или
"Аристократ" - это Аквариум в реггей, "В
Полный Рост" - Аквариум в блюзе. При этом с
самой идеей ничего не происходит. Покой сознания
не нарушается. Фактически, эта идея только и
может проявиться в Другом, в иной среде. Потому
что сама она - магическая Пустота, или улыбка без
кота. Она может впитывать любые идеи, религии,
верования, предрассудки и тд. и тп. - те, что несут
в себе хотя бы одну рок-н-ролльную частицу. Подобно музыке,
которую впитывал в себя Аквариум, БГ работал с
религиями. В Аквариуме сосуществуют три мировые
религии - христианство, буддизм, даосизм. К ним
примыкает растафарианство. БГ все соединяет по
принципу "все, что в кайф, то годится". Рок-н-ролл ищет не
религию, к которой можно прилепиться - он ищет дух
там, где он еще остался. Ему по фигу все
религиозные догматы, потому что сам он религия -
если он не шоу-бизнес. Каждая религия открывает
свой участок истинны - и каждый участок одинаково
реален. Рок-н-ролл не разочаровывается в
религиях, он лишь бредет из монастыря в монастырь
в поисках новых открытий. ДАО - ЭТО ПРАЗДНИК Даосская
философия касается Аквариума в лице БГ в 1977,
когда БГ прочел эту книжку и написал "Дорогу
21". С той поры эта философия начала пропитывать
образную ткань его песен, саму философию
Аквариума. Пиком даосских мотивов можно считать
альбом Радио-Африка - "Искусство быть
смирным", "Вана-Хойя", "Музыка
серебряных спиц". Но такие песни как
"Платан", "Встань у реки", "Они
назовут это блюз", "Как движется лед"
навеяны духом дао-религии. Короче, древние
китайцы становятся рок-н-роллом. БГ вживается в несколько ключевых моментов даосской философии - НЕДУАЛЬНОСТЬ МИРА (мир как Целое), и ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (в большей мере чем их борьба). Об этом можно писать трактаты. Я все сокращу. МИР КАК ЦЕЛОЕ. Если есть какая-то философия Аквариума, то это ее краеугольный камень. Это Единство не может быть описано или выражено - только подсказано и желательно ребусами, шарадами, гротесками:
Такие гротески контрастны и в то же время нейтральны. Они указывают только на Целое, их опосредующее. Они и есть некий осколок этого Целого, где все может стать всем, где постоянно идет поток взаимопревращений. Заметим: там, где кончилось движение - там совершается отпадение от Целого. Все оформленное и застывшее видится как шлак Единства, космический мусор. Таковы статуарные образы БГ, вроде Козлодоева. У Аквариума есть антикультурны символы, намекающие на связь природного и человеческого:
Между камнем и книгой - какой-то неуловимый нюанс. Это вещи Великого Целого. Вот самый, пожалуй, ясный аквариумовский образ:
Мы знаем из западной философии, что "человек - мыслящий тростник", но здесь не человек и не тростник, а что-то среднее - человеческий тростник - тростниковый человек - просто безымянный знак на песке - отметина Целого. ЕДИНСТВО
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Как "наивный диалектик"
БГ не знает полярных европейских оппозиций и
напряжения противоположностей: жесткого
дуализма веры и разума, духа и тела,
рационального и эмпирического. Его мысль не
чувствует, а чувства не мыслят в подобных
категориях. Наоборот: его противоположности,
устремляясь к своим пределам, достигают не
конфронтации (как в традиционной европейской
мысли), но плавно перетекают друг в друга. Это
даосский стиль мышления с его
взаимопревращающимися противоположностями
("великое мастерство подобно неумению",
"правдивые слова похожи на ложь").
Гребенщиковский квадрат круглый, а день его - та
же ночь, только жарче. ВОДА. Даосский контекст, созданный Аквариумом,
порождающий даосские ассоциации даже там, где
нет прямых цитат, держится несколькими ключевыми
символами. Вода - первейший из них, зримый и
осязаемый аналог Целого. Если вода - аналог всего сущего, то сердце - аналог всего человека. Это центральная личностная категория Аквариума. О Сердце БГ пел еще до всяких Дао Дэ Дзин:
Это песенка 1978
года "Ты строишь мост". В китайском
понимании "Сердце" - нерасчленимый орган
мысли и чувства, центральный узел человека, мост,
по которому сообщаются земное и небесное. Ни в
Дао, ни в Аквариуме нет драмы разума и чувств -
потому что ее нет в Сердце. БГ чужда драма
разумных построений, когда разум отрывается от
своего носителя и абсолютизирует свои
гносеологические данные. Разуму не дают
забираться на интеллектуальные высоты - он
обязан держаться фактов сердца. Дао-философией
пронизано множество песен ( а к приведенным
символам можно добавит Путь, Дом, Небо, Смерть). Но
БГ опять находит тот самый даосский серединный
путь, приобщая к своему рок-н-роллу христианские
ценности. БГ - плохой гуманитарий, и важно, что это не было отношением ученого, корпящего над буквой, это было отношением людей, один из которых жил в Китае в 5 веке до нашей эры, а другой в России в 20 веке нашей эры. Каким-то образом они нашли понимание, БГ нашел что-то свое в древних текстах - и бездны времени не стало. И на том уровне сознания, где произошла эта встреча, времени нет. Бездна времени умещается в несколько аккордов, подобранных к словам Чжаун-Цзы. Что после этого значат деяния Советского Дракона и какой Генеральный Секретарь лучше другого? О чем шумят народы? И что такое Россия как не бескрайнее поле, в котором можно затеряться и странствовать в беспредельном? |