Рок-н-ролльное
богопознание свободно от христианских догматов,
и очень осторожно следует применять к нему даже
догмат о Святой Троице, не рискуя описывать рок в
чужих для него категориях. Но определенно можно
сказать, что БГ, распоряжаясь словом Христа по
своему хотению, занимает позицию
интернационального рокера, а отнюдь не
прихожанина православной церкви. И эксплуатацию
этих слов можно ему не поставить в упрек лишь в
том случае, если он не принадлежит христианству
как соборной истине и раскавычивает Христа точно
так же, как Толкиена или Боба Дилана.
Христос несколько
раз упоминается в Аквариуме, но в их рок-н-ролльном
универсуме для него места нет. В истории светлых
времен отсутствует центральное событие
христианского мира - Голгофа. Христос выпадает из
Триады божественных ипостасей и на его место
заступает некий интернациональный вестник,
несущий радостную весть. БГ назвал его Иван
Бодхидхарма. Скорее уж дух святой присутствует в
рок-н-ролльном христианстве. Та сила, откуда идет
любовь, рок-н-ролл, культура. "Дух святой,
который делает жизнь жизнью, а не существованием."
И если говорить об
отражении Троицы в российском рок-н-ролле, то
Событие Голгофы, отсутствующее в Аквариуме,
высветили другие люди - в первую очередь
Александр Башлачев и Янка Дягилева. Аквариуму
удалось передать рождественский дух
христианства. Это Рождество и Крещение в русском
рок-н-ролле - но продолжили христианскую мистерию
не они, а те, кто шел следом.
Не забудем слова
Толкиена, одного из аквариумовских вожатых:
история Христа - это сказка со счастливым концом.
Именно так она и воспринималась в детстве - как
страшная, но счастливая сказка.
Именно так и спел об
этом Аквариум.ОТЦЫ-ПУСТЫННИКИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
Наговорившись об
Аквариуме, попробую прояснить такой вопрос: как
соотносятся современная поп-музыка ("музыка
Битлз подарила им Тело Негра" сказал один негр)
и такая варварская религия как христианство ("не
мир я принес в мир, но меч").
Это совершенно
необъятная и неуловимая тема. Так или иначе
христианские смыслы проступили в поп-культуре. О
попсе не может быть разговора, хотя именно она с
циничной наглядностью развенчивает любой
религиозный символ. Но все эти символы
парадоксальным образом утверждаются заново.
Леннон мог
прикалываться - мы популярнее Иисуса Христа -
потому что это была правда. В качестве ответа на
это заявление христианство в лице техасского ку-клус-клана
смогло лишь инспирировать местных ковбоев сжечь
дюжину пластинок - ничтожнейшую часть тиража
Битлз. Короче, с христианством рокерам все было
ясно сразу. Они ни во что не врубаются. Это
далекая, темная и варварская религия. Их собрания
скучны, их мораль фальшива, их адепты
злонамеренны. Вот откуда эти перевернутые
распятия металлистов и их буффонада во славу
инцестов и пыточных орудий.
Христианство - дело
темное, но, совершая экспансию на всю территорию
мировой культуры, поп не мог не столкнуться с
христианством. Он должен был пройти все моменты
западной культуры и пережить их в себе. А
поскольку с точки зрения исторической
христианство - соперник поп-культуры, то
последней необходимо было присвоить себе
христианскую символику и в итоге ее развенчать,
равно как и утвердить ее по новой и на своих
собственных примерах. Следуя логике вечного
возвращения, на какой-то стадии поп-культуры
христианский миф в ней повторится.
Хиппи не могли
знать христианские истинны: им распахнул свои
объятия коварный Восток. Отрицая благородную
истину страдания, они могли стать буддистами,
кришнаитами, даосами, но не христианами.
Все началось в
Калифорнии. Хиппи рождается из сложения стихий
музыки, солнца и воды. Снова как в добиблейские (или
постбиблейские) времена все забывают что такое
грех и что такое страдание. Пляжи, мотоциклы,
серфинг, психоделический музон. Они забывают, что
такое время. Тот же БГ советовал никогда не
смотреть на часы. Естественно, моралью новой
нации стал гедонизм. Мир это счастье. Счастье это
удовольствия. "Не могу никак получить
удовлетворения" - вопил Джаггер в одной из
своих предельно глупых песен, ставшей монстром
всех хит-парадов.
Счастливейшие
моменты Битлз случаются, когда Леннон закрывает
глаза и отказывается что-либо понимать
в этом мире - и мир отлетает на расстояние. Битлз
открывают легкую, как мяч, многоцветную планету в
солнечных лучах, где нет страдания, как может
быть наша земля видится Богу в настроении. Приняв
этот мир как единственно возможный, Стоунз
движутся в Храм наслаждений. В качестве
источника вечного наслаждения Стоунз открывают
самих себя.
Недаром именно
Стоунз стали зримым образом новой морали (именно
- морали!). Лучшую музыку они играют, изгнанные из
своего Храма Тела ("Изгнанники на Главной
Улице"), преследуемые героиновыми кошмарами.
Помимо того, что это самая дальняя экспедиция
белого человека в Страну Блюза, "Exile On Main Street"
это Стоунз, смотрящие в лицо злому року -твой храм
превратился в кусок дерьма - и играющие при этом
лучшую свою музыку, музыку стоицизма. Сейчас Мик
превратился в маску Смерти. Знаменитые концерты
Стоунз 1989 были триумфом мертвецов, бряцающих
костьми. Они лишь доказали, что их тематика была
тематикой тленна и праха. "Удовлетворения!" -
кричит в свои пятьдесят и будет кричать Мик.
Итак, эра хиппи
восславила наслаждение. Сложно восславить что-то
другое под калифорнийским солнцем. Или в летнем
буддийском Лондоне. От христианского
мироотношения они были страшно далеки. Первый
проблеск христианства в поп-культуре случается
совсем на другом побережье Америки - в нью-йоркских
трущобах, на гноище современной цивилизации. "I
feel just like Jesus son" - споет Лу Рид о своем героиновом
приходе. Назовем это началом совершенно другой
эпохи. Панк начинается с признания того факта,
что этот мир так же реален, как и тот, и с принятия
того факта, что этот мир тебя убьет.
Такой художник
лишен права выбора. Он не может петь о любви и не
петь о насилии. Он не может не
вглядываться в мир, потому что там его ждет
смерть, возможно насильственная. За этим стоит
христианский архетип. Но помимо описания нью-йоркских
прелестей, Velvet Underground создали прекрасные песни о
любви, чудесные песенки-считалки Мо Такер и даже
рок-н-ролльнную молитву. Если Битлз этот вечная
сказка, то VU это столь же непреходящее
ослепительное искусство. Но в отличие от
сказочника, у художника нет права выбора. Это
просто разные профессии. Другое дело, что их
можно пытаться соединить.
Другой гигант-долгожитель
панка, Игги Поп, вскрывая вены на концертах,
царапая себя и избивая микрофоном, прыгая в толпу,
впервые выставил себя Жертвой, изобразив (средствами
сценического искусства) символ рок-звезды,
восходящий к христианскому архетипу. Концерты The
Stooges, в свое время ужаснувшие мирных хиппи, стали
первым панковским шоу.
Панк развенчивает
мессианскую идею рок-н-ролла, и сам рок-н-ролл
обзывает Великим Надувательством. Сид Вишес - вот
кто главный герой рок-н-ролла, его подлинный
Ромео, его невинноубиенный - ха-ха-ха! Да и вообще
кайф - это газовые камеры, - отвечали панки своим
старшим товарищам.
Но поп-культура -
чудовищный парадокс. В панке рок-н-ролл снова
захотел поглупеть и послать всех и вся, но именно
панк открывает для поп-культуры святоотеческое
христианство. Убив гедонистический дух 60-х, панк
населяет поп-культуру вполне средневековыми
персонажами - придворными шутами, на празднике Ее
Величества громогласно обзывающими Королеву (Роттен),
апостолами католического целибата (монах
Морисей), мучениками в язвах и цыпках, носящими
вериги, певцами смерти и загробного мира (Ян
Кертис), яростными проповедниками и
поджигателями (The Clash).
Пистолз первые
вводят в поп-культуру Иисуса Христа в виде
карнавально-балаганном - распятый Роттен,
показывающий с креста язык. Они же вводят в
пантеон мифов первого невинноубиенного - Сида.
Помимо того, что Сид - герой рок-н-ролла, он же
невинный мученик, агнец, любивший сладости и
миньеты, а вместо этого получивший рок-н-ролльный
крест и посмертие тинейджерского святого.
Профанация достигает своего чудовищного апогея.
Короче, прошлое
Европы, десятилетие назад закиданное цветочками,
на секунду воскресает как живое. В каких-то
панковских героях Европа словно вспоминает себя,
свою боевую молодость. Религией этой молодости
было христианство.
Главный же
рецидив христианского сознания в поп-культуре -
ICONS. Рок-иконы, такие как Джоплин, Морриссон,
Хендрикс, Вишиус. Их смерти собрали вокруг себя
культ. И культ этот христианской природы, равно
как и публичная смерть (на глазах медиа) и все, что
за ней следует (культ).
Но мы не
договорили о христианстве. Эпохе 60-х удалось
открыть тот аспект Христа, который нашел свое
идеальное воплощение в св.Франциске - цветочки и
сестрицу-водицу. Панк открывает его келейную,
мрачную и огненную сторону, источник которого -
это громкое НЕТ, сказанное миру, христианство
отшельников и огненных проповедников, бичующих
мир. Приведу британский пример. Группе Sex Pistols
нужно было чем-то добить свой альбом, но ко
времени его комплектации, они уже ничего не могли
и не хотели. "Bodies" - предпоследняя их песня,
сделанная на грани помрачения, за несколько
месяцев до последнего безумия их американских
гастролей, после которых Роттен скажет, что
всегда ненавидел панк-рок и любил только реггей.
"Bodies" - это
предсмертная паранойя Пистолз (в кромешный мрак
они погрузятся в своей последней песенке "Belsen
Was a Gas", взятой из школьных архивов Сида Вишеса),
но это и их последнее НЕТ и одновременно черная
стрела в сердце гедонизма 60-х. Там поется просто о
девчонке из Бирмингема. За Пистолз таскалась
одна безумная фанатка, Паулин. Она всегда торчала
в первых рядах и своим маниакальным взглядом
вселяла ужас в Роттена. То и дело она попадала в
дурдом. Прячась там от
санитаров, она несколько дней прожила на дереве,
откуда писала письма своему кумиру. Однажды она
написала ему, что ее трахнул какой-то санитар и ей
пришлось делать аборт. Роттена это почему-то
стукнуло по башке и в один из кислотных приемов
он увидел себя этим зародышем: как его вытащили
на фабричный стол, сунули в целлофановый пакет и
спустили в сортир. Об этом песенка. Роттен
вживается в образ, и его SCREAMING FUCKING BLOODY MESS выдает
такое проклятие миру, которое может взять
напрокат любой христианский проповедник. "Я не
животное" - орет Роттен, "я не жертва аборта,
я не плоть, я не кровавый кусок мяса". Когда
какой-нибудь святой в рубищах бичевал этот мир,
распинаясь на базарной площади, у него
получалось что-то подобное. И с точки зрения
искусства я не знаю песен, равных этой.
Видение католика
Джонни Роттена - кошмар современной цивилизации,
где таинство рождения неотличимо от любого
другого фабричного процесса - есть обвинение
миру, и звучит оно сильнее всех книг или
кафедральных проповедей, потому что сделано оно
с помощью современной техники.
Я лишь хотел
проиллюстрировать, что дух христианства
возникает поверх всех цитат и поверх всех
намерений. И этот дух наиболее реален там, где
реален страх и трагедия, которые в Аквариуме не
выведены в песни.
И в общем-то это
глава о Янке Дягилевой, которую я не смог
написать.
|