И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НХРИСТИАНСТВОРОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) В период
наивысшего подъема Аквариума БГ почувствовал
себя вправе войти в христианский миф и взять там
свое. Это была первая в России встреча
христианских и рок-н-ролльных ценностей. Я думаю,
это было самое высокое и прекрасное время
Аквариума, 1984-1986. Подобно Битлз 1966-1967, Аквариум
почувствовали, что они могут все. Что на высоте,
ими набранной, все позволено. И так оно и было. Думается, весть
рок-н-ролла звучит так: "весь человек есть
правда", возражая Апостолу Павлу с его "весь
человек есть ложь". Делай, что хочешь. Рок-весть
противоречила общехристианскому пониманию
природы человека, которая вся правдой быть не
может. История рок-музыки - это развертывание
этого "делай, что хочешь", реализация новой
свободы в самом широком спектре. В молодежной
Телемской Обители Бог разрешил все, и результаты
вышли самые разнообразные. На Руси светская и
церковная традиции впервые соприкоснулись в XIX и
особенно в начале ХХ века. На стыке этих традиций
рождаются самые интересные русские философы и
писатели. И их взаимопроникновение всегда было
очень полезным для обеих сторон. Из наших рокеров
Борис Гребенщиков первый, кто реально поднял эту
тему - искусство или христианство. Он первый
поставил этот вопрос - могут ли они вместе
работать? Он даже давал концерт в действующем
Соловецком монастыре. Монахи, правда, на концерт
не пришли. Накрапывал дождик и они сидели по
темным кельям. Подобно тому как в православии Богородица, родившая Богочеловека, снимает с твари клеймо первородного греха и предваряет возможность обожения всей твари - точно так же рок-н-ролл в Аквариуме возвращает человеку первородную радость, снимает с него вину.Мотив невинности - один из основных мотивов мирового рока, и Аквариум тут не исключение. Мы, рок-музыканты - невинные дети. Нашими устами глаголет истина. Миф о детстве вообще самый большой кит поп-культуры. Замечу, что кит - животное божественное. Этот же мотив невинности есть в русском приватизированном православии - у Достоевского, Розанова, Бориса Пастернака. Константин Леонтьев (вслед за монахами в кельях) презрительно называл такое православие "розовым" и усматривал в нем прелесть бесовскую. Но именно этой своей стороной православие встречается с рок-н-роллом. Что же Аквариум?
В "Хозяине" Бог получает реальное воплощение. Отношения Бога и Человека в песне дружеские, почти братковские. Герой песни разговаривает с Ним накоротке:
Это удивительно
согласно с афористической мистикой Н. Бердяева, с
его мыслями о творчестве человека как свободной
покорности Богу. Бог одинок без человека, он
тоскует по ответной любви - ответу на свой
божественный зов. Гребенщиковские Гости - Орел,
Телец и Лев - ждут от человека слова ответа, того,
что Бердяев называл "антропологическим
откровением".
Таких чистых
моментов немного в рок-н-ролле; у VELVET UNERGROUND есть
такая песня-молитва, "Jesus". "Иисус, помоги
мне в моей слабости, меня сносит с моей колеи" -
поет Лу Рид.
|
Рок-н-ролльное
богопознание свободно от христианских догматов,
и очень осторожно следует применять к нему даже
догмат о Святой Троице, не рискуя описывать рок в
чужих для него категориях. Но определенно можно
сказать, что БГ, распоряжаясь словом Христа по
своему хотению, занимает позицию
интернационального рокера, а отнюдь не
прихожанина православной церкви. И эксплуатацию
этих слов можно ему не поставить в упрек лишь в
том случае, если он не принадлежит христианству
как соборной истине и раскавычивает Христа точно
так же, как Толкиена или Боба Дилана. Христос несколько раз упоминается в Аквариуме, но в их рок-н-ролльном универсуме для него места нет. В истории светлых времен отсутствует центральное событие христианского мира - Голгофа. Христос выпадает из Триады божественных ипостасей и на его место заступает некий интернациональный вестник, несущий радостную весть. БГ назвал его Иван Бодхидхарма. Скорее уж дух святой присутствует в рок-н-ролльном христианстве. Та сила, откуда идет любовь, рок-н-ролл, культура. "Дух святой, который делает жизнь жизнью, а не существованием." И если говорить об отражении Троицы в российском рок-н-ролле, то Событие Голгофы, отсутствующее в Аквариуме, высветили другие люди - в первую очередь Александр Башлачев и Янка Дягилева. Аквариуму удалось передать рождественский дух христианства. Это Рождество и Крещение в русском рок-н-ролле - но продолжили христианскую мистерию не они, а те, кто шел следом. Не забудем слова Толкиена, одного из аквариумовских вожатых: история Христа - это сказка со счастливым концом. Именно так она и воспринималась в детстве - как страшная, но счастливая сказка. Именно так и спел об этом Аквариум. ОТЦЫ-ПУСТЫННИКИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) Наговорившись об
Аквариуме, попробую прояснить такой вопрос: как
соотносятся современная поп-музыка ("музыка
Битлз подарила им Тело Негра" сказал один негр)
и такая варварская религия как христианство ("не
мир я принес в мир, но меч"). Леннон мог
прикалываться - мы популярнее Иисуса Христа -
потому что это была правда. В качестве ответа на
это заявление христианство в лице техасского ку-клус-клана
смогло лишь инспирировать местных ковбоев сжечь
дюжину пластинок - ничтожнейшую часть тиража
Битлз. Короче, с христианством рокерам все было
ясно сразу. Они ни во что не врубаются. Это
далекая, темная и варварская религия. Их собрания
скучны, их мораль фальшива, их адепты
злонамеренны. Вот откуда эти перевернутые
распятия металлистов и их буффонада во славу
инцестов и пыточных орудий. Хиппи не могли
знать христианские истинны: им распахнул свои
объятия коварный Восток. Отрицая благородную
истину страдания, они могли стать буддистами,
кришнаитами, даосами, но не христианами. Итак, эра хиппи
восславила наслаждение. Сложно восславить что-то
другое под калифорнийским солнцем. Или в летнем
буддийском Лондоне. От христианского
мироотношения они были страшно далеки. Первый
проблеск христианства в поп-культуре случается
совсем на другом побережье Америки - в нью-йоркских
трущобах, на гноище современной цивилизации. "I
feel just like Jesus son" - споет Лу Рид о своем героиновом
приходе. Назовем это началом совершенно другой
эпохи. Панк начинается с признания того факта,
что этот мир так же реален, как и тот, и с принятия
того факта, что этот мир тебя убьет. Главный же рецидив христианского сознания в поп-культуре - ICONS. Рок-иконы, такие как Джоплин, Морриссон, Хендрикс, Вишиус. Их смерти собрали вокруг себя культ. И культ этот христианской природы, равно как и публичная смерть (на глазах медиа) и все, что за ней следует (культ). Но мы не
договорили о христианстве. Эпохе 60-х удалось
открыть тот аспект Христа, который нашел свое
идеальное воплощение в св.Франциске - цветочки и
сестрицу-водицу. Панк открывает его келейную,
мрачную и огненную сторону, источник которого -
это громкое НЕТ, сказанное миру, христианство
отшельников и огненных проповедников, бичующих
мир. Приведу британский пример. Группе Sex Pistols
нужно было чем-то добить свой альбом, но ко
времени его комплектации, они уже ничего не могли
и не хотели. "Bodies" - предпоследняя их песня,
сделанная на грани помрачения, за несколько
месяцев до последнего безумия их американских
гастролей, после которых Роттен скажет, что
всегда ненавидел панк-рок и любил только реггей. Я лишь хотел проиллюстрировать, что дух христианства возникает поверх всех цитат и поверх всех намерений. И этот дух наиболее реален там, где реален страх и трагедия, которые в Аквариуме не выведены в песни. И в общем-то это глава о Янке Дягилевой, которую я не смог написать. |