И С Т О Р И Я С В Е Т Л Ы Х В Р Е М Е НМИФAll You Need Is Love "Настоящий
живой миф - это никоим образом не собрание
рассказов; его не рассказывают, в нем живут,
воспроизводя его в действии, т.е. в обряде, в
ритмической магии танца и пения и вообще во
всяком общезначимом человеческом акте (!) В Аквариуме нет
ничего проще их мифа, и поэтому о нем так сложно
писать. Но это самое главное. Для начала разберемся с мифологичностью
классики ХХ века, ее литературы и искусства. Так
называемый расцвет неомифологизма литературы ХХ
века - это последний ее крик души: мы не можем жить
без мифа, мы должны хоть как-то к нему
подключиться. Мы устали от научной картины мира,
мы не можем жить на плоскости. Некоторые
различия лежат на поверхности - рок-миф
невозможен без широкой обратной связи в отличие
от романа-мифа. Роман-миф хорош в умных
читательских головах, на страницах критических
эссе, на церемонии литературоведов . Если брать
социологический срез, видно, что он плавает в
верхних слоях интеллектуальной элиты. Можно не
прислушиваться к читательскому безмолвию. В
одном из предельных случаев это противоречие
наглядно как комикс - гениальный секретный роман
Джойса не прочтет никто, хоть он и замешал туда
все эпосы мира, как древний кельт. Аквариум черпали из своей аудитории, сами питая этот воздух. И поделить эту атмосферу на группу и аудиторию сложно. Я говорю не о корпусе песен, а о чем-то невесомом и атмосферном - я вижу эту идеальность в гуще квартир, концертов, сейшенов, ночных разговоров - в том аквариумическом, что бурлило в 80-х. Эти атмосферные явления можно передать словами БГ, сказанными им о раннем рок-н-ролле его юности: "Это была жизнь духа... поэтому были хиппи, были разговоры о жизни, о любви, о религии, все друг друга понимали. И поэтому все лезли на эти сейшены, летели как бабочки на огонь, сквозь всех ментов, через крыши, через женские туалеты". Думаю. что где-то там БГ и нашел своего Ивана Бодхидхарму. Миф Аквариума -
это рок-н-ролльный миф, перенесенный на русскую
почву. Это отнюдь не "вечные темы", сведенные
до фарса или эстетизированные, это не игра с
мертвыми костями предков. Это миф в строгом его
значении, как скажем миф о Геракле или Прометее.
То есть, это весть о чем-то новом, новое событие. Фактически, до БГ
достучался какой-то африканский бог. Известно,
что негры барабанчиками передавали свои
сообщения по всей Африке. Не так важно, что к 1969 от их мифа уже ничего не осталось - важно, что миф свое отработал и открыл новый мир, переломив ход западной культуры. В Америке этот миф пошел через Элвиса Пресли - десятью годами раньше. Миф абсолютно прост.
Однажды давным-давно так с высокой лондонской башни, собрав большой хоровод, спели Битлз. Видели и слышали их по всему свету. "Собственно это все слова, которые мы хотели сказать за годы нашей работы" - скажет кто-то из них. Где критерии - миф это или просто бред одинокого мечтателя? Популярность группы? Влияние на умы и поведение? Может быть какая-то особенная цельность группы - которая смогла построить альтернативную модель мира и быть ее живым воплощением? Нина Барановская нашла миф в рок-группе "Алиса", а Джеймс Джойс нашел его в куске мыла, который в кармане мистера Блума вместе с хозяином совершает мифическую одиссею. Я нашел миф в группе Аквариум и попробую это прояснить. |
ИВАН БОДХИДХАРМА Песня эта не есть Аквариум, стянутый
воедино, просто опираясь на нее, легче говорить о
мифе. Она даже немного легковесна - но у
музыкантов в 1984 не оказалось денег, чтобы
пригласить на запись большой оркестр. Скажу даже
больше: в качестве песни она не очень получилась.
Однако для научного подхода эта песня - самое то. БГ намеренно
выбирает вестника, связавшего две культурные
традиции (мост). Бодхидхарма, первый патриарх
дзен-буддизма, отсидевший семь лет перед слепой
стенкой, наконец прозрел и двинулся из Индии в
Китай с радостной вестью, результатом чего стала
дзенская традиция. БГ опять все универсализирует,
избегая конкретики - "с Юга", оттуда, где
теплее, потому что в Питере еще только-только
тронулся лед. Иван Бодхидхарма (между именами -
все тот же невидимый мост) в такой же мере русский,
в какой интернациональный вестник, возвещающий
новые времена. Он имеет параллель в культурных
героях всех времен и народов.
Бодхи-Дхарма, он же Пробужденный Мудрец, приносит счастье и исполнение желаний. Белый Тигр, соотнесенный с Западом и осенью, конечно, молчит, потому что Боги давно уже глядят на Восток, а Синий Дракон (Восток и весна-пробуждение в какой-то там мифологии) поет свою песню. У дзен-буддистов Поющий Дракон означает, что "чувство радости присутствует и вся вселенная наполнена звуками его песни".
"Тем кто хочет ВСЕ знать" - миф опущен в мир, отпущен на свободу и адресован тому, кто захочет забрать его себе. А не хочешь - не надо. От мифа не убудет. Попробую теперь
обрисовать какую-то панораму. Это миф о том, что
мир есть Целое - единство, которое глубже всех
видимых противоречий. Альбом Радио Африка был
попыткой его воплотить. Там нет никакого
вестника - там нечего примирять - Инь и Ян
нераздельны. Когда в Дне Серебра появляются
Любовь и Война, рождается светлый вестник,
способный примирить этот раскол. РОСТ МИФА Повествовательно
миф получился дважды, но мифом овеян весь
Аквариум. Никто не вырывает эти две песни из
Аквариума и не возносит их на вершину их труда.
Иван Бодхидхарма немыслим и непонятен без каждой
гребенщиковской строки. Песни Аквариума едины,
потому что едина природа создаваемого ими мира.
Между их морализмом и идиотизмом -
несущественный нюанс. Старик Козлодоев не менее
мифологический персонаж, чем китайский Дракон. Раз уж я взялся рассматривать рок-н-ролл там, где он больше, чем развлекуха и тинейджерские косухи, обозначу такую проблему - в чем коренится мифологическое сознание рок-н-ролла? Отвечу: в отношении рок-н-ролла к истории. Спросим Джонни Роттена и он ответит: "История - это большая куча говна. Мы не хотим вписываться ни в какие истории, мы пишем ее следующую главу". Он прав: история закончилась, когда Элвис или Битлз спели первые свои песенки. У БГ есть прекрасные строки об этом:
Так по-библейски рождается новый мир, и царство кесаря остается навсегда в прошлом. Точно так же в прошлом оставались всякие химеры, сциллы и харибды, когда их секрет разгадывал умный Одиссей. (Пока их для забавы не воскресили металлисты). Истории с ее повивальной бабкой насилием нет никакого оправдания. Рок-н-ролл уже не понимает кошмара истории. "Это было и это прошло".
В этом вопросе
только бесконечное удивление и ничего больше.
с этого началась
какая-то новая эпоха в истории европейского
искусства. Панк возвращается в историю. Панки
снова восстанавливают в своих правах настоящее -
историческое - время и идут еще дальше: для них
история - это комикс-ужастик, еще более далекий от
сознания. |
Все тут стянуто в фокус: настоящее, прищур, солнечный свет, сквозящие в нем Леннон, Хендрикс и Морриссон, бессмертные и сегодняшние... Но порой время теряет свою мифологическую перспективу и рок-герой оказывается в пустом настоящем, в нигде. В науке это называется "профанное время" и противопоставляется оно времени мифологическому: "Прекрасный дилетант по пути в гастроном - того ли ты ждал? "Дилетант" еще не очень грустная песня. Чуть грустнее они у Майка. Настоящее словно отрывается и зависает бессмысленной точкой, откуда нет хода ни вперед, ни назад:
Это поле как раз и распахивает современная музыка. Из этой точки она смотрит на мир. В этом безблагодатном поле абсолютно гениально у нас отработала Янка. Мамонову снилось,
что все они голые пляшут твист - правильная
панковская забава!
Просто какой-то
Райнер Мария Рильке! У Рильке тоже есть
прекрасные описания царства смерти - но гораздо
печальнее. БГ же, как он ни старается выглянуть за
ту сторону стекла, в общем-то по фигу это царство
смерти. Как китайскому мудрецу. Во всяком случае,
я сужу по его вершинным песням. Древние люди жили
своим мифом - они не спрашивали откуда он берется.
И миф не создает никто - он не может иметь своего
автора. Гомер лишь привел в систему местные
сказания. Точно так же Элвис или Битлз абсолютно
ничего не соображали. Битлз просто слушали
музыку революции и вспоминали своих кельтских
богов. Когда они начали думать, что они сами боги,
а не передатчики - все накрылось. Крыша поехала в
не сторону весны - в сторону мессианства, в край
непуганных идиотов. Когда Джону Леннону
померещились кремлевские звезды его будущего
храма, он тут же послал все на фиг (включая Колю
Васина). За то его и уважали панки, которые уже
знали какой это кошмар - быть богом. ДЛЯ УЧЕНЫХ И ПРОФЕССОРОВ Чувство Холма -
один из главных критериев мифичности. Гора, как
известно, один из извечных мифологических
архетипов. Синай, Олимп, Голгофа. На таких холмах
свершались главные происшествия мирового
сознания. В ХIX веке наука сравнивает этот холм с
землей. Последний, кто на нем стоял и озирал
непокоренные окрестности, был Наполеон,
оставивший свой героический образ для всего ХIX
века. Сам он потом впал в детство. Для немецких
философов этим холмом был их собственный кабинет
- лаборатории по искусственному скрещиванию Бога,
человека, истории и государства. Холм, откуда
видно во все стороны света, обращается в свою
противоположность - скорлупу, где в кромешной
тьме сидит одинокий мудрец. ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ. Назовем его
Джимми Оттяжник. Джимми Оттяжник, увиливая от
работы на белого дядю, забирался на холм,
доставал гармошку и пел идиотские песни. Песни
Удолбанного Лентяя - переведем их так, например.
Впоследствии он попробовал разных наркотиков,
еще больше осмелел и стал угрожать. И правда - с
этого Холма - все по барабану. Аквариумовский
миф предполагал аналогичный свет в некоем
неаквариуме - окружающем мире. У которого есть
только одна характеристика - он БОЛЬШОЙ. С какого-то
ракурса миф - это вскрытие возможностей этого
мира. "Музыка в вас самих" - отвечал залу БГ с
разоружающей улыбкой. БГ всегда был в
круге этих вопросов - имеют ли какой-то
расширительный смысл аквариумовские дела, имеют
ли они вообще смысл? Или их попросту ждет "какой-нибудь
мелкий музей" вроде магазина "Нирвана" на
Пушкинской? "Пока мне кажется, что все это зря"
(БГ). Но дело не в упрощении мифа аудиторией, просто миф перестал быть. Он исчез как буквальность. БГ с ним ничего не мог поделать - миф остывал, кристаллизировался, готовил себя музею. Это был абсолютно объективный процесс - как остывание метеорита. Сам свет уже разошелся по миру. В музей кладется остывший булыжник. А вестника уже фиг догонишь - фиг прогонишь из поднебесной. |