ИВАН БОДХИДХАРМА Песня эта не есть Аквариум, стянутый
воедино, просто опираясь на нее, легче говорить о
мифе. Она даже немного легковесна - но у
музыкантов в 1984 не оказалось денег, чтобы
пригласить на запись большой оркестр. Скажу даже
больше: в качестве песни она не очень получилась.
Однако для научного подхода эта песня - самое то.
В Аквариуме миф
сюжетно закреплен в двух песнях: "10 Стрел" и
"Иван Бодхидхарма". Сюжет их один и тот же -
издалека движется некий вестник, под присмотром
и охраной мифологических животных, с вестью о
рождении нового времени. С его появлением мир
преображается. Аквариум дает свой вариант
преображения: "Иван Бодхидхарма движется с Юга
на крыльях весны"
БГ намеренно
выбирает вестника, связавшего две культурные
традиции (мост). Бодхидхарма, первый патриарх
дзен-буддизма, отсидевший семь лет перед слепой
стенкой, наконец прозрел и двинулся из Индии в
Китай с радостной вестью, результатом чего стала
дзенская традиция. БГ опять все универсализирует,
избегая конкретики - "с Юга", оттуда, где
теплее, потому что в Питере еще только-только
тронулся лед. Иван Бодхидхарма (между именами -
все тот же невидимый мост) в такой же мере русский,
в какой интернациональный вестник, возвещающий
новые времена. Он имеет параллель в культурных
героях всех времен и народов.
Вообще, песня очень
весенняя, и великое преображение неотделимо от
отступлений льдов и первозелени деревьев.
Он держит в руках географию всех наших
Комнат, квартир и страстей
И Белый Тигр молчит и Синий Дракон поет
Бодхи-Дхарма, он
же Пробужденный Мудрец, приносит счастье и
исполнение желаний. Белый Тигр, соотнесенный с
Западом и осенью, конечно, молчит, потому что Боги
давно уже глядят на Восток, а Синий Дракон (Восток
и весна-пробуждение в какой-то там мифологии)
поет свою песню. У дзен-буддистов Поющий Дракон
означает, что "чувство радости присутствует и
вся вселенная наполнена звуками его песни".
И Он расскажет тем, кто хочет все знать
Историю светлых времен
"Тем кто хочет
ВСЕ знать" - миф опущен в мир, отпущен на
свободу и адресован тому, кто захочет забрать его
себе. А не хочешь - не надо. От мифа не убудет.
Попробую теперь
обрисовать какую-то панораму. Это миф о том, что
мир есть Целое - единство, которое глубже всех
видимых противоречий. Альбом Радио Африка был
попыткой его воплотить. Там нет никакого
вестника - там нечего примирять - Инь и Ян
нераздельны. Когда в Дне Серебра появляются
Любовь и Война, рождается светлый вестник,
способный примирить этот раскол.
Но без мифа о Целом
не было бы вестника - без понимания мира в его
единстве лишней была бы функция примирения. (Я
очень условно вычленяю эти "мифы", тем более,
что они развивались синхронно, то сплетаясь, то
расплетаясь...) Внутри Целого загорается какой-то
свет. Что это за свет? БГ много раз говорил: "Человек
рожден, чтобы примирить главное противоречие
природы... это первое существо, которое может
существовать не за счет поеданий кого-то".
Фактически, его вестник и есть идеальный человек,
"окно, в котором прекрасен мир".
"Человек -
единственное существо, способное служить задаче
наведения мостов". Мост - универсальная
функция нового мифа, функция примирения. Мир
погряз в склоках и разборках - но неужели нет
мостов между роком и культурой, русским и
интернациональным, Америкой и Россией, небом и
землей, даосизмом, буддизмом и православием? Я
вспомнил лишь то, что так или иначе касается
работы Аквариума. И неважно получилось у него что-то
или нет - всегда остается открытой эта
возможность, и каждый, кто захочет пойти этой
дорогой - ею пойдет.
И, конечно, "All You
Need Is Love" - это единственное идейное завещание
Битлз и самая их идеологически правильная песня.
Сам миф
исчерпывающе прост, потому что миф это что-то
очень простое. И сколько бы не давалось
определений мифа в науке (их кажется несколько
сотен), все они упускают главное. Новый миф - это
новый способ любви. И никогда никакая наука в это
не врубится. Немного по-другому - это новое
событие духа и выход на новый уровень сознания.
РОСТ МИФА
Повествовательно
миф получился дважды, но мифом овеян весь
Аквариум. Никто не вырывает эти две песни из
Аквариума и не возносит их на вершину их труда.
Иван Бодхидхарма немыслим и непонятен без каждой
гребенщиковской строки. Песни Аквариума едины,
потому что едина природа создаваемого ими мира.
Между их морализмом и идиотизмом -
несущественный нюанс. Старик Козлодоев не менее
мифологический персонаж, чем китайский Дракон.
К универсальному
мифологическому видению тянутся даже мелкие
песенки, что-то добавляя мифу. От песни к песне
мир обретал мифологическую перспективу,
раздвигаясь вглубь и вширь. Каждая строчка
Аквариума вносила что-то уникальное в
создаваемую модель мира, то есть миф. Совершенно
неважно кто был ее автором: БГ, Джордж, Вертинский
или Хвостенко.
Раз уж я взялся
рассматривать рок-н-ролл там, где он больше, чем
развлекуха и тинейджерские косухи, обозначу
такую проблему - в чем коренится мифологическое
сознание рок-н-ролла? Отвечу: в отношении рок-н-ролла
к истории. Спросим Джонни Роттена и он ответит:
"История - это большая куча говна. Мы не хотим
вписываться ни в какие истории, мы пишем ее
следующую главу". Он прав: история закончилась,
когда Элвис или Битлз спели первые свои песенки.
У БГ есть прекрасные строки об этом:
И был день первый
И птицы взлетали из рук твоих
И ветер пах грецким орехом
Но не смел тронуть губ твоих
Так по-библейски
рождается новый мир, и царство кесаря остается
навсегда в прошлом. Точно так же в прошлом
оставались всякие химеры, сциллы и харибды, когда
их секрет разгадывал умный Одиссей. (Пока их для
забавы не воскресили металлисты). Истории с ее
повивальной бабкой насилием нет никакого
оправдания. Рок-н-ролл уже не понимает кошмара
истории. "Это было и это прошло".
Мы жили так странно две тысячи лет
Отчего мы жили так странно две тысячи лет?
В этом вопросе
только бесконечное удивление и ничего больше.
История лично меня
не касается. Ее войны создают дискомфорт, но
больший дискомфорт создает плохой контакт в
наушниках уолк-мена. У меня своя история.
Историческое время в Аквариуме я сравнил бы с
какофоническими тресками настраиваемого радио,
хаосом шумов, сигналов и глушилок, что
вклинивается между песнями на Радио Африке.
Аквариум
решительно равнодушен к царству кесаря. Темное
прошлое уже непонятно, настоящие
бюрократические нагромождения нелепы. Поэтому,
когда рок-н-ролл пытается взглянуть на историю,
она видится ему цирковым представлением. На
арене рок-сознания дурачатся странные персонажи,
Максим Горький шагает под руку с Клеопатрой (БГ),
Эйнштейн зачем-то маскируется по Робин Гуда (Дилан),
а Эзра Паунд затевает драку с Томасом Стернсом
Элиотом на капитанском мостике Титаника,
уходящего на дно (Дилан).
Это летаргическое
оцепенение истории, дурманный мир между митьком
и друидом особенно прочувствован поздним БГ ("Капитан
Воронин", "Генерал Скобелев").
Хиппи не было дела
до истории - их распирало от собственных открытий.
Они сошли с этой ведущей в тупик дистанции и
расположились на берегу, под вечным солнцем. И
все-таки установка хиппи противоречит
общеевропейской исторической парадигме. Это
влияние сонного Восточного Гашишного Царства.
Само равнодушие к бегу исторического времени
происхождения восточного. Символ Востока -
Колесо, символ запада - Крест. Европейская
история это в первую очередь конфликт, борьба
старого и нового, мир как развитие.
Поэтому, когда
появились панки, и спели, скажем, о своих
берлинских каникулах:
Мне не нужны каникулы на солнышке
Я хочу в новый Освенцим
Я хочу посмотреть в лицо истории
У меня подвернулась такая возможность
с этого началась
какая-то новая эпоха в истории европейского
искусства. Панк возвращается в историю. Панки
снова восстанавливают в своих правах настоящее -
историческое - время и идут еще дальше: для них
история - это комикс-ужастик, еще более далекий от
сознания.
Но прежде чем войти
в историю, из нее нужно было выйти. Эсхатология
Аквариума и есть выход во внеисторическую
реальность - "в подлинную" - куда не
подступают волны истории. Но это и есть глубинная
черта рок-н-ролльного мифа. Как однажды спел БГ:
"просто нам изначально дан выбор - история или
любовь". Настоящее-любовь как протекание
вечности - вот основное время песен БГ. Песня и
начинается, когда время выступает из времени,
отплескивая вечности. Песни - это прикосновения к
тому, что есть не-время, фрагмент музыки.
Скажу по-другому:
рок-н-ролл и есть то движение сердца, которое
снимает вопрос времени, дарует свободу от него -
свободу пребывать во времени настоящем, в этой
скользящей точке, откуда всегда видно во все
стороны света.
Послушаем
Начальника Фарфоровой Башни: "Бытующие у нас
концепции времени-пространства настолько
неверны, что просто глупы... они страшно
ограничивают нашу способность к мировосприятию,
миропониманию, действию в этом мире... Время - это
клетка, в которой мы существуем... это
психологическая характеристика, которая
отделяет человека от всех остальных, она присуща
человеку и никому другому... Я не вижу его (Джимми
Хендрикса) смерти, всех этих временных штучек.
Для меня это реально сейчас, в данный момент, как
в 67-ом. Реально во мне: я выхожу, вижу деревья,
людей, солнце, все это продолжается. Ты въезжаешь
в настоящую реальность, она неподвластна времени,
и музыка времени неподвластна".
Итак, время это
фантом, забирающий у нас лучшие силы, проблема
времени выдумана и раздута. Вопросы человека о
природе времени неестественны. Да и вообще
времени нет. Времени нет, потому что оно мешает -
такова предельность рок-н-ролльной аргументации.
Это сравнимо со словами Апостола Павла: "Смерти
нет, потому что это старо, скучно и надоело".
Или с тем как откликнулся Пол Маккартни на смерть
Джона Леннона: "Это ужасно скучно" (потом он
вынужден был извиняться за эту фразу).
БГ часто говорил о
своем "музыкально-магически-фактическом поле",
где никогда не кончалось утро Битлз. БГ называл
его абсолютной реальностью, и иногда говорил, что
это и есть идея Аквариума. У него даже получилось
очень поэтическая строка по этому поводу:
|