* * *
Вообще, говоря об учениях Ваджраяны, нужно
отметить, что они широко распространяются в мире
(как это, например, происходит сейчас) только в
течение трех определенных эпох. Первая из них
была неисчислимое количество эпох тому назад,
когда появился будда по имени Нгондзок Гьялпо,
Истинно Совершенный Король. Во время его
правления Ваджраяна распространялась широко и
открыто. С тех пор и до теперешней эры - эры
истинно и совершенно пробужденного Будды
Шакьямуни - учения Ваджраяны не были полностью
доступны. В далеком будущем придет эпоха,
называемая Эра Прекрасных Цветов, когда появится
Будда Манджушри и Ваджраяна вновь
распространится по всему миру. Это не значит, что
учения Ваджраяны не будут даваться в
промежуточные времена. Но они будут
распространяться разрозненными частями, а не в
понятном и обширном виде, как сейчас.
Теперешняя эпоха
- время учений Будды Шакьямуни - именуется также
Эрой Раздора, или временем, когда бушуют пять
вырождений: уменьшается длительность жизни,
эпоха приходит в упадок, вырождаются живые
существа, вырождаются воззрения и нарастают
беспокоящие эмоции.
Пятью вырождениями являются:
1) вырождение воззрений, происходящее от упадка
добродетели среди тех, кто отрекается от мира, -
так появляются неверные воззрения;
2)нарастание беспокоящих эмоций, происходящее от
упадка добродетели домохозяев, - то есть
становится больше умов грубой природы; здесь под
грубостью подразумеваются сильные и долго
длящиеся беспокоящие эмоции;
3) упадок времен из-за вырождения радостных
пере-живаний это - Эра Раздора;
4) уменьшение длительности жизни по причи-не
истощения жизненной силы - это значит, что
уменьшается срок жизни; постепенно он достигнет
всего десяти лет;
5) вырождение живых существ, означающее упадок
тела (формы тела становятся хуже, а размеры -
меньше), упадок результатов благих дел, а
соответственно - заслуги (так как мельчает сила и
мощь живых существ) и упадок ума (из-за
уменьшающихся сил интеллекта, памяти и
прилежания).
И хотя люди сражаются друг с другом в эту эру,
учения Ваджраяны освещают все, подобно лесному
пожару. Пылают беспокоящие эмоции, но, наравне с
ними, блистают учения. Есть даже поговорка,
обыгрывающая первоначальное значение слов
"Шакьямуни" и "Майтрейя". "Муни"
значит - способный, в то время как "Майтрейя"
значит - любящий. Говорят так: "Во время Муни
люди будут соревноваться друг с другом, а во
время Майтрейи - любить друг друга".
Такое ощущение, что в Эпоху Раздора люди редко
бывают дружелюбны; скорее, они пытаются
обставить друг друга. Эта фундаментальная
страсть к соревнованию и дала название этой
эпохе. Но именно в этом и кроется причина того,
что Ваджраяна идеально соответствует нашему
времени. Чем сильнее беспокоящие эмоции, тем
больше возможность узнавания своей собственной
изначальной пробужденности. В эру Майтрейи все
будут любить друг друга, но никто даже не услышит
слова "Ваджраяна"; этих учений попросту не
будет.
Дело в том, что,
когда мы запутываемся в умопостроениях или тонем
в бушующих волнах эмоций (например, гнева), нам
гораздо легче опознать обнаженное состояние
восприятия. Этого не происходит, когда мы
натренированы на спокойную, ровную медитацию,
где нет ни мыслей, ни неблагих эмоций.
Таким образом,
живые существа вырождаются тремя видами
вырождения, и это значит, что их умы с трудом
поддаются укрощению. Из "Света Мудрости"
Джокьяба Ринпоче.
Там из-за того, что
называется "мягкой негой", гораздо сложнее
распознать истинное состояние недвойственного
сознания. Тренируясь исключительно в медитации
состояния покоя, мы можем переродиться богом
мира без форм (арупа локи) и на бесчисленные эры
впасть в состояние ненарушаемого медитативного
погружения. Это состояние похоже на состояние
наркотического опьянения духовным наслаждением
мира и покоя. Но, в действительности, это
расслабление бесформенного божества ни на йоту
не приближает нас к искомому состоянию
пробуждения. Среди восьми состояний, в которых,
по традиции, живое существо несвободно идти
духовным путем, перерождение в мире бесформенных
богов является наихудшим, ибо оно заводит в
наибольший тупик.
И наоборот,
переживания сильного отчаяния, страха и волнения
могут оказаться сильной подмогой в практике.
Например, если мы страдаем смертельной болезнью
и находимся на грани смерти и не забудем перед
самой смертью обратить внимание на природу
своего ума, - то то, что мы ощутим, будет совсем не
похоже на обычную тренировку в медитации покоя.
Сила эмоции позволяет значительно сильнее
ощутить суть сознания.
То же бывает,
когда мы действительно разгневаны; настолько,
что ощущаем себя пламенем пылающего
всепоглощающего гнева. Если мы распознаем свое
естественное лицо и просто отпустим поводья, в
этот момент состояние пробужденности окажется
абсолютно обнаженным и гораздо ярче, чем бывает
обычно. Или же, если мы внезапно испытываем
сильный испуг (например, если за нами гонится
стая злобных собак), и ум цепенеет, и если мы
вспомним в этот момент (как бы сложно это ни было),
что нужно распознать суть ума, - то именно в это
время прозрение будет несравнимо сильнее
прозрения, достигаемого практикой медитации.
Таким обра-зом, большая противоречивость
теперешнего времени - это именно та причина, по
которой учения Ваджраяны охватят весь мир, как
лесной пожар.
Существуют три
разных подхода к применению Ваджраяны на
практике: можно принять в качестве пути основу,
сам путь или плод созревания. Легко понять, о чем
идет речь, используя аналогию фермера или
садовника. Принять в качестве пути основу (или
причину) то же, что возделывать землю и сеять
семена. Принять в качестве пути сам путь - это то
же, что поливать, удобрять и пропалывать огород.
Принять же в качестве пути плод - это просто
сорвать созревший фрукт или распустившийся
цветок. Поступать так - принимать полный
результат, само состояние просветления в
качестве пути - это подход Дзогчена. Это и есть
Великое Совершенство.
Основное учение
изначального учителя - Будды Самантабхадры - это
Дзогчен, Великое Совершенство. Учения Дзогчена -
это вершина девяти колесниц. До того, как Дзогчен
появился в мире людей, эти учения
распространялись путем "Гьялва Гонг-Гью"
("Передача От-Ума-К-Уму Победоносных") в трех
божественных мирах: сначала в Акаништхе, затем в
Тушите и, наконец, в мире тридцати трех Богов,
мире Индры и его тридцати двух вассалов-царей,
расположенном на вершине горы Сумеру.
Есть два типа
Акаништхи. Абсолютная Акаништха, часто
называемая дворцом Дхармадхату, - это состояние
просветле-ния всех Будд. Есть также
символическая Акаништха, пятый из Пяти Чистых
Миров; он находится еще в пределах Миров Формы и
расположен в небе над горой Сумеру.
Символическая Акаништха - высший из семнадцати
Миров Формы; над ним уже начинаются Бесформенные
Миры. Вообще говоря, вся сансара состоит из трех
областей - Миры Желания, Миры Формы и
Бесформенные Миры. Над Мирами Желания семнадцать
миров образуют область Миров Формы. Еще выше -
Четыре Бесформенных Мира, иногда называемых
"Четыре Сферы Бесконечного Восприятия".
Утверждение "все будды пробуждаются к полному
и истинному просветлению в мире Акаништха"
относится к Дхармадхату, а не к символическому
миру Акаништхи.
Продолжим. После
Акаништхи учения распространялись в мире Тушита,
еще одном из Миров Формы, где теперь обитает
Будда Майтрейя. После этого учения
распространились в Мире тридцати трех богов, в
Мирах желания. Самантабхадра в своем аспекте
Ваджрадхары преподавал их во дворце Индры,
называемом Обитель Полной Победы, на вершине
горы Сумеру. Это был рассказ о распространении
учения в трех боже-ственных мирах.
Вообще говоря,
принято считать, что 6 400 000 учений Дзогчена принес
в наш мир Гараб Дордже, первый
человек-видьяд-хара; а он, в свою очередь, получил
эту передачу прямо от Будды в аспекте
Ваджрасаттвы. Сначала эти учения появились в
Уддияне, а позже распространились по Индии и
Тибету. До эры Будды Шакьямуни учения Дзогчена
давались в нашей части Вселенной другими
буддами, которых называют "Двенадцать
Учителей Дзогчена". Будда Шакьямуни обычно
считается четвертым учителем этой Великолепной
Эпохи; великолепной потому, что за ее время
должны появиться тысяча будд. И хотя в этом
контексте Шакьямуни известен как четвертый
учитель, в ряду учителей Дзогчена он является
двенадцатым.
В мире не могло
быть учений Дзогчена без появления будды,
поэтому мы должны считать Будду Шакьямуни одним
из главных учителей, передававших эти учения. Он
действительно давал учения Дзогчена, хотя и
необычным образом. Его обычные учения получали, в
основном, те, кто имел кармическую связь с
учениями, подходящими для шраваков,
пратьека-будд и бодхисаттв. Не то чтобы им не
разрешалось получать учения Дзогчена; их
кармическая удача была такова, чтобы получить
учения, соответствовавшие им. А учения Дзогчена
(равно как и другие учения Ваджраяны) Будда давал,
сначала порождая мандалу божества, а затем
раскрывая тантрические учения собравшимся в
этой мандале. Это, однако, выходило за грань того,
что могли воспринять обычные люди.
Учения Дзогчена
запечатаны тремя печатями секретности:
"изначальная секретность" означает, что они
само-секретны; "тайная секретность" - что они
не очевидны для всех, и "сокрытая
секретность" - что они специально хранятся в
секрете. Все будды учили Дзогчену, но никогда так
открыто, как в эпоху Будды Шакьямуни. В течение
этого периода даже слово "Дзогчен" известно
на весь мир и слышится во всех его концах. Но,
несмотря на их распространенность, сами по себе
учения, точные инструкции, запечатаны печатью
тайны.
В своей
совершенной мудрости Будда Шакьямуни учил,
всегда исходя из способностей своих учеников.
Другими словами, он никогда не учил тому, чего
человек не смог бы понять. Он приспосабливал свои
учения так, чтобы они были доступны слушателям и
подходили им. Поэтому мы можем сказать, что те,
кто слушали его учения, воспринимали только то,
что было им доступно. Впоследствии, когда они
повторяли то, чему их научил Будда Шакьямуни, их
пересказ велся в соответствии с тем, что они
восприняли, исходя из своего личного опыта. Но
его учения никак не были ограничены личным
опытом его слушателей, которыми, как гласят
некоторые исторические тексты, являлись шраваки,
пратьекабудды и бодхисаттвы. Учения, вынесенные
ими из слов Будды, содержатся в различных версиях
Трипитаки, в трех собраниях Сутры, Винаи и
Абхи-дхармы. Причина, по которой Будда не давал
шравакам, пратьекабуддам и бодхисаттвам более
глубоких учений, заключается в том, что такие
учения не уложились бы в масштабы их понимания.
Полученное ими называется общей системой Сутры.
В дополнение к общим учениям Сутры (которые он
давал людям на Земле), Будда Шакьямуни учил также
и в других местах Вселенной. Проявляясь там как
божество - централь-ной фигурой в бесчисленных
мандалах - он учил Тантрам. Таким образом, мы
должны понимать, что сам Будда Шакьямуни,
являвшийся в других формах, был ключевой фигурой
в передаче учений Ваджраяны. Это говорится не в
обыденном, а в сокровенном смысле. Поэтому, когда
мы слышим, что Дзогчен - аспект Ваджраяны - был
передан через Гараба Дордже, мы должны знать, что
в действительности его источником был Будда
Шакьямуни в виде Ваджрасаттвы. И отсюда он был
продолжен другими мастерами: сначала Гарабом
Дордже, затем различными индийскими мастерами и,
наконец, Падмасам-бхавой и Вималамитрой.
Наш главный
учитель, Будда Шакьямуни, назначил
Падма-самбхаву своим главным представителем для
преподавания Ваджраяны. Он сказал, что
Падмасамбхава является воплощением Тела Будды
Амитабхи, воплощением Речи Авалокитешвары и
воплощением Ума самого Будды Шакьямуни.
Падмасамбхава пришел в этот мир без помощи
матери и отца, появившись в центре цветка лотоса.
Он жил в Индии более тысячи лет, а потом провел
пятьдесят пять лет в Тибете перед тем, как уйти из
этого мира на перевале Гунгтанг ("Небесная
равнина"), на границе Непала и Тибета.
Появились четыре дакини, подхватили его коня и
унесли в чистую землю, именуемую Гора Цвета Меди.
С тех пор как он
оставил Тибет, он не перестает посылать нам
непрерывающийся поток своих посланников,
представляющих его. Они называются
"тертоны", или раскрыватели сокровищ, и
являются перевоплощениями двадцати пяти его
основных учеников. Сегодня мы называем этих
мастеров в их различных перевоплощениях "Сто
восемью Великими Тертонами". Много веков они
являются для того, чтобы открыть сокровища
"терма", скрытые Падмасамбхавой по всему
Тибету ради блага грядущих поколений. Эти терма
обнаруживаются в виде писаний, наставлений,
священных веществ, драгоценных камней, объектов
почитания и т.д.
Многие из этих
тертонов открывали спрятанное Падмасам-бхавой
настолько впечатляющим образом, что даже сильно
сомневающимся приходилось признать подлинность
этих терма. Иногда тертон открывал твердую скалу
в присутствии четырехсот - пятисот человек и
доставал то, что было скрыто в ней. Открыто
совершая подобные чудеса и позволяя людям видеть
такое собственными глазами, тертоны полностью
рассеивали весь скептицизм. Благодаря
непрекращающейся активности Падмасамбхавы,
такие тертоны продолжают появляться вплоть до
сегодняшнего дня. Таким образом, учения терма
происходят от самого Падмасамбхавы и
раскрываются несомненным прямым путем. И это не
просто какая-нибудь давнишняя легенда: даже в
наши времена эти великие тертоны могли совершать
чудеса; например, проходить сквозь твердую
материю и летать по небу.
Учения Ваджраяны,
в частности учения Дзогчена, состоящие из
семнадцати основных тантр, были принесены в
Тибет и распространены там Падмасамбхавой и
Вималамитрой. В Индии эти учения
распространялись многими мастерами, но Тибет их
передачей обязан, в основном, доброте
Падмасамбхавы и Вималамитры. Многими веками
позже, когда Атиша прибыл в Тибет, он посетил
огромную библиотеку в Самье и был пора-жен. Он
сказал: "Эти сокровища, видимо, попали сюда из
миров дакинь! Я никогда не слышал, чтобы где-либо
в Индии было столько тантр". Атиша признал, что
учения Ваджраяны расцвели в Тибете гораздо
сильнее, чем в Индии.
С появления
буддизма в Тибете до сегодняшнего дня не
оскудевает непрекращающийся поток открытий в
виде новых передач терма. Вот некоторые из самых
знаменитых: "Ньинг-тиг Ябши" ("Четыре
Ветви Сути Сердца") Лонгченпы, "Тава
Лонгъянг" ("Широкое Пространство
Воззрения") Дордже Лингпа, "Кончок Чиду"
("Воплощение Трех Драгоценностей"), открытая
Джецуном Ньингпо; "Гонгпа Сангтал"
("Беспрепятственная Реализация
Самантабхадры"), обнаруженная Ригдзином
Годемом.
Было и
неисчислимое множество других. Немногим более
ста лет тому назад Джамьянг Кхьенце Вангпо
раскрыл "Чецун Ньингтиг" ("Суть Сердца
Чецуна"), а Чокгьюр Лингпа обнаружил
"Кунгзанг Туктиг" ("Сердечную Сущность
Самантаб-хадры"). Таким образом, линии Дзогчена
постоянно обновляются открытиями новых терма.
Может возникнуть
вопрос - зачем громоздить все новые и новые кучи
дзогченовских писаний? Здесь затрагивается
очень важный пункт - чистота передачи. С тем, как
учения передаются от поколения к поколению,
вполне вероятно, что в них могут вкрасться
загрязнения (или нарушения) самай, уменьшая
благословение, содержащееся в них. Чтобы
противодействовать этому, Падмасамбхава в своем
неизмеримом состра-дании и мудрости постоянно
дает нам свежие скрытые сокровища. Нет ничего
глубже, чем Три Раздела Дзогчена: Раздел Ума,
Раздел Пространства и Раздел Наставлений.
Расстояние, отделяющее Будду от практикующего,
предельно мало, когда откровение свежо и прямо,
нет повреждений в линии передачи. Чистота (или ее
отсутствие) находится не в самом учении, а в том,
насколько длинна линия передачи. Вот почему
происходит постоянное обновление передачи
учений Дзогчена.
Основные ученики
Падмасамбхавы и Вималамитры известны как
"Король и двадцать пять учеников". Все они
добились Радужного Тела: растворения
физического тела в радужном свете в момент
смерти. Такие практикующие оставляют после себя
только волосы и ногти. Чуть позже я расскажу
несколько историй о людях, достигших Радужного
Тела.
Начиная с этих
практиков, много поколений их учеников - подобно
течению реки - также оставляли этот мир в
Радужном Теле. Среди трех кай - Дхармакайи,
Самбхогакайи и Нирманакайи - Самбхогакайя
визуально проявляется в виде радужного света.
Поэтому достижение Радужного Тела в конце жизни
означает прямое пробуждение в состоянии
просветления Самбхогакайи. Ученик великого
тибетского переводчика Вайрочаны, которого
звали Панг Мипам Гонпо, достиг Радужного Тела.
Его ученик также достиг Радужного Тела, и в
течение следующих семи поколений ученики его
учеников, в свою очередь, тоже покидали этот мир в
Радужном Теле. В районе Кхам в Восточном Тибете
было четыре великих ньингмапинских монастыря:
Каток, Палъюл, Шечен и Дзогчен. В монастыре Каток
восемь поколений практикующих достигали
Радужного Тела, начиная с основателя монастыря и
продолжая еще семью поколениями. Практикующие
непрерывно уходят из этого мира в Радужном Теле,
вплоть до сегодняшнего дня.
Еще несколько
примеров: около ста лет тому назад, во времена
Джамьянга Кхьенце Вангпо, жил великий мастер по
имени Ньяг-ла Пема Дудул, достигший просветления
в Радужном Теле. Свидетелями этого были пятьсот
его учеников. А незадолго до китайского
вторжения в Тибет еще один ученик добился того
же. Во время китайского вторжения одна монашенка
из провинции Цанг ушла в Радужном Теле. Я лично
слышал об этом от очевидца и чуть позже расскажу
об этом в деталях. Даже после китайской оккупации
я слышал, что в провинции Голок три или четыре
человека достигли Радужного Тела. Так что это не
просто истории былых времен, это продолжается и
по сей день.
|