ДОСТИЖЕНИЕ Есть два типа реальности. Одна реальность такова, как она видится большинству; другая реальность - это то, как все обстоит на самом деле. Первый тип - то, какими вещи кажутся большинству людей, - называется совместным кармическим явлением существ одного вида. Это значит, что рожденные (благодаря своей карме) в определенном классе, существа видят вещи определенным образом. Если же задаться вопросом о том, как все обстоит на самом деле, все - не более чем видимое присутствие, очевидное мысленное событие. Посмотрите внимательней - по большому счету реально ничто не возникает и не имеет места. Тем не менее, на внешнем (или относительном) уровне кажется, что что-то происходит. Когда йогин достигает совершенства в практике и приходит к стадии, называемой "истощение всех дхарм", все, видимое обычно, исчезает. Помраченные переживания прекращаются; для восприятия такого йогина все явления, вызванные омраченным мышлением, просто перестают существовать. Это не значит, что они прекращаются и для всех остальных. Конечно, если бы все
существа достигли просветления, так оно и было
бы; но, к сожалению, это - чисто теоретический
вопрос. Общие переживания живых существ
распадаются не слишком легко, в то время как
личные помраченные переживания практика могут
уменьшиться и совсем исчезнуть. Не думайте, что ваши
помраченные переживания прекратятся из-за того,
что вы восприняли проблеск недвойственного
восприятия. Переживания не прекращаются; просто
в этот момент растворяется наша поглощенность
внешней видимостью вещей. Чем более растворяется
эта наша внутренняя фиксация, тем больше
пропадает наше внутреннее ощущение прочной
конкретности, пока не наступает состояние,
описанное в песне Гоцангпы Гонпо Дордже из
"Дождя Мудрости": Чем больше мы тренируемся в пробужденном состоянии, в избавлении от фиксации, тем яснее окружающий мир будет видеться таким, какой он есть, - лишенной "твердости" игрой иллюзий. Вот почему великие мастера, пришедшие к достижению, могли ходить по воде, проходить сквозь камень и без вреда для себя находиться в пламени. Падмасамбхаву несколько раз пытались сжечь на костре, но он всякий раз оставался нетронутым огнем. Внешние элементы являются всего-навсего плодом помраченного восприятия. Никто, кроме нас самих, не создавал их; поэтому, когда пушится наша внутренняя фиксация, вместе с ней рушится и их псевдосуществование. "Вся внешняя видимость лишена субстанции, подобно дыму и туману". Мы воспринимаем видимость, но только как магическую игру помрачения. Я хотел бы рассказать
вам несколько историй о мастерах невероятного
достижения, которые силой своей реализации
опровергали то, что казалось незыблемым для
обычных людей (а таких историй множество). Когда кто-то приходит к достижению, такого рода чудеса становятся возможными; на самом деле, они вообще не проблема. В самой глубине Пещеры Асура в Парпинге (долина Катманду) есть туннель, соединяющий эту пещеру с пещерой Янглешо, находящейся полумилей ниже. По нему дует ветер; если сидеть около него, чувствуется сквозняк. Хотя Падма-самбхава мог без труда передвигаться сквозь камень, он пользовался этим туннелем для перемещения из одной пещеры в другую. Когда мы ремонтировали эту пещеру несколько лет тому назад, рабочий нашел это отверстие, из которого дул сквозняк. Он сказал: "Говорят, что Падмасамбхава передвигался по этому туннелю, но эта щель так узка, что в нее может залезть только насекомое или крыса. Может быть, Падмасам-бхава был такого размера!" Другим примером великого достижения был Лонгчен Рабджам. Его называли "небесным йогином", в отличие от "водных йогинов", "йогинов земли" или "йогинов ветра". "Небесный" здесь значит, что его реализация не знала пределов ни в одном направлении. Она была неизмеримой, вне всякого выражения, вне анализа или представлений. Было невозможно измерить реализацию Лонгченпы. Чтобы действительно иметь представление о непредставимой мудрости Лонгченпы, нужно быть вроде Джигме Лингпа или - по крайней мере - вроде двух его основных учеников махасиддхов Тра Друбчена и До Друбчена. "Друбчен" и означает "махасиддха". Или, во всяком случае, пришлось бы быть похожим на их основных учеников, живших в прошлом веке во времена Джамьянга Кхъенце Вангпо, Джамгона Контрула, Чокгьюра Лингпы и Патрула Ринпоче. Полное имя Лонгченпы было "Самантабхадра, Явившийся В Человеческом Облике, Победоносный Небесный Йогин Лонгчен Рабджам". "Лонгчен Рабджам" буквально значит "всеохватывающее бескрайнее пространство". В термине "небесный йог" слово "пространство" означает - ни центра, ни краев, ни границ. Пространство не вытекает из причин и условий; в нем нет ни начала, ни средней части, ни конца. "Йогин" же означает буквально "связь с истиной", в смысле принятия истины и реализации ее на собственном опыте. |
Если вы хотите узнать
больше о реализации Лонгченпы, обязательно
прочитайте его "Семь сокровищниц"; они сами -
как тантры. Они возникли из неразрушимой
ваджра-сферы в центре его сердца, прошли сквозь
его неразрушимое ваджра-горло и были сказаны его
неразрушимым ваджра-языком. Из-за всего этого они
- воистину неуничтожимые ваджра-слова. Когда Джигме Лингпа три года
и три недели был в строгом ритрите в Самье Чимпу,
ему три раза подряд в видении являлся Лонгчен
Рабжам. Радужное тело с
остатком приносит больше пользы другим
существам, поскольку после смерти остаются
"святыни". В частности, его мозг стал одной
большой святыней. Это был особый сорт святыни,
так называемый "шарирам" - цельный предмет
белого цвета с желтоватыми узорами,
напоминающими слоновую кость. Когда великие ламы
посещали округ Лходрак, где хранилась святыня,
они всегда просили частицу ее. В моем монастыре в Дзонг-го Линге тоже был кусочек этой святыни величиной с сустав пальца. Однако настало время, когда Тибетское правительство закрыло доступ к сокровищнице и запретило людям откалывать куски мозга Лонгченпы. А потом пришли китайцы и уничтожили храм, в котором он хранился, так что теперь он, вероятно, потерян или уничтожен. Я пока еще не слышал, чтобы кто-то спас или спрятал его. Таким образом, даже его физическое тело долгое время было способно приносить пользу другим. Лонгчен Рабджам был
современником Третьего Кармапы, Рангджунга
Дордже. У них был один и тот же учитель, великий
Видьядхара Дзогчена, известный под именем
Кумарараджа. Поэтому Кармапа Рангджунг Дордже
держал линии как Махамудры, так и Великого
Совершенства. Однажды на рассвете, когда Рангджунг Дордже находился в строгом ритрите в маленькой хижине под скалой, находившейся над его основным монастырем в провинции Кхам, ему явился Вималамитра в теле мудрости (тело, состоящее из радужного света). Он растворился в точке между бровей Рангджунга Дордже. Впоследствии Рангджунг Дордже записал то, что теперь называется "Карма Ньингтиг", или "Суть Сердца Кармапы", полную систему учений Дзогчена. Рангджунг Дордже был известен как мастер Махамудры, но в действительности он практиковал и Махамудру, и Дзогчен. То же можно сказать о Миларепе, который однажды спел: "Я поведаю вам историю о том, как я сошел с ума. Сначала сошел с ума Тило Шераб Сангпо, Праджнябхадра. Потом после него сошел с ума Наропа, Великий Пандита. После него сошел с ума Великий Переводчик Марпа. Теперь я, Миларепа, тоже стал сумасшедшим! Порочное, демоническое влияние учений Срединного Пути свело меня с ума спереди. Безумные учения Махамудры сделали меня сумасшедшим сзади. Демон Великого Совершенства в моем сердце полностью снес мне рассудок! Вот как случилось, что я стал безумным!". По правде говоря, не только Миларепа, а большинство мастеров практиковали как Махамудру, так и Дзогчен. В линии Кагъю говорится:
"Часто львята снежной львицы бывают сильнее
матери". Часто ученики имеют более сильное
влияние, чем их учителя. Когда Селтонг Шогом
умер, дакини взяли его тело и поместили его в
ступу, а ступу поставили в пещеру. Пещера
находилась на уровне пятнадцатиэтажного дома, и
к ней не вело никакой дороги или тропки. Это не просто легенда далекой старины: я сам был там и видел эти знаки. Поскольку все ученики Селтонга Шогома освободились одновременно и ушли из этого мира, не осталось никого, кто продолжил бы его линию. Так она и закончилась. Такие же истории можно рассказывать о ранних мастерах линий Дрикунг Кагъю и Друкпа Кагъю. Мастера, ученики и ученики их учеников - они становились все сильнее и сильнее, прямо как в этой поговорке про львицу и львят. Действительно, бывает, что ученик становится сильнее учителя. Вот вам еще одна история о Радужном Теле. Во времена Кхъенце и Конгтрула был один человек, обретший Радужное Тело; об этом много говорили. Этого человека звали Ньягла Пема Дуддул, и много народа видело, как это произошло. Я лично знаю о двух людях, покинувших эту жизнь в Радужном Теле. Один из них был практиком Ваджраяны из области Дерге. Другая монашенка обрела Радужное Тело в коровьем сарае в хозяйстве матери одного из моих учителей. Свидетелями этого было несколько человек; мне эту историю рассказал Второй Джамгон Конгтрул, отчего я и уверен, что эта история правдива. Брат Джамгона Конгтрула, очень высокий и симпатичный парень, видел это своими глазами. А было все так. По их
деревне проходила старая монашенка-паломница.
Увидев зажиточный дом, она попросила дать ей
место для короткого ритрита. Хозяева предложили
ей для этого один из пустых сараев, где обычно
стояли коровы. Она сказала им: "Я использую ваш
сарай для строгого ритрита на одну неделю. Я хочу,
чтобы вы запечатали дверь. Завалите ее камнями,
пожалуйста. Я не хочу, чтобы меня беспокоили". Даже после прихода
китайцев два или три человека в Голоке достигли
Радужного Тела. Ньошул Кхен Ринпоче, очень
аккуратно относящийся к таким историям, ездил в
Тибет и, опросив массу свидетелей, выяснил, как
звали этих людей и где они жили. Он очень
тщательно записывает все детали подобных
проишествий. Двое из них достигли Радужного Тела.
Третьего долго избивали китайцы; неожиданно он
начал левитировать и поднялся вверх, так что они
больше не могли достать его. Традиция терма дает прямые наставления о том, как достичь Радужного Тела. В традиции Кагъю говорится, что ум растворяется в Дхармате, в то время как тело распадается на атомы. Из восьмидесяти четырех махасиддхов Индии, ни один не оставил после себя трупа. Из двадцати пяти учеников Гуру Ринпоче только один оставил после своей смерти физическое тело. Его имя - Лангчен Палгьи Сенге, и тело его до сих пор находится в ступе в Паро Таксанге. Создается впечатление, что в наше время люди просто не очень усердны. Они не применяют себя к учениям, не практикуют день и ночь. Это единственное отличие сегодняшней ситуации от прошлого, когда существовало так много великих практиков. Сами по себе учения существуют до сих пор, они передаются по непрерывной линии передачи и никуда не исчезли. Вот еще одна интересная
история о практике, добившемся высокой стадии
достижения. Я слышал ее от своего дяди, который
никогда не обманывал меня, поэтому я чувствую,
что история правдива. Дело было в становище
великого махасиддхи Шакьи Шри в Центральном
Тибете. Через год этот лама вернулся и снова остановился в становище. Он рассказал, что зомби прошел весь путь до Ситаваны, где и был кремирован. Лама оставил останки своего жертвователя и весь обратный путь до Тибета был вынужден нести свои вещи сам. Терсей Тулку говорил потом, что так и не уверен, не подшутил ли над ними этот лама. Кто может сказать, был ли на самом деле ум в этом мертвом теле? Когда человек достигает определенной степени стабильности в ригпа, он приобретает способность своей волей передвигать материальные объекты; может быть, лама так шутил. Все равно, даже если это так, то шутка была весьма примечательной. Этот лама определенно был мастером, очень многого достигшим. Эта история совершенно правдива. В настоящих зомби есть
одна опасность. Если зомби коснется вашей головы,
вы тоже превращаетесь в зомби. Вот почему ламе
приходилось все время держать зомби в поле
зрения. Если бы мой дядя (который был также одним
из моих гуру) не видел всего этого собственными
глазами, я бы не поверил этой истории. Но он видел
все это сам. Множество реализованных мастеров владели ясновидением или сверхвосприятием; это хорошо видно на примере Кармап. Наше теперешнее сознание загромождено и заслонено измышлениями. Когда умопостроений нет, возможно знать мысли других. Причиной этого является то, что мысли движутся в одной и той же основной природе. То, что думает один человек, может появиться в мозгу другого, как образ, отражающийся в зеркале. Зеркалу не приходится прилагать никаких усилий, чтобы в нем отразился образ; это происходит само собой. Таким же образом будда видит все три времени во всех направлениях - одновременно, ясно и без всякого усилия. Таким был мой учитель Самтен Гьяцо. Он часто произносил вслух то, что думали другие. Многие именно поэтому не осмеливались появляться у него; когда он говорил, что они думают, они пугались. Думайте об этом так: когда небо не скрыто облаками, оно только одно; нет двух разных небес. Таков незамутненный ум йогина. Кхакъяб Дордже, 15-тый Кармапа, был выдающимся великим мастером, невероятно образованным и добившимся очень высокого уровня достижения. Он владел незамутненным ясновидением и был, вероятно, одним из величайших мастеров своего времени. Однако он не полностью контролировал свое ясновидение. Он знал, например, когда умрут некоторые конкретно взятые ламы и где они переродятся; знал, даже когда его никто не спрашивал об этом. Часто, когда приходила группа лам, ищущих нового тулку, у него уже было написано письмо со всеми обстоятельствами следующего перерождения этого тулку. С другими ламами, однако, Кармапа мог увидеть обстоятельства перерождения только в том случае, если Сангха делала специальный запрос, и таким образом создавались благоприятные обстоятельства. Но бывали случаи, когда он не видел ничего, даже если его просили об этом; он говорил: "Все окутано туманом". Это, как он объяснял, происходит из-за проблем между умершим ламой и его учениками. Если между ламой и его последователями возникали раздоры и разлад, детали его следующего перерождения были плохо различимы, как бы в дымке. Кармапа сказал: "Худшее препятствие для ясного распознавания тулку - разлад между гуру и его учениками". В таких случаях ничего нельзя было поделать; обстоятельства следующего перерождения оставались невидимыми. Другим невероятным
мастером с незамутненным ясновидением был
Джамьянг Кхъенце Вангпо. Таши Озер, великий
кхенпо из монастыря Палпунг в Восточном Тибете,
рассказывал, что однажды он встретил Кхъенце
Вангпо, который сказал ему: "О, бедный кхенпо,
как тебе достается! С утра до ночи ты хлопочешь
обо всем этом". И он начал перечислять все, чем
кхенпо приходилось заниматься. Он знал все,
каждую мельчайшую подробность. "Тебя
действительно заботит все это; у тебя совсем нет
свободного времени". Кхъенце Вангпо знал, как
занят был Таши Озер, днем и ночью. Потом он сказал:
"Все эти люди внизу, в деревне, они так полны
беспокоящих эмоций. У них так много проблем, не
правда ли?". Таши Озер был вынужден сказать:
"Да, это правда, Ринпоче", - даже если он не
обладал таким ясновидением, потому что Кхъенце
Вангпо не терпел возражений и сердился, если ему
перечили. Ему всегда нужно было отвечать: "Да,
Ринпоче". |