В Крийя-тантре, первой
из внешних тантр, практики находятся на грани
понимания этого пункта. В Упайя и Йоге они
приближаются к нему очень близко, но реально еще
не там. В случае внешней Ваджраяны, воззрение
чистоты больше похоже на предположение; практик
воображает себе, что за пределами его жизненного
опыта существует некое божество. Он воображает себе это, делая
подношения и призывая это божество, - чтобы оно
появилось откуда-то и даровало свои
благословения. Как если бы он думал: "Вот я
здесь, простой человек. Божество, существо,
высшее по отношению ко мне (как король), сойдет с
небес надо мной, и я умолю его даровать мне
сиддхи". Таков общий подход в практиках Крийя,
Упайя и Йога-тантры. Маха-йога придерживается
другого подхода; здесь указывается, что все, что
появляется и существует, уже является
всеохватывающей чистотой. То, что появляется и
существует; все элементы и совокупности - уже
мандала Победоносных. В Ану-йоге вы думаете:
"Это тело - мандала Победоносных". В Ати-йоге
сознание - мандала Победоносных, а три ваджры
осуществлены в нашем жизнеощущении. Вот как
отличаются друг от друга разные уровни учений.
Повторю еще раз: все, что
проявляется и существует, безначально является
буддами женского и мужского родов;
всеохватывающей чистой мандалой Победоносных.
Гораздо важнее понять это, чем просто сидеть и
читать вслух строки молитв. Конечно, практика
садхан приспособлена к нашему сансаричес-кому
сознанию; в ней много атрибутов, на которые мы
реагируем. Божества, например, имеют схожие с
человеком свойства, у них тела разных цветов, они
обитают в огромных и прекрасных дворцах.
Когда мы призываем их
прийти к нам из этого "другого места", мы
предлагаем им еду и говорим им, как они хороши, -
точно так же, как мы поступили бы по отношению к
гостям. Все очень доступно и понятно, не правда
ли? Однако суть практики садханы не в этих
социальных тонкостях. Суть практики садханы -
понимание основной чистоты.
Чтобы истинно
практиковать стадию развития, нужно дать своей
визуализации появиться из пространства трех кай
и развернуться, - а потом завершить ее, растворяя
все в том же пространстве. Иначе не будет
подлинных начала и конца. Как я уже упоминал
ранее, вы начинаете с шаматхи таковости, т.е. с
великой пустоты. Чтобы правильно практиковать
это, вы должны узнать естественное состояние
пустоты. Это реально возможно сделать; нет
необходимости воображать или придумывать
пустоту. В системе Сарма вы произносите мантру
шуньяты и говорите себе: "Все становится
пустотой" - и потом представляете себе это. Из
этой пустоты обычно появляется темно-синяя
треугольная мандала пространства; за ней следуют
мандалы земли, воды и т.д. Наконец, на вершине горы
Сумеру возникает небесный дворец с четырьмя
стенами и четырьмя воротами и т.д. Так
выполняется обычная стадия развития. Но на самом
деле, не узнав сначала естественного состояния
пустоты (Дхарма-кайи), вы не сможете реально,
подлинно заниматься стадией развития.
Чтобы дать проявиться
подлинной стадии развития, нам нужно растворить
все в пустоте, а затем дать мандале проявиться из
этого состояния. Постичь божество мы должны в
самом начале - т.е. во время посвящения
(инициации). А поскольку божество по сути своей
есть недвойственное осознавание (пробужденное
состояние), пока мы не узнаем такое состояние, у
нас нет действительного божества, тренироваться
быть которым (и реализовать которое
впоследствии) мы намереваемся.
Поэтому, чтобы тренироваться в настоящей стадии
развития, мы не можем обойтись без того, чтобы нам
указали подлинную природу нашего ума.
Упражнение в простом
представлении себе божества - это всего-навсего
мышление, которое никогда не сможет превратиться
в реальное божество.
Из этого состояния
пустоты дайте проявиться состраданию; затем, из
неразделимого единства пустоты и сострадания,
появляется семенной слог. Без этого единства
пустоты и сострадания невозможно практиковать
стадию развития.
Просто представлять
себе садхану - труд, обычные строительные работы.
Это как строить храм: все начинается с глины,
потом из камней строятся стены. Если вы
измышляете (садхану) таким образом, она не
становится жилищем богов; это всего-навсего еще
одно человеческое жилище. Божества не состоят из
плоти и крови; они - видимая пустота. Жилищем
божества должна быть мандала пяти элементов с
горой Сумеру, двойным ваджрой и небесным дворцом.
Это, буквально, неизмеримый дворец, в том смысле,
что он - вне измерений. Если бы божество состояло
из плоти и крови, тогда можно было бы строить
конкретный дворец, приглашать божество
заселяться туда и говорить: "Самантабхадра,
присядьте сюда, пожалуйста. Сейчас подоспеет
обед!".
Цель тренировок в
стадии развития - разобраться с обычным,
сансарическим состоянием ума, видящим
двойственность там, где нет никакой
двойственности субъекта и объекта; никакого
разделения на внешний воспринимаемый объект и
внутренний воспринимающий субъект. Мы видим
недвойствен-ное как двойственное. В
действительности все неразделимо. Молено ли
отделить жар от пламени, влажность от воды или
сладость от сахара? Точно так же невозможно
отделить воспринимающего от воспринимаемого.
Единство значит "не два, а одно". При
реализации чистого единства возможен ли ад и
кто-то, кто перерождается в нем? С другой стороны,
если присутствует двойственность, тогда есть и
место, и тот, кто в этом месте перерождается.
Главное, что нам
надлежит узнать, - это состояние нераздельной
пустоты и осознавания. Чистое восприятие не
является объектом нашего узнавания, так же как мы
сами не являемся субъектом, узнающим его. Пока мы
непрерывно восстанавливаем двойственность, пока
она не становится единством, никакого
просветления нет и быть не может. Но не гонитесь и
за "единством". Двойственность должна стать
единством, и это единство должно быть
безобъектным, бес-следным. Оно не есть нечто, что
нужно поддерживать при медитации, ибо здесь нет
"двух"; нет субъекта и объекта. Есть просто
единство. Он - Самантабхадра. Я - Самантабхадра.
Когда признаешь это
основное состояние, все появляющееся и
существующее становится всеохватывающей
чистотой. Но говорить в этом контексте слово
"становится" тоже неверно, поскольку оно не
"становится", оно всегда было. Упуская это из
вида, вы пропускаете нечто жизненно важное, нечто
очень существенное. Такое действие называется
"знать сто, упуская одно".
Мы можем быть
специалистами в сотне областей, но, не узнав
природу собственного ума, мы все равно можем
оказаться в трех нижних мирах.
До тех пор, пока вы не знаете естественного
состояния ума, вы не можете исключить
возможность попадания в три нижних мира; вы еще
не исчерпали возможностей низкого перерождения.
Другая пословица гласит: "Пока вы не узнали
ключевую точку ума, вы все делаете
шиворот-навыворот". Пока вы не знаете природу
ума, где он - путь к освобождению? Кроме знания
природы ума, какой другой метод ведет к
освобождению? Если вы не узнали этот ключевой
пункт сути сознания, все, что бы вы ни делали,
уводит в сторону.
Не имеет значения, как велик ваш успех в мирских
делах. Но если простой носильщик будет нести свою
ношу, осознавая суть ума, он станет
просветленным, не делая ничего другого. Если
носильщик знает суть ума и тренируется в ней, он
превзойдет три мира сансары одновременно с
несением своего груза. И как только он начнет
летать в небе, никто уже не сможет взвалить ему
ношу на спину. Если практиковать сущностные
наставления, так и происходит; и это изумительно.
С другой стороны,
представьте себе, что умирает правитель всего
мира; от него остается обычный вонючий труп. Он
скитается в бардо в полной беспомощности: все,
достигнутое им; все, приобретенное им; все,
покоренное им в течение жизни, оказалось в итоге
ничем. Его жизнь была упражнением в абсолютной
тщетности; он ничего из нее не вынес. Ну, и кто он в
сравнении с носильщиком, практиковавшим и
научившимся летать?
Суть в том, что нельзя
достичь просветления, накапливая деньги, власть
и престиж. Если бы дело было в них, бедняки
никогда не смогли бы достичь просветления, А это
не так. Будда говорил: "Будьте бедными. Живите
вдали от людей всю оставшуюся жизнь и одиноко
умрите в пещере".
В наши дни Дхарма
поставлена с ног на голову. Вот почему так мало
людей становятся просветленными. Вместо того,
чтобы жить бедно и не беспокоиться о
безопасности и комфорте, все нацеливаются быть
богатыми. Став богатыми, люди превращаются в
рабов своей собственности; днем они сторожат ее,
а ночью не спят от страха, что с ней что-то
случится. Здесь и закрадывается самообман. У
Будды не было своего дома. Он спал в лесу под
деревьями, или в выемке скалы.
Сам Будда был в высшей
степени беден. Если посчитать его материальную
собственность, мы насчитаем разве что его
дхарма-одеяние, чашу для подаяния и фильтр для
отцеживания воды. Чаша для подаяния была нужна
каждый день для сбора еды. Что положат тебе
сегодня в чашу, то и есть твой обед. Бывало, что
семья может пожертвовать только семь орехов, и
монаху приходится обходиться этим. Так что Будда
был самым нищим даже среди бедняков.
Будда никогда не
говорил: "Копите деньги". Будда был
чрезвычайно добр и учил без различения: богатые и
бедные имеют равные возможности просветлеть.
Благодаря доброте Будды, нищие могут стать
просветленными.
Как это ни печально,
богатым обычно это не удается. Старые мастера
Кадампы говорили: "Поручи себя Дхарме. Поручи
Дхарму бедности. Пусть бедность даст тебе
возможность жить в пещере до самой смерти".
|