Апология Америки,
8 апреля 2007
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте
все! Сегодня - к черту политкорректность; раз Америку принято ругать, то
должен быть хоть кто-то, кто скажет о ней что-нибудь хорошее.
Одна
знакомая трактористка рассказывала, что все важные изобретения XX века были
сделаны тамплиерами - вернее, их преемниками. Конечно, она имела в виду
телевидение, интернет, мобильные телефоны и другие прочные вещи - но мне
захотелось проверить - насколько это относится к музыке. Ведь не секрет, что
наша передача по традиции относится к Соединенным Штатам
Тамплиеров не слишком всерьез.
Вот я и
решил - не отказываясь, впрочем, от своего заведомо предвзятого отношения к
Америке - восстановить историческую справедливость. Результаты моего
анализа, признаюсь, удивили
меня самого.
Frank
Zappa - Concentration Moon
Оказывается,
из Соединенных Штатов произошли (перечисляю): джаз, блюз, рок-н-ролл, панк,
фанк, кантри, диско, хаус, рэп - вот далеко не полный список. Да собственно,
электрогитары и синтезаторы тоже появились на свет не в швейцарских Альпах.
Не будет
преувеличением сказать, что все новое в популярной музыке XX века пришло к
нам с американского континента. Простым совпадением этого не объяснить. Это
математически невероятно. Особенно учитывая, что за весь XIX век, когда
великие композиторы прыгали по Европе, как кролики, в Америке не происходило
ровным счетом ничего. Что-то, вероятно, изменилось в
мире.
Легко можно
представить себе, как в начале XX века где-нибудь глубоко под Манхеттеном, в
полутемном зале, освещаемым только светом факелов, собрались все главные
тамплиеры, чтобы решить - как жить дальше. И самый главный сказал: "А теперь
пришло время преобразовывать человечество путем распространения неслыханной
доселе музыки"; а потом открыл священную книгу и прочитал:
"Глядите, звери, в этот мир,
Там зверь ютится, наг и сир,
А мы, подняв науки меч,
Идем от мира зло отсечь".
Так,
наверное, сказал главный тамплиер. И немедленно выпил.
Byrds
- Lay Down Your Weary Tune
Принято
считать, что рок-н-ролл был главным американским козырем XX века. Но
на самом деле все началось гораздо раньше.
Новоизобретенные
граммофоны играли новоиспеченный джаз; весь мир замер и прислушался. В
20-30-е годы идущая из Америки джазовая лихорадка охватила весь мир; даже в
"Мастере и Маргарите" на балу у Воланда играет не что-нибудь, а джаз-банд.
Люди с тонким вкусом содрогнулись и начали заранее оплакивать смерть
культуры. Однако, культура оказалось более живучей, чем тогда казалось:
сегодня эта "адская какофония" звучит очень даже патриархально.
Glenn
Miller - On a Little Street In Singapore
Так что,
несмотря на пугающие пророчества, культура выжила, и более того - ужасный и
варварский джаз превратился в сложную элитарную музыку, во многом
вдохновленную духом того же Востока. И дал начало новой варварской музыке -
рок-н-роллу, который считался уже окончательным падением культуры. А
рок-н-ролл привел к еще большему распространению духовных идей по всем
концам света. Истинно, истинно сказано: "Чтобы зерно взошло, оно должно быть
похороненным".
И я снимаю
шляпу перед теми, кто каждый раз начинал что-то
новое, совершенно не считаясь с реакцией всего остального мира.
Хотя,
немного зная американцев, должен признаться, что - скорее всего - они даже
не подозревали о существовании всего остального мира. Ну и что? Ведь плодами
их необузданной радости до сих пор пользуемся все мы.
Little
Richard - Bala Lama Bama Loo
Однажды мне
довелось сидеть на холме где-то в Лос-Анжелесе, из выставленного на улицу
джу-бокса играло что-то подобное, и я вдруг ясно осознал, что ведь весь
остальной мир совершенно себе не представляет - что такое настоящий
рок-н-ролл; и более того - нигде, кроме как в Америке этого не понять.
И много раз
я, как ребенок, ловился на это - влюблялся там в какую-то музыку, привозил
ее сюда, чтобы поразить всех друзей новым сокровищем - и вдруг видел, как
она вянет на глазах, как пальма, пересаженная в тундру. Но, как зерно, попав
в почву, умирает и возрождается, так же и музыка,
попав в новую почву, в итоге дает новые всходы.
И, конечно
же, очевидная вещь - что вся новая музыка, о которой мы сегодня говорим,
поначалу была создана чернокожими американцами, и лишь потом была подхвачена
и национализирована . Но дело тут не только в африканской крови - иначе эта
музыка шла бы прямо из Африки.
Нет, самое
интересное наступало, когда в создании музыки участвовало две традиции - и
черная, и белая; Элвис Пресли - лучшее тому подтверждение. Недаром Sam Phillips; человек, обнаруживший Элвиса, еще до знакомства с ним говорил "Дайте
мне белого, который будет петь, как черный, и я переверну мир". Так
и вышло. И вышло - почему-то - именно в Америке.
Elvis
Presley - Anyway You Want Me
Безусловная
отличительная черта психологии настоящего американца - если они что-то
делают, то они не знают, что так делать не принято.
Поначалу
Америка была населена выходцами из Европы, бежавшими на новый континент от
религиозных притеснений. Они буквально оставили старый мир. А значит и его
культуру. Решили все изобрести по-новой. Такими они остались до сих пор.
"Раз мы живем в Новом Свете, - полагают они, - то законы Старого света нам
не указ". Или, как сказал Марк Твен: "Американец
- человек, который делает что-либо, потому что так не делали раньше."
Поэтому
иногда и получаются у них новые и замечательные вещи.
James
Brown - I Feel Good
Историк
Иосиф Флавий в I веке нашей эры писал, что секта ессеев (о которой мы при случае
еще поговорим) верила, что души добродетельных проживают далеко за
океаном, на дальнем Западе; в стране, где их не тревожат шторма, снег или
чрезмерная жара - а местонахождение этой земли отмечено звездой, имя которой
Мерика. Специалисты утверждают, что уж ессеи знали, о чем говорят.
Те же
специалисты уверяют, что тамплиеры, девять лет ведя раскопки под храмом
Ирода в Иерусалиме, в надежде раскопать мистические святыни, в итоге
обнаружили именно их тайные документы; тайные - потому что проливали новый
свет на происхождение христианства. Благодаря этим документам они и открыли
Америку - землю под звездой Мерика - на век ранее Колумба.
У кельтов,
кстати, была похожая легенда о земле за океаном. Они называли ее - Земля
Западной Звезды. Да и викинги тоже были в курсе. В общем, о существовании
Америки знали все, кому не лень.
Bruce
Springsteen - Thunder Road
В итоге,
Земля Западной Звезды в конце XV века все-таки была открыта широкой
публикой. Мало-помалу ее населили искатели приключений из Европы. Кто-то
ехал туда строить новый, неиспорченный мир, кто-то бежал туда в надежде на
счастье, кто-то попросту был туда сослан. В итоге, на карте мира появился
новая страна. Соединенные Штаты Америки.
К несчастью
- появилась на костях старой; природное население Северо-Американского
континента - индейцы - было жестоко выжито, и духи земли так и не простили
этого новоприбывшим. Поэтому, сколько ни ездить по стране, всегда будешь
чувствовать пустоту и немоту этой земли. Духи обиделись и до сих пор не
разговариют с новоприбывшими. В этом - отчасти - причина того, о чем один
умница заметил: "Америка
- это единственная страна, перешедшая от варварства к декадансу, минуя
стадию цивилизации."
Но это -
лишь одна составляющая черта этой фантастической страны. Не наладив контакта
с землей, американцы, почти как Толстой, решили все делать сами.
Вот Джон
Апдайк прокомментировал: "Америка - это огромный заговор, целью которого
является сделать вас счастливыми".
И ведь это
правда. На этих принципах она и была придумана. Жалко, что они, бывает,
путают доллары со счастьем. Но в этом, увы! - они не одиноки... А что до
недостатков - так еще первый президент Соединенных Штатов Бенджамин Фрэнклин
сказал: "Великодушный человек должен иметь несколько недостатков, чтобы не
расстраивать своих друзей".
О
недостаках Америки говорят и без меня, и часто говорят справедливо. Но от ее
недостатков мы не станем ни богаче, ни счастливее. А достоинства ее - наше
общее богатство.
Johnny Cash
- Four Strong Winds
Когда-то
гениальный Наутилус Помпилиус, точно отражая общественное ощущение, спел : "Гудбай,
Америка! Нам стали слишком малы..." ну и так далее по тексту.
Какую
жалость вызывают эти строчки. Жалко лирического героя, перепутавшего
кока-колу с мечтой. Что ж, пусть продожает пить водку, сидя в своей
шлакоблочной засаде. А только мечту не пропьешь.
Америка
продолжает оставаться чудом, вечно манящим на краю горизонта, каким она была
всегда - со времен прямого наследника тамплиеров сэра Уильяма Сент-Клэра ,
та самая Америка, которая оставалась недостижимым миражом для Битлз, Стоунз
и легиона всех остальных.
Да и для
самих американцев - недаром, сколько существует Америка, существуют и
пионеры, которым не сидится на месте, которые всегда уезжают искать новые
просторы, где люди будут по-человечески относиться друг к другу. И до сих
пор американцы продолжают искать эту недостижимую Америку, Землю Западной
Звезды.
Simon
& Garfunkel - America
Так что
заговор тамплиеров увенчался успехом. В XX веке Америка таки дала миру новую
музыку - и спасибо ей за это.
А зло от
мира отсечь никогда не удастся - это может сделать только каждый человек сам
в себе. А музыка - как мы с вами уже прекрасно знаем - лучший ему в этом
помошник.
За сборную
Америки сегодня выступали: Френк Заппа, Byrds, оркестр унесенного на Венеру
живым Глена Миллера, король рок-н-ролла Литтл Ричард, еще более главный король
рок-н-ролла Элвис Прэсли, Саймон и Гарфанкл, стахановец шоубизнеса Джеймс
Браун, чемпион простого люда Брюс Спрингстин, великий герой американской
песни Джонни Кэш и простой пианист Билли Джоэл.
Спасибо
вам!
Billy
Joel - Matter Of Trust
|