Музыка Средних Веков,
30 сентября 2007
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Столько лет мы говорим о музыке и, в конце концов, мне самому стало
интересно - а откуда же пошла европейская музыка?
Oh
Admirabile
Истоки
европейской музыки - как и многого другого в европейской культуре - лежат в
древней Греции. Пифагор, много занимавшийся теорией и практикой музыки,
открыл музыкальные интервалы, прислушавшись - как сообщает легенда - к бою
молотов в кузнице. Вдобавок к известным много тысяч лет духовым и струнным,
греки изобрели орган. Из Палестины в Европу пришла традиция церковного
пения. А достижения Греции перешли по наследству к Римской империи.
Собственно,
Европа, как мы ее знаем, это и есть территория, окультуренная Римом;
недаром, латынь оставалась языком церкви и учености вплоть до XVI-XVII
веков. Когда Римская Империя перестала существовать в 476 году, Европу
объединяло только христианство. Религиозным центром остался Рим, но теперь
вместо цезарей там находился Папа Римский, глава христианства и прямой
наследник Святого Петра.
Политическим
и культурным центром Европы стал Париж. А рассеянные по всей Европе
крепости-монастыри были очагами и хранилищами культуры.
История
известной нам европейской музыки началась с появления нот, которые приобрели
более или менее современный вид благодаря монаху Гвидо Аретинскому где-то в
XI веке.
Lou
Rossignol
В полном
соответствии с матриархатом, первый композитор, о жизни которого нам что-то
известно - женщина; а не просто женщина, а святая - Хильдегарда фон Бинген
(1098-1179).
Родилась
она одновременно с началом первого Крестового похода в большой
аристократической семье; но ребенком была болезненным, и когда ей
исполнилось восемь лет, ее - от греха подальше - отдали в монастырь. Там она
и провела всю оставшуюся жизнь.
Жизнь в
монастыре пошла ей на пользу; она стала неформальной настоятельницей,
написала массу книг по биологии, теологии, ботанике, медицине, писала
литургические тексты, поэмы и музыку; более того - ездила в гастроли с
проповедями и стала настолько известной, что с ней переписывались аж два
римских папы и наставник тамплиеров Бернар Клервосский. А поскольку она с
детства видела видения, в которых ей открывались тайны горнего мира, то и
музыку она писала, напрямую имея в виду гармонию надзвездных сфер. В итоге
она была заслуженно названа Хильдегардой Благословенной и причислена к лику
святых.
Hildegard
Von Bingen - Deus Enim
Но
Хильдегарда фон Бинген - исключение. Мы знаем о ней не потому, что она
композитор, а потому что она святая - а святым тогда уделялось значительно
больше внимания.
Времечко
вообще было веселое. Один за другим бойко шли крестовые походы - а по всей
Европе строились огромные готические соборы, и одним из первых и величайших
был Нотр-Дам, естестественно, в Париже. Его называли "приходской церковью
всех королей Европы".
Он строился
во второй половине XII века, и был еще недостроен, а музыка в нем уже
звучала - и какая! Такой раньше не было - под титаническими сводами
готических соборов музыка звучала по-другому, и писать ее нужно было как-то
по-новому.
И первыми,
кто писал музыку для Нотр-Дама, были два композитора: одного звали Леонен, а
другого - Перотен.
Leonin
- Viderunt Omnes No.2
Конечно
и музыка, и композиторы существовали и до Хильгарды с Леоненом-Перотеном -
просто мы не знаем их имен и не можем расшифровать их ноты. Более того, мы
говорим о церковной музыке - а существовала же и просто музыка, вне церкви.
Но получилось так, что именно церковь записывала и собирала нотные
манускрипты, поэтому нот нецерковной музыки сохранилось не так уж много.
Тысячу
лет назад и сама Европа была немного другой. Там, где сейчас юг Франции и
север Испании, располагалась страна Окситания (чудесное название, оно
происходит от слова "Ок", то есть по-местному - "да"), со своим языком и
культурой, и эта страна была значительно цивилизованасеверян.
В начале
XIV века, воспользовавшись религиозным поводом - альбигойской ересью -
северные бароны, сильно завидовавшие преуспеянию своих южных соседей,
учинили крестовый поход против своих же, и Окситания формально перестала
существовать - хотя жители тех краев до сих считают себя отдельной нацией.
Так вот, именно там, в Окситании, процветала традиция трубадуров и труверов,
идущая из совсем древних времен.
Трубадуры
воспевали рыцарские идеалы, честь и идеальную любовь; и ребята они были
непростые - к их цеху принадлежал алхимик Раймон Луллий, автор первого
романа о Граале Вольфрам фон Эшенбах, короли и князья. Большинство
трубадуров было, конечно родом попроще - зимой они учились, а теплое время
проводили при дворе своих высокородных покровителей.
Одним из
первых известных нам трубадуров был Маркабрю из Гаскони, живший в начале XII
века; Тип был специфический, он писал песни на особом языке, понятном только
посвященным, мрачно отзывался о женщинах и любви, путешествовал от двора к
двору, нигде надолго не задерживаясь; в общем, прообраз всех романтиков.
|
Marcabru
- L'autrier, just una sebissa
Но
вернемся на север.
Жеан де
Лескурэль, сын парижского купца, учился музыке в том же Нотр-Дам де Пари,
но, несмотря на всю свою музыкальность, был повешен в самом начале XIV века
вместе с еще тремя клериками за "разгул и преступления против женщин".
Правосудие, правда, тогда было специфическим - через три года после казни де
Лескуреля, король Франции Филипп Красивый безо всякого повода, кроме желания
немного поправить свои финансовые дела, сначала арестовал, а потом и сжег
всех тамплиеров, до которых сумел добраться.
Так что
сложно сказать - за что именно повесили популярного композитора; но
современники его ценили настолько высоко, что включили его музыку в главный
нотный манускрипт той эпохи.
Jehan
de Lescurel - A Vous Douce Debonaire
И Филиппа
де Витри (1291-1361), жившего в первой половине XIV века, считали величайшим
музыкантом своего времени. Он родился в Париже, окончил университет, и как
многие образованные люди занимался всем сразу - был и композитором, и
политическим деятелем, и солдатом, а под конец жизни - даже епископом. Но
более всего он известен тем, что написал трактат о музыке "Арс Нова" ("Новое
Искусство"), давший название целой эпохе - и, в частности, в нем изобрел
современную нотную запись.
Петрарка
сказал нем: "Великий философ и искатель истины".
Philippe
de Vitry - Cum Statua Nabucodonasor
Девятью
годами позже Филиппа де Витри родился другой гений Средневековья - Гийом де
Машо.
Гийом де
Машо был одновременно гениальным музыкантом и гениальным поэтом; о нем
говорили: "последний великий поэт, писавший музыку". Поэты, вплоть до
Чосера, восхищались им и подражали ему, а репутация его как композитора
внушала восхищение и через сто лет. Попросту говоря, де Машо - самый
известный композитор XIV века; и, кстати, он считается последним
представителем традиции труверов.
Будучи
секретарем Иоанна I, графа Люксембурга и короля Богемии, де Машо объездил
всю Европу, а в преклонные года, уже заработав себе славу великого
композитора, вернулся к себе на родину, в город Реймс, сочинять музыку и
приводить в порядок свои манускрипты.
А
времечко было специфическое. Сначала от Великого Голода вымерла одна десятая
населения Северной Европы, потом в 1333 началась Столетняя война
(продлившаяся в итоге сто пятьдесят лет), а через несколько лет началась
чудовищная эпидемия чумы, Черная Смерть, унесшая жизни почти 70% населения
Европы. И если что-то и поддерживало страсть к жизни, то это была музыка.
Guilliaum
de Machaut - Kyrie 1
Народная
мудрость гласит: "все хорошее когда-нибудь да кончается"; подошло к концу и
средневековье.
Начался XV
век и вместе с ним новая эпоха: Ренессанс или, по русски, Возрождение.
Катастрофы минувшего века заставили людей по-иному посмотреть на жизнь; они
присмотрелись к этой самой жизни - и решили, что она все-таки хороша. Вспомнили
древнегреческих философов; а художники, во главе с Леонардо и Микеланжело,
перевели взгляд с застывше-духовного на вполне материальное, и оно оказалось
неожиданно прекрасным.
Вдобавок
к этому, английские бароны, которые владели большой частью Франции,
частенько выезжали проветриться в свои континентальные угодья, а музыканты
ездили вместе с ними - и в прежде суровой европейской музыке появились
жизнелюбивые британские гармонии.
Центр
культуры переместился в Италию и Фландрию, и почти все композиторы
Возрождения проводили большую часть жизни при дворах знатных семей Италии
или в Риме - а потом возвращались домой и делились новыми созвучиями.
Этим путем пошел и Гийом Дюфэ, как следует из его фамилии - "из рода фей".
Из незаконнорожденного сына священника в пригороде теперешнего Брюсселя он
стал величайшим композитором XV века.
Guilliaum
Dufay - Ce jour de l'an
Но слава
Дюфэ померкла в свете новой звезды музыки Возрождения - Жоскена де Пре
(1450-1521).
Жоскеном
восхищались Кастильоне и Раблэ; реформатор церкви Мартин Лютер написал про
него: "Обычно композиторы пишут то, что им велят ноты; Жоскен -
единственный, кто нотами повелевает"; Леонардо да Винчи, который был на 20
лет старше Жоскена, писал с него портрет. Современники называли его
"величайшим композитором в истории западной музыки"; стиль его считался
"максимально близким к совершенству"; его музыку изучали и копировали все
последующее столетие.
А
единственный сохранившийся его автограф - выцарапанное им (по традиции
певчих) на стене Сикстинской капеллы простое слово "Жоскен".
Josquin
Des Prez - Missa Pangue Linga - Kyrie
Все это
время Англия, хоть с нее и начался Ренессанс музыки, оставалась
патриархальной провинцией где-то сбоку от всей остальной Европы. Но
проблемы, мучившие Европу, отражались и в английской жизни. В начале XVI
века наступил раскол в церкви - Реформация; реакция на ставшую уже
неприличной роскошь (и сопутствующий разврат) Римской церкви и недоступность
церковной латыни простым людям. Раскол этот отразился и в музыке.
Грубо
говоря, католики любили, чтобы в церкви пели сложно и красиво, по латыни;
реформаторам-протестантам требовалось пение построже, и чтобы слова были
понятны. Поэтому в Англии композиторам приходилось нелегко: сегодня у власти
католик, завтра протестант - и все нужно писать по-другому. Все три великих
композитора английского Возрождения реагировали эту ситуацию по-разному.
Замечательного
оксфордского органиста и композитора Джона Тавернера (1490-1545) обвинили
было в связях с протестантами, но он воздел руки к небу, сказал "я просто
музыкант", и продолжал творить.
Томас
Таллис не очень обращал на все внимание; он служил придворным композитором
при четырех монархах и писал такую замечательную музыку, что она радовала и
католиков, и протестантов. Его эпитафия гласит: "Как он жил, так и умер -
тихо и спокойно. О, счастливый человек"!.
А вот его
ученику и коллеге Уильяму Берду (1540-1623), пришлось сложнее. При
протестантском короле Эдварде IV аскетичность церковного обряда дошла до
предела. Пять лет правления католической королевы Мэри были реакцией на этот
аскетизм - и одним из приятнейших аспектов этого времени была любовь
королевы к сложной латинской церковной музыке. Только что ставший придворным
композитором, Берд наслаждался писанием такой музыки. Увы! когда ему было
всего 18 лет, Мэри умерла, и трон заняла ее сестра - протестантка Елизавета
I.
Берд не
вынес перемены, покинул королевский двор и стал органистом и хормейстером
Линкольнского собора, однако не унялся: церковным властям приходилось
наказывать его за чрезмерно долгую и цветистую игру во время богослужения. И
хотя - будучи лучшим композитором Англии - он продолжал писать и написал
много великолепной музыки и для англиканской церкви, в конце концов он устал
от компромиссов, уехал в деревню и провел там оставшиеся тридцать лет своей
жизни за писанием музыки. Но даже как бы удалившись от дел, продолжал гнуть
свое.
Точно так
же как у нас в России были нелегальные квартирные концерты - в Англии того
времени практиковались подпольные католические мессы. Берд не только писал
для них музыку, но частенько и сам сопровождал их игрой на маленьком органе.
А нужно иметь в виду, что исполнение католического обряда в то время в
Англии считалось серьезным преступлением; можно было легко лишиться головы.
Иногда люди попадали в тюрьму за то, что у них в кармане находили ноты
Уильяма Берда. Однако его репутация и уважение королевы Елизаветы сохранили
его от всех бед. Берд был настолько талантлив, что его оставили в покое. И
правильно - он считался славой нации; и совсем не зря его называли
"Фениксом".
William
Byrd - Siderum Rectum
Тем
временем вся Европа распевала песни нового гения - Жака Аркадельта
(1504-1568).
Аркадельт
родился в Льеже, во Франции. Обнаружив в себе талант и получив образование,
он пошел хрестоматийным путем - подался в Рим, где и провел большую часть
своей жизни. Сначала руководил детским хором собора Св. Петра, а потом -
хором Сикстинской Капеллы. В зрелые годы во цвете славы вернулся во Францию.
В дебрях
музыки средних веков не всегда легко разобраться; часто под именем
популярного композитора издавали то, чего он никогда не писал. Чем известнее
композитор, тем охотнее ему приписывают все, что плохо лежит.
В этом
смысле Аркадельт - чемпион. Но и безусловно написанных им самим произведений
сохранилось достаточно, чтобы заметить удивительную легкость и мелодичность
его музыки. Поэтому любовь народа к Аркадельту была такова, что сборник его
нот переиздавался невиданное количество раз - 58 раз за сто лет.
Jacques
Arcadelt - Il Bianco e Dolce Cigno
Но не
все композиторы в Италии были приезжими. Был и свои. Например, Джованни
Пьерлуиджи да Палестрина, которого католическая энциклопедия попросту
называет "величайшим композитором литургической музыки всех времен".
Легенда
гласит, что его музыкальная карьера началась на улице - он что-то пел,
рекламируя сельскохозяйственные продукты с фермы своих родителей. Там его и
услышал начальник хора одной римской церкви; голос мальчика его поразил и он
взялся за его музыкальное воспитание. В мире все взаимосвязано: этим
начальником хора был уже известный вам Жак Аркадельт.
Время шло;
сначала Джованни Пьерлуиджи стал органистом, а потом и начальником хора
собора Святого Петра. И тут Папой Римским Юлианом III стал земляк
Пьерлуиджи, знавший его как замечательного композитора. Палестрина был взят
в папскую капеллу в обход всяких правил, к вящему негодованию некоторых его
коллег - ибо если Палестрина и пел хорошо в детстве, то теперь у него голоса
совсем не осталось. Зато музыка его была великолепна. Папы приходили и
уходили, а Палестрина оставался и продолжал писать. И даже стал спасителем
полифонии.
Когда
был созван Трентский собор, который был призван упростить церковную музыку,
Палестрина на этом совете продемонстрировал свой шедевр - "Мессу Папы
Марселлия", которая была настолько ясна и чиста, что совет понял, что не
полифронию в церкви запрещать нельзя.
Однако
музыка и финансы - разные вещи. Пусть Палестрина был страшно известен, а все
равно всю жизнь едва сводил концы с концами. От такой жизни он едва не ушел
в монахи, но, видимо, у Бога были на него другие планы, и вместо этого он
женился на обеспеченной вдове и продожал в свое удовольствие писать
церковную музыку до самого конца своих дней.
Palestrina
- Exultate Deo
Воспевая
многообразные таланты своего друга Шерлока Холмса, доктор Уотсон с упоением
писал, что как-то в свободное время Холмс даже написал монографию о
полифонических мотетах Лассуса. Как поклонник Холмса, я, конечно, не мог не
проверить - что это за Лассус, и полез в Интернет. Так когда-то произошло
мое первое знакомство с одним из величайших гениев эпохи Возрождения.
Орландо ди
Лассо, называемый также и Лассусом, родился в Монце, на территории
теперешней Бельгии, в 1530 году; через 25 лет младше Жака Аркадельта, на
пять лет младше Палестрины и на 10 лет старше Уильяма Берда. Только что была
открыта Америка...
Детство у
него выдалось насышенное - мальчика три раза похищали из-за того, что он
удивительно красиво пел. Однако, он пережил детские напасти, в 12 лет
покинул дом и попал в хор герцога Гонзаго. С ним он объехал пол-Италии, а
потом осел в Риме, получив работу у великого герцога Тосканы Козимо Медичи.
В 21 год он уже руководил хором одной из главных цервей Рима - Сан Джованни
ди Латерано (через несколько лет эна этом же месте будет работать
Палестрина).
Но на месте
ему не сиделось. Покинув Рим, он совершил путешествие по Франции и Англии,
ненадолго заехал домой - в Антверпене как раз была напечатана первая книга
его нот; а в 24 года поступил на службу к герцогу Альбрехту Баварскому,
который решил, что музыка при его дворе не должна уступать лучшим дворам
Италии. При дворе герцога в Мюнхене он и прожил всю свою жизнь.
Универсальность
гения Ди Лассо поражает: он написал более двух тысяч произведений во всех
известных тогда вокальных жанрах, и одинаково легко писал и светскую, и
церковную музыку, в совершенстве владея латинским, французским, немецким и
английским стилями и языками.
Неудивительно,
что слава его прогремела по всей Европе. К нему стекались ученики отовсюду (
в том числе выдающиеся итальянские композиторы Андреа и Джованни Габриэли);
Папа Григорий XII посвятил его в рыцари, император Максимиллиан дал ему
дворянство (что редко выпадало на долю композиторов); короли и великие
князья Европы наперебой зазывали его к себе - но Орландо более интересовала
возможность сидеть на месте и спокойно заниматься музыкой.
Orlando
di Lasso - Lustorum Animae
Почти
ангельская чистота и красота средневековой музыки не сразу становится
очевидной нашим ушам, привыкшим к другому - натиску - но, если вслушаться и
позволить своему сердцу подняться до над-облачной ее красоты - она
ошеломляет и очищает.
И, кстати -
сегодня исполняется 60 лет Марку Болану - и я рад, что почтил его память
рассказом о музыке Средних веков, потому что вся музыка проистекает из одного источника - и дай нам Бог, чтобы
этот источник для никогда не пересыхал!
|