"Рок-н-ролл", 14
августа 2005

послушать запись на сайте Радио России
На прошлой неделе мы с вами наслаждались музыкой бунта. Пришло время
вспомнить то, с чего это все началось.
Почтим сегодня
оригинальных бунтарей.
Когда
детям древних надоело слушать, что музыка создает пространство, в котором
обитают наши души, они изобрели рок-н-ролл. Это слово так часто используется
теперь вне контекста и не про то, что мне не остается ничего другого, кроме
как поиграть вам немного подлинного рок-н-ролла.
В
Америке 50-х годов стало хорошо жить. Впервые у обычного человека стало
достаточно денег, а тут и технический прогресс подогнал красивые автомобили,
кастрюли-скороварки и пылесосы. Казалось,
достигнута полная гармония. Но прогресс подогнал еще одно
существенное явление - электрическую гитару и грампластинки.
И
молодому поколению впервые за всю историю человечества захотелось чего-то
большего. Поколение задумалось о том, что голый
материализм их не устраивает.
Героя
одного из тогдашних фильмов про бунтарей спросили: "Э-э, молодой человек!
А против чего вы, собственно бунтуете?" Он, не
задумываясь, ответил: "А что у вас есть?"
И конечно, у ангела, заведующего популярной музыкой, уже был готов для
этого подходящий ответ.
 Little Richard - I Hear You Knocking
Это
был Литл Ричард, самоназванный Король Рок-н-Ролла. Юный, невыносимо
самовлюблённый и наглый, с омерзительными усиками, взбитой прической, не
совсем традиционной ориентацией, весь увешанный дешевой бижутерией - короче,
он сочетал в себе все, что обычному американскому гражданину было
ненавистно. И это как раз то, что было нужно юным
бунтарям, объевшимся материального благополучия.
Как
его, правда, не убили, я не понимаю.
Но сам по себе Литл Ричард один не смог бы пробить стену.
А стена была - вся музыка, исходящая не от белых, считалась
race music - как у нас бы сказали "музыкой
нацменов" - и находилась в своем гетто. Для пробивания
стены потребовался белый музыкант.
И
судьба указала своим сияющим пальцем на немолодого артиста по имени Bill
Haley. Почему-то именно ему, вместе с своей группой "Кометы", пришло
в голову вместо привычного кантри заиграть музыку будущего.
 Bill Haley & The Comets - Shake, Rattle and Roll
А ведь был вполне приличный, семейный человек, хотя и с легкомысленной
кудряшкой на лбу. Даже не скажешь, какой бардак эти степенные люди могли
устроить на сцене. И с каким видимым удовольствием. Теперешним
бы поучиться.
Весь
рок-н-ролл и начался с Билла Хэйли. Плотина была
прорвана. Но очень скоро молодым захотелось чего-то посвежее. Требовалось
сочетание юности, наглости, белой кожи и черного голоса. А свято место пусто
не бывает.
И тогда появился король.
 Elvis Presley - Blue Moon of Kentucky
|
Не мое дело рассказывать вам об Элвисе Пресли. О нем
написаны целые библиотеки, он вызвал к жизни целые жанры, нет никого в мире,
на кого бы он не повлиял; миллионы людей верят, что он не умер, а до сих пор
как-то жив - на Земле или какой-нибудь соседской планете.
Элвис - король.
Даже
если вы этого не знаете сейчас, вы несомненно придете к этому в какой-то
день своей жизни. Мне потребовалось для этого лет 40. Теперь я это тоже знаю. И даже если не всегда и не везде
нужны короли, уважение к ним остается. Никто никогда не пел так, как он, и
никто никогда не споет. А если у вас есть сомнения по этому
поводу, поставьте как-нибудь песни Элвиса в помещении, где много девушек, и
понаблюдайте за их реакцией.
Но
не Элвисом единым жив человек, как подмечено где-то в писании. Хочется чего-то и для души.
 Everly Brothers - All I Have To Do Is Dream
Рок-н-ролл
не стоил бы ни гроша, если бы помимо тела он не кормил бы еще и душу.
Кто-то
должен был сказать, что рай возможен и на земле, и этот рай - любовь. И, знаете,
не так уж они и ошибались. Беззаветная преданность любви - это первая ступень к
счастью и освобождению. Чтобы сковать хороший меч,
нужен и огонь, и холодная вода.
Дуэт
братьев Эверли, который мы только что слушали, вдохновил на пение
бесчисленное количество последователей, в числе которых - и Битлз, и Саймон
с Гарфункелем - но никто так и не смог превзойти оригиналов по классу
невинности, трогательности и чистоты.
А
вот и еще один отличник того же класса - Нил Седака. Забавное было время,
кстати - в начале 60х эта музыка звучала чуть не в каждом советском дворе,
люди просто выставляли магнитофоны в окно или в форточку, и даже маленьким
детям, играющим в песочнице, становилось понятно, что наступила новая жизнь.
 Neil Sedaka - Happy Birthday Sweet Sixteen
Но вернемся к истории. Да, может быть первые хорошие
рок-н-роллы писал Чак Берри; да, Литтл Ричард показал всем полный отвяз; да,
Элвис был королем - но когда на пороге студии Sun
в Мемфисе (откуда и вышел весь оригинальный рок-н-ролл) показался юный
Джерри Ли Льюис, это было открытием новой страницы летописи. Нет смысла
перечислять все скандалы, связанные с этим именем - только одна история:
Известно,
что часто музыканты, играющие в одном концерте, всеми правдами и неправдами
пытаются выйти на сцену последними - считается, что последняя часть концерта
более престижна.
Однажды Джерри Ли Льюис играл в одном концерте с Чаком Берри.
Я буду играть последним - заявил Джерри Ли. Нет, я главнее, и
последним буду я - стоял на своем Чак Берри. Слово за слово - Чак Берри
отвоевал себе заветное почетное последнее место. Тогда
Джерри Ли, закончив свой сет, поджег пианино и скинул его в оркестровую яму.
"Пусть он попробует сыграть после ЭТОГО!" - сказал он, уходя.
Не зря
Джерри Ли Льюиса называли a
killer - "Убийца".
 Jerry Lee Lewis - Great Balls Of Fire
Но,
безусловно, самой странной легендой рок-н-ролла был и остается Бадди Холли.
Скромный, угловатый, очкастый, заикающийся даже при пении, он первый
перестал полагаться на песни, написанные кем-то, и начал писать все сам, со
своей группой и этим заложил фундамент для всех групп, пришедших потом.
Всего-то
времени ему было отпущено - 18 месяцев, в феврале 59го года он разбился в
самолете, перелетая с концерта на концерт. Но
влияние его на всю музыку, пришедшую после, невозможно переоценить.
Великий
непревзойденный Бадди Холли. Buddy Holly - Everyday
А
вот вам еще один титан. Все, чего ему не хватало
по части фотогеничности, он с лихвой возмещал невероятным голосом и
романтикой. Всегда в черном, в черных очках, с балладами о
невостребованной любви и довольно трагической собственной жизнью, он
навсегда установил моду на романтического неудачника-одиночку, и даже сам
Элвис отказывался выходить на сцену после него.
 Roy Orbison - Only The Lonely
Это был Рой Орбисон с песней о том, что только одинокие знают, как он
чувствует себя сегодня.
Этих одиноких оказалось, однако, много -
миллионы. Даже Битлз начиная писать песни, признавались в том, что подражают
Орбисону. И к началу 60х, когда первая волна рок-н-ролла схлынула, Орбисон
спокойно продолжал оставаться на своем месте и даже гастролировал по Англии
вместе с Битлз.
Ага, погодите-ка: Мы уже наблюдали, как схлынула волна
Золотого века; а потом то же произошло с панком; а теперь мы вдруг замечаем,
что то же происходило и с рок-н-роллом: Нет ли в этом какой-то системы?
Может быть мы неправы, сожалея о том, как все проходит? Может быть оно
вовсе не проходит, а созревает как зерно и падает в почву?
А
нам - вне времени - остаются лучшие плоды, которые навсегда с нами.
 Roy Orbison - Lana Майкл
Муркок однажды заметил: "Все мы - без изъяна, так же как Бог - без изъяна. И
то, что мы принимаем за изъян - это всего лишь отражение нашей неспособности
увидеть целостность мира".
Вот именно целостности мира и научил нас когда-то
первый рок-н-ролл. Целостности, в которой нет
разбиения на плохих и хороших. Динамике, в которой мажорные и минорные
аккорды работают вместе, чтобы создать великую песню. Гармонии, при которой
Хаос и Порядок борятся только для того, чтобы мир не впал в застой.
|
 Elvis
Presley - I Want You, I Need You, I Love You
Забавно
думать, что когда рок-н-ролл появился на свет, вся Америка в голос стонала
об упадке нравов, и эта музыка почиталась за дьявольскую. Элвис Пресли считался угрозой общественной
нравственности, Джерри Ли Льюиса изгоняли из церкви, Чак Берри регулярно
попадал в тюрьму.
Знакомая история, не правда ли? Вспомним на секунду
Евангелие от Матфея, глава 21, стих 42:
"Камень, который отвергли строители, тот
самый сделался главою угла".
Воистину,
"что было, то и будет. И что делалось, то и будет делаться. И нет ничего
нового под солнцем". И слава Богу! Под
солнцем есть любовь и музыка, и все это от Бога, и угодно Богу!
О том и песня!
 Neil Sedaka - Calendar Girl
А
теперь - повторение пройденного.
-
Маша, скажи пожалуйста, что за молодой наглый негр громко орал, топал ногами
ногами по пианино и вообще вел себя вызывающе?
-
Литл Ричард!
-
Правильно, Маша.
 Little Richard - Tutti Frutti
-
А кто из всех рок-н-ролльщиков справедливо назывался родончальником
рок-н-ролла, первым человеком, который начал играть то, что мы теперь
называем рок-н-роллом? Ответь мне, Иннокентий.
-
Это был Билл Хейли и Кометс.
-
Правильно, Кеша.
 Bill Haley - Rock
Around The Clock
-
А теперь, ребята, скажем все вместе - кто у нас был и остается королем?
-
Элвис Пресли!
 Elvis Presley - His Latest Flame
"Всему
свое время и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать,
время насаждать и время вырывать посаженное, время плакать и время смеяться,
время сетовать и время плясать. ... Все соделал он прекрасным в свое время
и вложил мир в сердца их. Хотя человек не может постигнуть дело, которое
Бог делает от начала до конца. Познал я, что не для них ничего лучше, как
веселиться и делать доброе в жизни своей.
И
если какой человек ест и пьет и видит доброе во всяком труде своем, то это -
дар Божий."
Книга
Экклезиаста , глава 3.
Сегодня
мы слушали с вами старинные рок-н-роллы, а на следующей неделе - как всегда
- будем рассуждать и разговаривать о животноводстве в Аргентине.
|