Бердяев и Русский Рок
19 сентября 2010
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Давно сказано,
что "поэт в России - больше, чем поэт". Хотя сказано это, наверное, просто от
недооценки слова "поэт".
Истинный поэт
везде больше чем поэт. В миссию поэтов всегда входило уловление тайных,
невидимых обычному человеку движений Вселенной и перенесение их в слова, чтобы
каждый человек мог услышать и принять к сведению.
В древности
поэт был по статусу равен священику и ученому, и без его участия не решались даже
военные конфликты. Эта функция - хотя мы и забыли про нее - продолжает
оставаться в руках истинных представителей поэтической профессии.
Так
называемый "русский рок" - не исключение из этого правила. Как только - не
без его участия - был изгнан "постылый демон совка", владыки дум русского
рока отбросили ненужные более западные украшения и электрогитары с
барабанами зазвучали по-русски.
Разные
Люди - В Старинном Городе Обломове
Как
только исчезла необходимость пугать обывателя рок-н-роллом, русские рокеры
мгновенно перешли к темам, исконно занимавшим русскую интеллигенцию. А чтобы
не быть голословным, позвольте мне обратиться к классической работе
великого русского философа Николая Бердяева "Русская Идея".
Вот,
например: "Всю вторую половину века интеллигенции, настроенной революционно,
пришлось вести почти героическое существование, и это страшно спутало ее
сознание, отвернуло его от многих сторон творческой жизни человека.
Народная
стихия представлялась интеллигенции таинственной силой. Она противополагала
себя народу, чувствовала свою вину перед народом и хотела служить ему. Тема
"интеллигенция и народ" - чисто русская тема, мало понятная Западу".
И часто эта самая русская интеллигенция с отчаянием и гневом вторила
молодому Чаадаеву: "Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон
человечества отменен по отношению к нам.
Одинокие в
мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни единой идеи в
массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого
разума, и все, что нам досталось от этого разума, мы исказили.
Ныне мы
составляем пробел в нравственном миропорядке".
О том же
пел и Егор Летов.
Егор
Летов - Песня Про Дурачка
Но тема
народа и интеллигенции - это только верхушка айсберга. Сбросивший с себя иго
западных аккордов русский рок затрагивал все сколько-нибудь важные вопросы.
Вот,
например, восточный вопрос. Известный философ XIX века Сергей Соловьев
пишет: "Восточный вопрос появился в истории с тех пор, как европейский
человек осознал различие между Европою и Азиею, между европейским и
азиатским духом.
Ожесточенная
борьба проходила чрез всю европейскую историю, проходит с переменным
счастием для борющихся сторон; то Европа, то Азия брала верх. Все одна
великая борьба - все один Восточный вопрос.
Но
разумеется, этот "восточный вопрос" имеет наибольшее значение для тех
европейских стран, которые граничат с Азиею, которых борьба с нею составляет
существенное содержание истории. С лишком шесть веков с начала основания
Русского государства протекло для него в постоянной и тяжелой борьбе с
азиатскими варварами".
А
лингвист и философ князь Николай Трубецкой добавляет: "Идеализация Руси и
легендарного русского героизма укрепляла восстающее против иностранного ига
национальное самолюбие".
Слово в
слово то же самое констатировала группы "Чайф".
Чайф
- Вольный Ветер
Разобравшись
с восточным вопросом, вернемся к интеллигенции. И снова - Бердяев: "Русская
интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее,
духовно-социальное образование.
Интеллигенция
не есть социальный класс - она всегда была идеалистическим классом, классом
людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму,
каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила
в будущем, а иногда в прошедшем. Невозможность политической активности вела
к исповеданию самых крайних социальных учений.
Раскол,
отщепенство, скитальчество, невозможность примирения с настоящим - вот
характерные черты интеллигенции.
Тут
сказывается глубинная православная основа русской души: уход из мира, во зле
лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества. Она
защищает себя нетерпимостью и резким разграничением себя с остальным миром.
Христиане
не имеют здесь своего града, они взыскуют града грядущего. Это очень русская
идея".
Вот о ней и
поют Леня Федоров и группа "Аукцион".
Аукцион
- Дорога
"Есть
соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской
земли и русской души, между географией физической и географией душевной.
В душе
русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в
бесконечность как и в русской равнине.
Два
противоположных начала легли в основу формаций русской души: природная,
языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно
открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм и анархизм;
жестокость и мягкость; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и
наглость; рабство и бунт.
Поэтому
русскому народу трудно было овладеть огромными пространствами и оформить
их. У него была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский
народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы,
он был более народом откровений и вдохновений".
Вот и
"Адо" поет о том же.
Адо
- Я Хотел Бы Умереть Во Сне
Еще
креститель русского государства князь Владимир замечал: "на Руси питие есть
бытие". Об этой грани русского духа Бердяев упоминал редко, но однажды все
таки заметил: "У русского народа нет той любви к историческому величию,
которым так пленены народы Запада. Народ, обладающий величайшим в мире
государством, не любит государства и власти и устремлен к иному".
Зато
известный философ Владимир Соловьев добавляет по существу:
"Отказаться
от вина -
В этом
страшная вина".
Максим
Леонидов, не желая удовлетворяться туманной теорией, как подлинный ученый,
исследовал этот вопрос на своем личном примере.
Максим
Леонидов - Когда Я Сухой
Но
вернемся снова к Бердяеву: "Русский раскол - основное явление русской
истории. На почве раскола образовались анархические течения. Уход из
государства оправдывался тем, что в нем не было правды, торжествовал не
Христос, а антихрист. Государство, царство кесаря, противоположно Царству
Божьему, Царству Христову.
В основу
раскола легло сомнение в том, что русское царство, Третий Рим, есть истинное
православное царство. Раскольники почуяли измену в церкви и государстве, они
перестали верить в святость иерархической власти в русском царстве. Сознание
богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола.
Раскол был
уходом из истории, потому что историей овладел князь этого мира, антихрист,
проникший на вершины церкви и государства. Православное царство уходит под
землю. Истинное царство есть Град Китеж, находящийся под озером.
Истинное
царство нужно искать в пространстве под землей, во времени - искать в
грядущем, окрашенном апокалиптически".
И
"Наутилус" - как всегда гениально - сформулировал апокалиптику нашего
времени.
Наутилус
Помпилиус - Титаник
Но даже
апокалиптикой русская идея все равно не исчерпывается. Дело еще глубже.
Бердяев продолжает: "Русская интеллигенция всегда стремилась выработать себе
миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с
правдой-справедливостью. Она искала не только совершенных произведений
философии, науки, искусства, она искала совершенной жизни.
Русские
люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия,
продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни. Даже у тех
русских, которые не имеют православной веры, остается в глубине души слой,
сформированный православием.
Русская
идея - эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но
в русском сознании идея конца света принимает форму стремления ко всеобщему
спасению.
У русских
моральное сознание очень отличается от морального сознания западных людей,
это сознание более христианское. Русские моральные оценки определяются по
отношению к человеку, а не к отвлеченным началам собственности, государства,
не к отвлеченному добру.
У русских
иное отношение к греху и преступлению, есть жалость к падшим, униженным,
есть нелюбовь к величию. Русские люди любовь ставят выше справедливости".
О том и
поет группа "Сплин".
Сплин
- Бонни и Клайд
Но
достаточно на сегодня философии.
На самом
деле эта передача для меня - повод признаться в любви и сказать "Спасибо"
всем людям, которые писали и пели эти песни.
Всем и
каждому из них я обязан лично, и в музыке, и в жизни: Славе Бутусову и Илье
Кормильцеву, Чижу и всем "Разным Людям", Саше Васильеву из "Сплина",
Максиму Леонидову, Егору Летову, Лене Федорову, Андрею Горохову из "Адо",
Володе Шахрину и "Чайфу"- да и многим и многим другим.
Спасибо
вам.
А русская
идея - нужно ли ее формулировать? Может быть нужно не формулировать ее, а
взяться всем вместе и все-таки зажить по-человечески?
Разные
Люди - Хочу Чаю
|