Урожай сентября
26 сентября 2010

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
В какие,
однако, плодотворные времена мы живем! Совсем недавно, вроде бы, я посвятил
целую передачу только что вышедшим альбомам. Не успело пройти и полутора месяцев
- у нас уже новые снопы осеннего урожая.
Что ж, начнем с
обновленцев рок-н-ролла Jim Jones Review.
 Jim
Jones Revue - Rocknroll Psychosis
У
довольно большой части человечества есть вопросы к певцу Роберту Планту.
Вопросы вроде: "Так чего же хочешь, мил человек?"
Дело в том,
что три года тому назад группа Led Zeppelin, где Плант пел (с 1968 по 1980
годы), воссоединилась на один концерт в лондонском зале О2. Успех был
ошеломляющим. Все уже настроились на гастроли и - возможно - новую музыку.
Однако,
Плант разрушил сладкие иллюзии, объявив, что он желает удачи свои бывшим
коллегам, но работать с ними не собирается. Многие обвинили его в эгоизме.
Вот что говорит он сам: "Это действительно - для меня - был лучший концерт
Лед Зеппелина с 1975 года. Вопрос здесь только в одном - что в этом нового?
То, что у
нас получилось, было изумительно; но заниматься этим 3-4 дня в неделю - с
какой целью? В чем суть этого? Где новое, прекрасное, зрелое новое видение
музыки, которое сделает ее живой в XXI веке?"
И
вместо того, чтобы наслаждаться мировой славой с Led
Zeppelin, Плант записал альбом с кантри певицей Алисон Краус, год играл с
ней концерты, получил какое-то нездешнее количество премий, а потом - вместо
того, что записывать с ней уже ожидаемый всеми второй альбом - вдруг все
разогнал, собрал группу, непритязательно назвал ее Band Of Joy ("Группа
Радости") и 14 сентября выпустил с ними альбом.
"Все
меняется, - говорит он - и слава Богу. Я одержим. Не знаю, так ли уж это
хорошо. Но изумительное приключение, в которое я пустился с этими ребятами -
процесс обучение чему-то новому: значит - я еще не успокаиваюсь. Нельзя
тратить ни минуты впустую, пока эта минута еще есть".
 Robert
Plant - Harm's Swift Way
Когда
будущему основателю группы Beach Boys Браяну Уилсону было
два года, мама сыграла ему на домашнем пианино "Рапсодию в Голубом"
Джорджа Гершвина. Это осталось первым музыкальным воспоминанием Браяна. "Это
было чудесно!" - вспоминает он. "Я влюбился в эти звуки". Кто-то может
сказать, что это - сложноватая музыка для двухлетнего ребенка, но сам Браян
так не считает. "Я почувствовал любовь и почувствовал гений Джорджа
Гершвина".
А Джордж
Гершвин - и действительно - гений. Сын одесских эмигрантов, он явился
основоположником американской популярной музыки и практически создал понятие
"популярной песни". Уилсон - сам признанный гений - признается, что Гершвин
повлиял на его музыкальное мышление больше, чем рок-н-ролл.
В 2009 году
наследники Гершвина обратились к Браяну Уилсону с
предложением записать альбом с музыкой Гершвина и предоставили в его
распоряжение записи 104 недописанных Гершвиным фрагментов музыки в надежде,
что Браян сможет дописать какой-то из них. Почти год Браян колебался -
принимать ли ему настолько серьезное предложение - и тем временем продолжал
слушать эти фрагменты. В конце концов,
он решился и дописал 2 песни - и записал этот альбом.
"Я был
напуган до смерти, - говорит Уилсон,
- но в итоге у нас получилось. У нас с Гершвином. Но это все - его
гений. Сам я никогда не смог бы написать такого".
 Brian
Wilson - Nothing But Love
Общеизвестно,
что записи музыки бывают студийные - те, что
кропотливо записываются в студии звукозаписи - и
концертные, те, что записываются на концерте.
Лично я
всегда предпочитаю слушать записи, сделанные в студии,
потому что там выстраивается совершенно особая атмосфера, создаются
особые нехоженные звуковые пространства, и слушая запись, знаешь, что она
сделана как бы специально для тебя - в то время, как слушая записи с
концертов, ты всегда как бы подслушиваешь и подглядываешь на взаимоотношения
певца и публики, произошедшие когда-то.
Но в
истории Аквариума несколько раз случалось такое, что песни было попросту
негде записывать. Новые песни были, а студии не было - так случилось,
например, с альбомом "Ихтиология", или "10 Стрел". И тогда мы выносили
магнитофон в зал и записывали новые песни прямо на концертах.
Великий
любимый Ричард Томпсон, похоже, оказался в похожей ситуации. Не знаю,
то ли кризис тому виной, то ли что еще, но свои новые
песни он записал на концертах в Америке и назвал получившийся альбом "Dream
Attic" или "Чердак Снов".
 Richard
Thompson - Here Comes Geordie
Совсем
новую группу Burns Unit называют "супергруппой, состоящей из звезд, которых
никто еще не знает".
Участники
этого коллектива встретились на семинаре по писанию песен (бывают и такие!)
- и им, видимо, так понравилось писать вместе что они записывают уже второй
альбом - хотя живут по всему миру, кто в Шотландии, кто в Канаде, кто где и
как. Да и
сказать, что ни совсем уж неизвестны, было бы погрешить против истины - в
состав Burns Unit входит, например, звучавший как то в Аэростате молодой
человек по имени King Creosot и еще ряд личностей,
известных в мире независимой музыки. Но вместе у них получается здорово.
От всего
сердца желаю им удачи!
 Burns
Unit - Send Them Kids To War
В России
название Los Lobos нельзя отнести к всеобще
известным, но в Америке это одна из самых уважаемых, узнаваемых и самобытных
групп своего поколения.
Они
собрались вместо еще когда учились в школе в дебрях Восточного Лос-Анжелеса; шел 1974 год и назвались Los Lobos - то есть "Волки".
Прошло уж 36 лет, а они все еще вместе: как говорит ударник и
мультиинструменталист Луи Перез "мы были друзьями еще до того, как
стали
группой; наверно, потому мы до сих пор вместе". Они как играли, так и играют
"уличную музыку" - то есть смесь рок-н-ролла, тех-мекс, кантри блюза и чисто
испано-мексиканских "болерос" и "нортеньос". И продолжают развиваться, не
теряя из вида своих уличных корней.
Только что
вышел их новый альбом "Tin Can Tust" (или по русски - "Жестянкин Трест").
Музыка действительно радует своей полной уличностью.
Приятно,
что есть вещи, которые и не должны меняться.
 Los
Lobos - Yo Canto
Что
может быть дальше от уличных хулиганов из Лос-Анжелеса, чем книжные юноши из
британского захолустья? Однако в амбаре, где у нас
собран сентябрьский урожай, оказались и те, и другие.
Британская
группа Field Music организовалась в 2004, поиграла немного, потом помолчала, потом опять поиграла - а в этом году выпустила новый альбом и
серьезно взялась за дело. Причина такого
непостоянства в том, что братья Piter и David Brewis ужасно не любят
повторяться.
"Конечно,
- говорит Дэвид, - положительная сторона того, что
наша музыка не очень продается - в том, что никто на нас не давит. С другой
стороны, я не хочу писать что-то, одновременно себе пытаясь представить -
как же мы втроем будем это играть. Я хочу писать то, что мне хочется".
В результате
у них получается
музыка умная и угловатая.
"Другим
группам нужно писать песни, которые будут понятны тысяче людей в большом
зале. А мы занимаемся песнями, которые имеют смысл только для немного
чокнутых любителей музыки, которые любят слушать альбомы на своем древнем
проигрывателе, надев огромные наушники. Это для меня очень важно,
потому что я сам - один из таких чокнутых".
Учитывая,
что в этом году Field Music были одной из ведущих групп на фестивале
Meltdown, видимо чокнутых людей в мире значительно больше, чем кажется.
 Field
Music - Measure
А вот
еще один новый альбом. На этот раз его записал совсем не новичок, а,
наверное, самый известный музыкант в Новом Орлеане, легендарный Доктор Джон.
Достопочтенный
доктор занимается музыкой еще с конца 1950-х.
В 1970-е годы он был сенсацией,
и записаться с ним считали за честь все большие имена, начиная с Роллинг Стоунз. Репутация его безукоризненна; при этом, как ни странно, он
белый; такое уж место Новый Орлеан, что черные и белые там привыкли жить
вместе и относиться друг к другу с уважением.
"Одно
хорошо в Новом Орлеане, - говорит Доктор Джон - мы знаем, что лучше держаться
вместе, чем быть поодиночке".
Преисполняет
особого уважения тот факт, что музыка уже давно его вполне одобрена жрицами
"вуду".
"Мы хотели
сохранить то, что происходит. Я пришел к Почтенным Матерям (матронам, практикующим
вуду) и спросил - можно ли петь их песни, но с другими словами? Они подумали
и сказали
- ОК, только нельзя делать это и это. Они научили меня исцелять людей
растениями. А когда вышла пластинка, они сказали, чтобы я возглавил местное
отделение их церкви, чтобы когда они лечат людей, их не могли забрать в
тюрьму".
Получается,
что у него духовная музыка. Что и чувствуется.
 Dr.John
- Feel Good Music
Недавно
мы вернулись с концертов на Украине; и один мой украинский друг обратил мое
внимание на удивительную песню модной шведской группы
Miike Snow.
Группа -
электронный дует Карлссона и Понтуса, которые и так
были настолько модны, что сама Бритни Спирс пригласила их поработать над ее
песнями; там-то они и встретили американца Эндрю Уайятта - и как по
мановению волшебной палочки превратились в Miike Snow.
Наверное,
Бритни Спирс все-таки - подпольная фея, потому что теперь Miike Snow стали ужасно популярны. И одна песня у них
очень даже трогательная.
 Miike
Snow - Faker
Один
христианский монах по имени Томас Мертон написал книгу о своей интерпретации
древнего китайского философа Чжуан-Цзы. Казалось бы - что христианский монах
нашел в древнем китайце? Однако - нашел; а я нашел в его словах что-то очень
важное для нашей сегодняшней передачи.
"Что такое - истинный человек?
Истинные люди древности не боялись
Быть самостоятельными в своих взглядах.
Никаких великих дел. Никаких планов.
Если их постигала неудача, они не печалились.
Если все получалось, это не было поводом
Поздравлять себя с этим.
Они лезли по скалам без головокружения;
Окунались в воду, не становясь мокрыми;
Шли сквозь огонь, и огонь их не обжигал.
Спали без снов,
Просыпались без волнения.
Еда их была простой.
Они дышали глубоко.
Они принимали жизнь, такой, как она приходила к ним,
С радостью;
А когда приходила смерть, принимали ее без всякой драмы.
И шли дальше.
Дальше".
Что к
этому добавить? Спасибо!
 Robert
Plant - The Only Sound That Matters
|