Вечнозеленый Бомж,
25 июня 2006

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
 Jethro Tull - Aqualung
В
энциклопедии пишут так: "Джетро Талл - уникальный феномен в истории
популярной музыки. Их смесь тяжелого рока, народных мелодий, блюзовых ходов,
сюрреальной и невероятно густо замешанной лирики и общая фундаментальность
не просто поддается анализу - но это не помешало их любителям сделать их 11
альбомов золотыми, а 5 - платиновыми".
Но
как много стоит за сухими строчками ученого текста...
А
началось все в 66 году; тогда будущие Джетро Талл были полублюзовой группой
и меняли название каждую неделю. Их бессменный шкипер Йен Андерсон
(Ian Anderson)
вспоминает:
"Это
не я изобрел название "Джетро Талл". Настоящий человек по имени Джетро Талл
- был сельскохозяйственным работником в XVIII
веке... и кем-то вроде изобретателя. Он изобрел бурилку-сеялку. И построил
первый прототип из ножных педалей местного церковного органа. Наш агент
предложил нам это, как одно из еженедельных названий и мы сказали "ОК".
Суть
в том, что мы в те дни играли, мягко говоря, не слишком хорошо, и
единственным методом вновь выступить в клубе, где мы уже играли, было
еженедельно менять названия, чтобы в клубе не знали, что мы - та же самая
группа. Часто мы сами не знали - кто мы сегодня, а агент забывал сообщить
нам сегодняшнее название - тогда мы приезжали в клуб и смотрели на список
групп, играющих сегодня - если в списке было неизвестное название, мы знали,
что, скорее всего, это мы и есть мы.
Потом
нас попросили снова сыграть в клубе "Marquee " и нам пришлось играть под тем же
названием, что и на прошлой неделе. Это и оказалось - "Джетро Талл".
Слава
Богу, с чувством юмора у Йена Андерсона, всегда было все в порядке.
 Jethro
Tull - Skating Away On the Thin Ice
Их
второй альбом "Stand Up" - появился в 68-м году и сразу стал номером один.
Кто из поседевших антикваров не помнит этого поражающего воображения диска -
когда ты раскрывал его, из обложки на тебя вставали вырезанные из картона,
как былинные комиссары, фигуры Джетро Талл?.. С этого времени имя группы
стало прочно ассоциироваться с прогрессивным роком, в одном ряду с King Krimson, Yes и
другими профессорами.
Но
в отличие от полной серьезности коллег по цеху, Джетро Талл - по примеру
Шекспира - всегда стоял обеими ногами на земле, перемешивая бурлеск и
трагедию в одно живое целое.
Двумя
ногами - в фигуральном смысле; на самом деле Йен Андерсон, играя на флейте,
обычно стоял на одной ноге.
Вообще,
конечно, визуально они поражали даже в ту, все видавшую эпоху. На сцене
группа выглядела как веселая компания вечнозеленых бомжей во главе с неким
маниакальным персонажем, который явно был не тем, за кого он себя выдавал...
 Jethro
Tull - I Don' Want To Be Me
Кажется
у советского фантаста Ильи Варшавского в какой-то из книг древнегреческие
боги (они же - инопланетные пришельцы) переполошились, когда один из них
вдруг исчез. Был объявлен всенародный розыск.
В конце концов его обнаружили в какой-то из совсем дешевых таверн, с
растрепанной девицей на колене и кружкой плохого вина в руке. В ответ на
недоуменные расспросы богов, он заявил, что ему здесь нравится, и в стан богов он
возвращаться не собирается...
Именно этот образ и возникает у меня в голове, когда я слышу Джетро Талл.
Потому что божественное происхождение этих песен у меня лично никогда не
вызывало никаких сомнений. От них мои волосы вставали - и до пор встают -
дыбом. Почему-то в этих песнях было больше, чем могло услышать мое ухо.
Смесь ерничества, высокого благородства и сострадания, слишком большого,
чтобы быть человеческим.
Почему-то он все видит, все слышит, но знает
что-то, что дает ему возможность нас простить.
 Jethro
Tull - Slow Marching Band
В
70-х годах Джетро Талл пережил много смен состава - не менялись только
автор, певец и флейтист (плюс мандолина, акустическая гитара и всякие
штучки) Йен
Андерсон, и постоянный (начиная со второго LP) гитарист Мартин Барр (Martin
Barre). За это
время они записали невероятное количество разных альбомов: "Benefit",
тематический наезд на организованную религию - "Aqualung", роскошный сборник, считающийся среди закоренелых фанов чуть ли не их лучшей пластинкой
- "Living In The Past "; пару концептуальных, невероятно сложных, можно
даже сказать "симфоний" - "Thick As A Brick" и "A Passion Play" - сразу,
кстати,
вышедших на номер 1 - и саундтрек к несостоявшемуся фильму - "War Child"
("Дитя войны").
Так из
просто уважаемой везде прогрессивной группы они превратились в
сверхпопулярных артистов.
К этому же времени относится начало долгого конфликта группы с прессой. Во
время гастролей по США, журналисты, уставшие от постоянного успеха Джетро
Талл, стали хаять все, что они делают. Поначалу Йен Андерсон сильно
огорчился и даже хотел прекратить давать концерты. По счастью, мудрость
возобладала. Журналисты пытались смешать их с грязью, а на концерты
приходило все больше и больше народу.
В итоге Джетро Талл стали одной из самых
успешных групп в истории музыки, а пресса... все это напоминает мне басню
Крылова: "Ах, моська, знать она сильна - что лает на слона...".
Jethro Tull
- We Used To Know
Кстати,
именно эта песня послужила источником известного суперхита всех коммерческих
радиостанций - песни "Отель Калифорния" группы Eagles. К чести Eagles надо
сказать, что сами они откровенно в этом признавались с самого начала. Ну, а
Йэну Андерсону, наверное, было просто смешно. Его песня все равно много
лучше - потому что она настоящая. Однако вернемся к историям.
Конечно, это сильный ход - в эпоху все тяжелеющего рока сделать главным
сольным инструментом группы флейту. Но Андерсон был настолько блестящим
шоуменом, что этот ход оказался козырным. Еще Аристотель говорил: "Флейта -
инструмент, не способный воздействовать на нравственные свойства, а
способствующий оргиастическому возбуждению".
Не знаю, то ли флейты с тех пор
усовершенствовались, то ли Аристотель не о том думал... Хотя - кто его
знает?
Кстати сам
Йен приписывает непохожесть группы на всех остальных тем,
что они изначально избегали любых наркотиков. Скажу больше - одно время
обязательным условием для приема в группу было ношение бороды и усов. Вот
оно как.
В итоге Андерсон со своим бородатым бэндом ухитрился переложить для улицы
даже Bouree Иоганна Себастьяна Баха.
 Jethro
Tull - Bouree
А
еще в энциклопедиях пишут, что после периода прогрессив-рока Джетро Талл
плавно перешли в период фолк-рока. Конечно, ученым видней; но по-моему это -
полная чушь.
Талл и до, и после этого был связан братскими узами со
столпами британской народно-электрической музыки - и со Steeleye Span, и с
Fairport Convention, и все, не стесняясь условностями, весело играли друг у
друга. Но, как сказал один великий композитор, уж не помню кто: "Вся музыка
народная, мы, композиторы, просто записываем ее в нотах".
И
непрекращающяяся популярность Талла среди народов мира показывает, что
а) он глубоко народен; и б) народы мира лучше, чем о них можно подумать. Потому что если эти самые народы много десятков лет любят такую непростую и
некоммерческую музыку, то значит не все потеряно, и в глубине их душ
негасимо божественное пламя. Ибо подобное познается подобным.
Ну а что касается народности Джетро Талла, то, кажется, Бернард Шоу
однажды заметил:
"Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый
человек - позвоночника."
Но на некоторых людей выпадает выразить дух своей земли. Вот поэтому Йен
Андерсон как раз и подставил плечо - здоровый, языческий, непочтительный, но
глубоко суверенный и одновременно благоговейный дух Британии пронизывает
его песни. И в этом смысле - это великая народная музыка.
 Jethro
Tull - Velvet Green
Опять-таки
слушатель имеет право спросить - дорогая редакция, а на кой же, собственно,
хрен нам слушать эту - пусть даже глубоко народную, но неизмеримо далекую от
современного момента - музыку? С радостью отвечу. Гафт однажды сказал так: "Современно то, что вечно."
А с этим у Джетро Талл все в порядке. Они до сих пор дают концерты и
записывают альбомы, и по-прежнему любимы.
Да, я знаю, что с тех
пор появилась новая культура, коей уж больше 15-ти лет, и для людей этой
культуры весь так называемый "рок" - ожиревший и пафосный монстр, навсегда оставшийся
в прошлом - "Покойся с миром". Рок обещал изменить мир - но мир не
изменился, и новые поколения не могут ему этого простить.
И - все равно - когда звучат эти песни, их прекрасная вечность постепенно
протирает мутные окошки в душе каждого, кто хочет услышать. И мы, сами того
не зная, становимся лучше. И еще - из Конфуция: "Благородный муж помогает людям увидеть то, что в них есть доброго, и не учит
людей видеть то, что в них есть дурного."
Ведь герои песен Андерсона -
это не то, что называется "сливки общества". В
песне "Aqualung", например, речь идет о старом бомже, алкоголике и
педофиле, героиня "Косоглазой Мэри" - несовершеннолетняя проститутка,
ну и
остальная галерея под стать. Но почему-то от этого не становится хуже. Даже
наоборот.
 Jethro
Tull - Strip Cartoon
И
если под конец отбросить в сторону все высокопарные рассуждения - с моей
личной точки зрения, которую я никому не навязываю, по красоте музыки и
какому-то неопределимому внутреннему благородству Джетро Талл уникальны в
мире музыки и сравнимы, может быть, только с тем самым Иоганном Себастианом
Бахом. Небожители, одним словом.
Проведя некоторое время в обществе их песен
мы сами становимся чуть-чуть лучше. Просто отбросьте все слова и
прислушайтесь - и одна песня скажет вам больше, чем контейнер ученых книг.
 Jethro
Tull - Requiem
Спасибо
вам, дорогие мои, за удовольствие провести еще несколько алмазных колов
времени в вашем обществе. Вы не представляете себе - какая радость делиться
с вами этими уникальными звуками. Так что, как говорят - дай Бог, не
последняя! До следующей недели!
И
маленький постскриптум: Джетро Талл приезжает в Россию и будет играть 29
июня в Петербурге, а 1 июля в Москве. Так что будет не лень - заходите.
И
напоследок поздравляю вас заранее с наступающим днем рождения Ринго Старра,
который состоится 7 июля. Всего доброго!
|