И еще о непостоянстве.
Посмотрите на Вселенную, в которой мы живем.
Обычно люди верят, что мир прочен и реален; но это
не так. Он не будет длиться вечно и к тому же
постоянно меняется от одной секунды к следующей.
Когда Вселенная в конце концов распадется, от
мира, который мы знаем, ничего не останется. Он
будет уничтожен "семью солнцами" и "одной
водой"; останется только пространство. Само
пространство ни из чего не состоит, поэтому с ним
ничего не может случиться; но все, находящееся в
пространстве, прекратит существование - все без
исключения! После этого некоторое время будет
продолжаться период полной пустоты; вслед за
этим начнет образовываться новая Вселенная. Она,
в свою очередь, будет существовать какое-то время
- именно это время мы и переживаем сейчас, - а
потом опять распадется и исчезнет. Эти четыре
больших цикла - возникновение, существование,
распад и пустота - составляют великий эон; этот
процесс повторяется вновь и вновь. Ничто
материальное не исключено из этого процесса.
Если мы хорошенько вдумаемся в это, наша обычная
тенденция цепляться за постоянство исчезнет
сама по себе. А подумайте
о великих благородных существах, появлявшихся в
этом мире. Все бодхисаттвы прошлого, равно как и
будды, обладавшие невероятным ясновидением,
мудростью и способностями превращать эпоху в
миг, а миг - в эон, все они умерли. Телесные формы
великих благородных существ тоже непостоянны.
Пожалуйста, задумайтесь об этом. Подумайте о
людях, обладавших великими заслугами и великой
властью.
Цари Вселенной,
чакравартины, владевшие "золотым колесом",
правили всеми четырьмя континентами. Монархи с
"серебряным колесом" правили тремя
континентами; владельцы "медного колеса" -
двумя; те, кто владел "железным колесом",
правили одним континентом. Они властвовали над
всеми народами. Они могли даже пообедать с Индрой
на вершине горы Сумеру, сидя на тронах одинаковой
высоты, как равный с равным, а потом улететь назад
в мир людей. Но где они теперь? Все ушли. Поймите,
что люди великой власти и силы тоже умирают.
А теперь подумайте о
многочисленных причинах смерти и крайне
ограниченных возможностях продлить жизнь.
Существуют четыреста четыре рода заболеваний, 80
000 форм нападения злых духов, а также большое
количество других опасностей для жизни. Все они
окружают нас, как порывы ветра в бурю, а наша
жизненная сила - как пламя свечи. Мало поводов
считать, что пламя не будет задуто. Обычно мы
думаем, что медицина продляет жизнь, но иногда
неправильное лечение приводит к смерти. Даже
целительные средства могут оборвать жизнь.
Задумайтесь над многообразием причин смерти и
крайне скудных возможностях продлевать жизнь.
Чудом является уже то,
что мы просыпаемся каждое утро. Говорят, что
разница между жизнью и смертью -
один-единственный вздох. Если вы выдохнете и не
вдохнете, - вы мертвы. Нагарджуна сказал:
"Поскольку все обстоит именно так, невозможно
не удивиться тому, что человек просыпается
каждое утро". Недостаточно услышать или
прочитать о непостоянстве - его нужно усвоить
всем сердцем.
В цикле учений, данных
Падмасамбхавой, под названием "Карлинг
Шитро" ("Мирные и гневные божества; цикл,
обнаруженный Карма Лингпой") есть очень яркий
образ неизбежности нашей смерти. Представьте
себе, что вы стоите на полуторасантиметровом
выступе в середине отвесной скалы, а под вами -
почти бездонная пропасть. Неразличимо далеко
внизу ревет река. Вы даже не отваживаетесь
взглянуть вниз. Пальцами ног вы цепляетесь за
каменный выступ, а руками держитесь за два пучка
травы размером с козлиную бородку.
Вы держитесь что есть сил; эти два пучка - ваша
жизненная сила и продолжительность жизни. В это
время непостоянство в виде двух крыс,
представляющих из себя Царя смерти и Царя жизни,
подгрызает, травинка за травинкой, пучки травы,
вашу последнюю опору. Когда они сгрызут ее,
держаться будет не за что. Путь только один - вниз,
в пропасть. Ваши духи-защитники летают над вами в
форме двух ворон; но как они могут помочь в этой
отчаянной ситуации? Так что вы еще держитесь, но
травы становится все меньше. Шансов уцелеть - нет.
Мы в таком же положении.
Мы, практикующие, должны ясно представить себе
это учение Падмасамбхавы, наглядно показывающее
нам нашу смертность и неминуемую гибель.
Пожалуйста, вдумайтесь в эту картину; она
представляет из себя истинное положение дел.
Внизу - "пропасть" трех нижних миров.
Нет смысла думать о
чем-либо другом. И потом спросите себя: "Что
делать?". Истинный практик должен принять это
близко к сердцу и медитировать на этом!
Наша привязанность к
чувственным удовольствиям и предметам желаний
наших пяти чувств заставляет нас вертеться в
сансаре. Вот еще один пример из "Карлинг
Шитро"; он касается привязанности к
чувственным удовольствиям. Представьте, что вы
приговорены к смерти и вас подтаскивают к палачу.
Ваша голова уже лежит на плахе; палач заносит
топор. Вот-вот последует удар; тут кто-то подходит
к вам и говорит: "Я хочу преподнести вам в дар
прекрасную супругу и великолепный дворец, полный
неописуемой роскоши и незабываемых
переживаний". Как вы к этому отнесетесь в свете
предстоящего удара топора? Привлекает ли вас
перспектива наслаждений? Этот пример из
"Карлинг Шитро" очень наглядно показывает
тщетность нашей привязанности к чувственным
удовольствиям сансары. Неужели мы действительно
считаем их долговечными? Практикующие, сочетайте
метафору с ее смыслом!
Верьте, что все наши
кармические поступки имеют последствия. Все, что
происходит: образование Вселенной, ее бытие,
изменения и распад, - все происходит без
какого-либо создателя и творца. Все это -
результат кармических действий живых существ.
Таков непреложный закон.
Далее, рассматривая
шесть классов существ, мы видим, что жизнь в любой
из этих форм приносит боль. В сансаре нет ни
одного места, переродившись в котором, живое
существо испытывало бы постоянное счастье. В аду
существа страдают от жара и холода; голодные духи
страдают от голода и жажды; родившись животным,
вы мучаетесь от глупости, а вдобавок другие
существа порабощают или съедают вас; жизнь
человека, полубога и бога тоже полна различных
несовершенств. Глубоко вдумавшись в различные
сансарические состояния, вы обнаружите, что ни в
одном из них нет избавления от страданий и боли.
Лонгчен Рабджам много
лет медитировал в месте, называвшемся Ганг-ри
Текар, Снежная Гора Белого Черепа, где у него не
было даже приличной пещеры. Три года он укрывался
под нависшей скалой. Все, что у него было из
одежды и спальных принадлежностей, - это кусок
мешковины. Днем он носил его как одежду, а ночью
спал на нем. Этот кусок материи служил еще и
сидением во время медитации. При подходе к
убежищу Лонгчена Рабджама рос большой куст с
колючками. И каждый раз, когда Лонгчен выходил по
нужде, колючки царапали его до крови. Справляя
нужду, он всякий раз думал: "Крайне неудобно
каждый раз протискиваться мимо этого куста.
Нужно бы срубить его". Но, всякий раз
протискиваясь назад, он думал: "С другой
стороны, может быть, сегодня - последний день моей
жизни. Почему я должен тратить его на борьбу с
кустом? Это бессмысленно; лучше я займусь чем-то
более важным, например, своей тренировкой в
воззрении, медитации и поведении. Если сегодня -
последний день моей жизни, я проведу его в
практике. Никогда не знаешь, сколько времени тебе
еще осталось". Так он забывал про куст и
возвращался на свое место продолжать медитацию.
Так продолжалось день за днем; через три года он
добился полной реализации. Куст так и остался
несрубленным.
Вот пример того, во что
могут вылиться размышления о непостоянстве у
великого реализованного мастера, каким был
Лонгченпа. Весь смысл предварительных практик -
очистить плохую карму и накопленные нами самими
затемнения сознания. Это не доставляет больших
физических удовольствий. Простирания и другие
предварительные практики делаются не ради
физического комфорта. Честный практик, делая
простирания, не будет при этом пытаться избежать
боли и физических неудобств; не то, что чиновники
в Лхасе, которые простирались на мягком матрасе,
привязав всевозможные подушечки к коленям,
ребрам и локтям, чтобы никак себе не повредить.
Такой стиль называется "простирания V.I.P.", и
я уверяю вас, что таким образом не очистить кармы
и затемнений.
Есть другой стиль
простираний - им пользовался Патрул Ринпоче.
Просто простираешься, где бы ты ни был,
независимо от ландшафта. Можно находиться в
главном зале монастыря, а можно - в поле, среди
травы и камней; важно то, что ты опускаешься на
землю и вытягиваешься всем телом, лицом вниз,
представляя себе, что перед тобой - объекты
прибежища. Патрул Ринпоче всегда практиковал в
полях. Он жил в палатке из черной шерсти яка и
часто простирался снаружи, с пением
"Устремления к Сукхавати" (молитва о
перерождении в Чистой Земле Будды Амитабхи,
написанная Карма Чагмей).
Из-за того, что Патрул Ринпоче никогда не
заботился о доске для простираний или каких-либо
смягчающих приспособлениях, он со временем стер
своим телом траву и верхний слой почвы, оставив в
земле глубокую выемку в форме своего тела. Так
простиралось большинство тибетских практиков
прошлого. Не было такого, чтобы они одевались в
специальный наряд для простираний и
простирались в особенно гладком и мягком месте,
чтобы было удобнее. У многих практиков шла кровь
из рук. Я часто видел людей, у которых на лбу была
стерта кожа и образовывалась мозоль; некоторые
стирали кожу на руках и коленях. Сделав 100 000 таких
простираний, вы определенно можете очистить свою
плохую карму и затемнения.
Когда мы моемся, мы
смываем грязь и пот, накопившиеся на нашей коже.
Смысл мытья - избавиться от скопления грязи и
пота. Мы не станем, смыв чуть-чуть грязи, говорить
- "Я принял ванну, так что теперь я чист",
оставаясь при этом наполовину грязными. Точно
так же, смысл нендро, предварительных практик, -
смыть затемнения и стать чистым. Таким образом,
основной показатель того, как и сколько нам нужно
практиковать, - это степень, до которой мы
очистили свои затемнения. Единственный критерий
- это полное очищение.
Цель простираний -
полностью очиститься от дурных поступков и
затемнений, а совсем не в том, чтобы в свое
удовольствие комфортабельно заниматься
практикой Дхармы. Это не цель (впрочем,
заниматься самоистязанием тоже не цель). Смысл
всего - полностью сконцентрироваться на
практике; сконцентрироваться с правильной
мотивацией, преданностью Трем Драгоценностям и
состраданием ко всем живым существам; и потом
практиковать с усердием. Это - главное. Нет смысла
выходить из бани грязным; помните это!
Во времена Будды,
называемые "Веком Совершенства", для того,
чтобы полностью очиститься, было достаточно
сделать всего 100 000 предварительных практик.
Последующие две эпохи назывались
"двоекратная" и "троекратная",
поскольку нужно было делать два (а в следующую -
три) повторения практики. Четвертый период -
период, в который мы живем - называется
"временем следования только внешним
атрибутам". Сейчас недостаточно сделать два
или даже три раза по 100 000 для достижения полного
очищения. В наше время мы должны сделать четыре
раза по сто тысяч, имея в виду четыре полных
набора предварительных практик.
В занятии
предварительными практиками первостепенную
важность имеет ваша мотивация: то, почему вы это
делаете; ваше отношение. Правильное отношение
включает в себя преданность Трем Драгоценностям
и сострадание ко всем существам, проникнутые
усердием. Если вы будете заниматься
предварительными практиками с правильной
мотивацией, они увенчаются успехом; это - первое.
Второе - это то, что негативная карма и затемнения
коренятся в алайе, общей основе. Пока эта общая
основа с ее аспектом невежества не будет очищена,
она будет продолжать создавать основу для
дальнейших затемнений и плохой кармы. Вот что на
самом деле должно быть очищено - фундаментальное
невежество общей основы.
Достижение полного очищения - вот главное; не
только в простираниях и принятии прибежища, но и
во всех остальных предварительных практиках.
Выполнив визуализацию,
попытайтесь вспомнить воззрение Махамудры,
Дзогчена или Срединного Пути. Время от времени
пытайтесь простираться или читать мантры,
оставаясь в сути ума. Это увеличит эффект от
практики.
Говорят, что, когда
практика делается правильно, со вниманием, а не
механически, эффект от нее возрастает в сто раз.
Если же практика делается в состоянии шаматхи
(другими словами - во время узнавания сути ума),
эффект возрастает в 100 000 раз. Поскольку многие
люди очень интересуются узнаванием природы ума,
нет необходимости откладывать его в сторону при
выполнении предварительных практик. Напротив -
мы должны объединять два аспекта практики:
накопление заслуг и накопление мудрости.
Сочетая эти практики с
узнаванием природы ума, мы сочетаем
относительное накопление заслуг с абсолютным
накоплением мудрости. Накапливая заслугу с
точкой отсчета, вы проявляете двуединую Рупакайю
и очищаете затемнения беспокоящих эмоций.
Накапливая мудрость без точки отсчета, вы
реализуете совершенную Дхармакайю и очищаете
всеоснову от невежества. Делается это так:
вспомнив и визуализировав объекты прибежища, мы
смотрим - кто делает эту практику? Если мы в
состоянии совершить одно полное простирание, не
теряя созерцания сути ума, это одно-единственное
простирание равно 100 000 простираний. Все зависит
только от того, как мы практикуем.
К примеру, если вы
произнесете одну стослоговую мантру,
неотвлеченно пребывая в сути ума, это будет
равносильно рассеянному произнесению 100 000
стослоговых мантр. То, как вы практикуете, имеет
огромное значение. Глядеть в суть ума во время
простираний - это очищать не только свою плохую
карму и затемнения, но - вместе с этим - и саму
всеоснову невежества, в которой коренятся все
наши затемнения и плохая карма.
Даже если вы много лет
занимаетесь буддийской практикой, если вы хотите
достичь реализации - не переставайте делать
максимально возможное количество
предварительных практик и делайте их, пока ни
очиститесь окончательно. Важно не количество
сделанных практик, а степень очищения. Наилучший
путь - совмещать накопление заслуги с воззрением.
Так что, когда вы делаете предварительные
практики, помните о воззрении, в которое вы были
введены - будь то Махамудра, Срединный Путь или
Дзогчен. Неважно, какое из этих трех великих
воззрений вы выбрали в качестве своей практики; в
тибетской традиции каждый из этих путей включает
в себя предварительные практики.
Есть известная фраза,
полностью объясняющая, зачем нужны эти практики:
"Когда убраны затемнения, реализация
происходит сама собой". Единственное, что
мешает реализации, - это наши затемнения и
негативная карма; предварительные практики
убирают их. Когда ум полностью очищен от
затемнений, реализация похожа на беспредельно
открытое чистое небо, нигде ничем не омрачаемое.
Привычки-тенденции похожи на запах камфоры - даже
если саму камфору давно смыли, запах остается
надолго. Так же и затемнения, до поры до времени
находящиеся во всеоснове. Есть и другая
известная фраза: "Существуют практики
уничтожения затемнений, собирания накоплений и
получения благословений реализованного мастера;
полагаться на какой-либо другой метод -
заблуждение".
Что ценнее - один
бриллиант или полная комната стеклянных бусин?
Так же и с нами - наша практика не зависит от
количества; от того, сколько раз мы повторим
практику, чтобы, наконец, завершить ее. Нет смысла
кричать на всех углах, что вы - один из тех
выдающихся людей, которые сделали полный курс
предварительных практик десять или пятнадцать
раз; это не имеет отношения к делу. Некоторые люди
практикуют формально, думая о чем-то другом,
"чем быстрее сделаю, тем лучше"; механически
повторяя необходимые действия и стремясь
побыстрее закончить эту занудь. Во время
практики их взгляд блуждает то вправо, то влево;
они не обращают никакого внимания на то, что
делают. А необходимо однонаправленно устремить
свои ум, тело и речь к практике - именно это
очищает плохую карму и затемнения. Именно это -
настоящая практика; бриллиант в отличие от
полной комнаты стекляшек.
Мой коренной гуру, мой
Дядя Самтен Гьяцо, поступал именно так. Каждый
день своей жизни он делал сто простираний. Он
сделал нендро частью своей ежедневной практики и
продолжал делать нендро, даже когда он был старым
и больным. В старости он ходил с помощью двух
тростей, держа по одной трости в каждой руке, так
что люди шутили, что он передвигается "на
четырех ногах", как животное. Однако он
продолжал по-прежнему делать по сто простираний
в день. Он делал нендро из "Чецун Ньингтиг".
Самтен Гьяцо умер, когда ему было шестьдесят
четыре года. Я не знаю, что он практиковал, когда
был маленьким мальчиком. Но с того момента, как я
встретил его, не было ни единого дня, когда он не
сделал бы нендро; то же говорят и другие люди,
знавшие его. Мой отец, Чимей Дордже, каждый день
делал нендро как из "Чецун Ньингтиг", так и
из "Кунзанг Туктиг". И хотя предварительные
практики нендро в высшей степени просты, они, в то
же время, предельно глубоки. Я советую вам каждый
день делать предварительные практики; это будет
для вас крайне полезно со всех точек зрения!
Суммируем все
вышесказанное: когда Четыре мысли, меняющие
отношение к жизни, станут составной частью
вашего сознания, в вас образуется надежный
фундамент, и практика Дхармы перестанет быть
затруднительной для вас. Если же этого не
произойдет, это все равно, что строить дом без
фундамента. Великие мастера прошлого, особенно в
линии Кагью, говорили: "Предварительные
практики глубже основных, потому что они
являются основанием". Заложите прочный
фундамент; не просто механически
"проделайте" предварительные практики, но
примите в свое сердце Четыре мысли и осознанно
выполните четыре или пять практик по 100 000 раз.
После этого ваша практика Дхармы сама по себе
станет подлинной. Но если вы просто повторите
нужное количество мантр и решите: "Ладно, это
сделано", - у вас не будет фундамента для
дальнейшей практики.
Говорят, что человек,
действительно принявший предварительные
практики близко к сердцу, ведет себя, как раненый
олень, бегущий в уединенное место; он не просто
"ведет себя" перед другими людьми как
практикующий. Миларепа сказал: "Я бежал в горы
и практиковал в одиночестве, потому что боялся
смерти. Практикуя, я реализовал природу,
находящуюся вне жизни и смерти. Теперь я овладел
твердыней бесстрашия". Вот так нужно
практиковать.
Если мы по-настоящему
выполним предварительные практики; выполним их
так, что почувствуем, что не можем позволить себе
потерять хотя бы секунду впустую, - тогда мы
сможем практиковать, как Миларепа. Это прочный
фундамент. Все, построенное на таком фундаменте,
будь то основная практика божества-йидама,
мантры и стадии завершения, или Трегчод и Тхогел,
все будет незыблемым, как здание, прочно стоящее
на твердой основе. Недостаточно стремиться к
высшим учениям и отвергать реальную суть Дхармы -
изменение в отношении. Пока мы не изменим свое
сердце на глубочайшем уровне, все сансарические
наклонности нашей личности будут продолжать
существовать и иллюзии будут по-прежнему
соблазнять нас. Пока наш ум легко отвлечь, он
всегда будет отвлекаться погоней за богатством и
властью, красивыми вещами, деловыми и
политическими заботами, интригами и обманом.
Легко стать нечутким практикующим; практиком,
которого Дхарма не может ни "вылечить", ни
изменить. Можно добиться колоссального
теоретического понимания Дхармы, но оно не
проникнет в глубины вашего существа. Такое
состояние похоже на бурдюк с маслом: масло
внутри, но кожа бурдюка не становится от этого
мягче.
Так что не хватайтесь за
высокие практики Трегчода и Тхогела. Они - как
внушительные шапки из волчьего меха, которые
носят в провинции Кхам: выглядят замечательно, но
что на самом деле греет уши зимой, так это
непримечательный воротник из овечьей шкуры.
Гораздо важнее серьезно заняться
предварительными практиками и заложить прочный
фундамент. Тогда все, впоследствии построенное
на нем, будет иметь смысл. Иначе все это окажется
пустой болтовней.
Самое важное - гораздо
важнее высочайших практик Трегчода и Тхогела -
это общие и особые предварительные практики.
Пока вы не усвоите их всем своим существом, все
остальные практики никуда вас не приведут.
Нельзя построить дом
без фундамента. Может быть, вы уже хорошо это
знаете; и уж наверняка вы слышите это не в первый
раз. Может быть, то, что я рассказываю вам -
подобно попытке дать устную передачу ОМ МАНИ
ПАДМЭ ХУМ Авало-китешваре. Тем не менее, я хотел
сказать вам это, чтобы освежить вашу память.
|