О ТОМ, КАК МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ В моей традиции истинная шаматха не является результатом концентрации, успокоения или фокусировки ума. Истинная шаматха - изначальное, пустое и ни на чем не основанное состояние, являющееся природой нашего восприятия. Шаматха - не продукт; это не есть что-то, сохраняемое или поддерживаемое медитацией. Совсем нет. Шаматха - это узнавание изначального состояния, которому мы позволяем длиться. Наше мышление можно разделить на три вида. Первый называется "мысли на поверхности". Это обычное грубое мышление, при котором мы даем названия разным объектам в поле нашего жизненного опыта и оказываемся вовлечены в эмоциональную реакцию на них. Второй тип мышления - это "подводные потоки мысли". Это постоянно происходящий умственный комментарий, которого мы реально не замечаем. Есть и третий тип рассудка - движение мысли, в которое мы оказываемся вовлечены, когда "медитируем". Мы сидим и разделяем субъект и объект: вот "я", или то, что замечает; а вот состояние, ощущение ясности и осознавания. Так создается ощущение: "Вот оно, это состояние; оно продолжается!". Это не слишком явное и несформулированное ощущение. Но очень часто практика медитации является не более чем упражнением в поддержании этого измышления. После чего мы думаем, что состояние медитации продолжалось довольно долго. На самом деле довольно долго продолжалось тонкое разделение субъекта и объекта, казавшееся нам ясностью, ярким светом или непрерывным вниманием. Это не является состоянием истинной шаматхи; истинная шаматха полностью свободна от самодельных мысленных построений. Ключевые слова здесь - "изначально пустое и ни на чем не основанное"; истинная шаматха не нуждается в том, чтобы мы ее создавали. После такого рода "умствующей медитации" люди часто испытывают определенную усталость. Степень усталости находится в прямой зависимости от того, сколько усилий было приложено к поддержанию этого состояния. Как только мы выходим из него, мы замечаем, как мы устали. А попытайтесь теперь ничего не поддерживать во время своей практики медитации. Нужно освободиться не только от "внешних" и "подводных" мыслей, но также и от глубоко скрытых мысленных построений, которые и обусловливают состояние медитации. Главный аспект
воззрения - это не иметь никаких идей по поводу
воззрения. Любая идея по поводу воззрения
подобна оковам. Какую цепь не нацепи на птицу, она
все равно не сможет взлететь. Любое
представление о медитации подобно кандалам. Абсолютное воззрение - одно и то же в любой системе, вне зависимости от того, называем мы его Дзогчен, Махамудра или Мадхьямика. Часто его еще называют "рассечение" или "прорыв". Как этот шнурок (у Ринпоче в руках шнурок-защитник), шнур мыслеобразований не дает сансаре прерваться. Если говорить о пяти совокупностях, то наше мышление постоянно поддерживает совокупность становления. Это - один из трех видов мышления, упомянутых выше. Когда мы садимся меди-тировать, мы очищаемся от обычных грубых мыслей. Сохраняя непрестанное внимание, мы можем справиться с "подводным течением" незамечаемых мыслей. Однако потом происходит следующее: мы остаемся с идеей: "Вот оно; оно здесь; я не отвлечен". Или: "Да, вот оно; все в порядке". И так продол-жается на протяжении всей медитации. Мы сами не замечаем, что формулируем нечто и постоянно держим это нечто в голове. Как это утомительно! Думать: "Вот истинно пустое состояние", - это тонкое движение мысли, происходящее во время медитации. Находясь в истинном созерцании, мы не нуждаемся в каких-либо формулировках. Природа ума уже сама по себе пуста и ни на чем не основана. Нужно просто признать это, и дать этому продолжаться: это и будет созерцание. Чем больше расслабление, тем лучше медитация. А расслабление должно происходить не только на поверхности, но и идти глубоко изнутри; нужно полностью дать всему быть, как оно есть. Это - не то же самое, что однонаправленность тела, дыхания и ума. Как я уже говорил, одним из ключевых положений практики Дзогчена является "короткий момент, повторяемый многократно". Практикуя не подолгу, мы не успеваем слишком устать. Практиковать же не "короткими моментами, многократно", а пытаться поддержать непрерывное состояние - форма привязанности. Но это не простая бытовая привязанность, которую мы отбрасываем во время медитации. Вместо нее мы порождаем привязанность ко "вкусу" созерцания, его ощущению. Мы боимся, что созерцание уйдет, как вода сквозь пальцы, пропадет и исчезнет из-за того, что мы отвлекаемся. Чтобы не дать этому случиться, мы держимся за идею воззрения и пытаемся непрерывно поддерживать это состояние. Это - все еще привязанность, а привязанность является причиной существования сансары. Я не виню вас в этом. Просто такова сансара. Сансара - это непрерывно длящиеся пять совокупностей. Мы должны освободиться от всех пяти путем подлинной тренировки в медитации. Поэтому нет смысла сидеть в позе медитации, продолжая при этом поддерживать совокупность становления. Пять совокупностей
очень тонки - ощущение, различение, омраченное
сознание и т.п. Пять совокупностей
поддерживаются тончайшим образом - моментальным
формированием мыслей. Важнее всего - освободиться от очарования, тонкого пристрастия к чувству медитации. Сначала мы полностью расслабляемся. Мы настолько расслаблены и наслаждаемся таким ровным и свободным ощущением, что иногда даже перестаем ощущать свое физическое тело. Мы чувствуем: "Это настолько лучше моего обычного состояния! Мне это нравится! Я хочу все время быть в этом состоянии! Я не хочу его терять! Посмотрим, смогу ли я его поддержать!". Такой настрой - не что иное, как привязанность. Разве это - не то, от чего мы хотели избавиться? Лучше всего практиковать короткими периодами, многократно их повторяя. Эта тонкая привязанность, ежесекундное "восстановление" сансары, может казаться очень безопасной, поскольку мы считаем это медитацией. Однако привязанность, как бы тонка она ни была, - наш главный враг, старый бес, снова и снова возвращающийся раздувать сансарические бури беспокоящих эмоций. |
Во всех существах есть
природа будды. А что такое, собственно, эта
"природа будды"? Это изначальная
пробужденность. Физическое пространство пусто.
Наша природа тоже пуста, но она отличается от
пространства присутствием качества знания. Если
бы наша природа совершенно ничем не отличалась
от пространства, не было бы ни пробужденности, ни
двойственного сознания. Но в нас есть и то, и
другое. Хотя мы и владеем будда-природой
изначальной, недвойственной пробужденности, нам
кажется, что она в нас побеждена, захвачена нашим
двойственным сознанием, всегда переживаю-щим все
в терминах субъекта и объекта. Даже во время
медитации есть "поддерживающий" и "то, что
он поддерживает". Этим мы сильно отличаемся от
будд. Склонность к двойственному сознанию не
дает будда-природе оставаться стабильной самой в
себе. А "будда" означает просто, что
двойственное сознание не перебивает
будда-природу. Сама по себе природа будды
стабильна, без всякой двойственности. Когда дело разбирается в суде, идут споры о том, что истинно и что ложно. При этом обычно существуют две противоположные точки зрения. Во время заседания суда они подробно разбираются, и в итоге суд приходит к единому мнению о том, что было истинным и что ложным. Таков же и приход к воззрению. Состояние сансары - с одной стороны зала суда, а состояние просветления - с другой. Мы должны решить, что истинно и что ложно. Окончательный приговор суда таков: двойственное сознание несовершенно, а изначальная пробужденность совершенна, и дело решается в ее пользу. Тренировка в истинной шаматхе начинается после окончания такого суда; после суда можно тренироваться в том, что истинно. Для того, чтобы добраться до истины, мы просто должны смотреть очень внимательно. После этого мы действительно можем решить вопрос о том, какова природа нашего ума. Если мы пытаемся найти ее, нам это не удается. Природу ума невозможно найти, как мы могли бы найти какую-нибудь "вещь"; как некое "что-то", находящееся в определенном месте и ожидающее, когда мы его откопаем. Даже если мы миллиард лет будем искать эту "вещь", называемую "природа ума", мы не сможем найти ее в конкретной, материальной форме. Почему? Да потому, что она пуста. Если мы начнем искать свой ум, мы убедимся в этом на своем собственном опыте. Мы лично убеждаемся в этом и говорим: "Да, он пуст. Я сам искал его и нигде не смог найти". При этом он не является полным ничто, абсолютным отсутствием чего бы то ни было, поскольку мы все равно можем чувствовать, знать и переживать. Это очевидно, не так ли? Этот вопрос тоже можно считать решенным. Следовательно, не может оставаться никакого сомнения, что природа нашего ума пуста и осознает. С уверенностью решите для себя этот вопрос раз и навсегда. Слово "решенный" по-тибетски буквально означает "касающиеся рогами". Когда два яка сталкиваются лоб в лоб, их рога касаются друг друга. Один як этого не может; для этого нужны два яка. Должны присутствовать два утверждения: истинное и ложное. Они сталкиваются рогами, и становится ясно - что есть что. Когда Будда говорит: "Природа ума пуста", - недостаточно просто услышать это. Мы должны сами открыть это для себя. Когда мы ищем природу ума и нигде не находим ее, мы лоб-в-лоб сталкиваемся с истиной. Ум не только пуст; он еще и осознает. При этом, воспринимая, он продолжает оставаться пустым. Должны ли мы сами добиваться того, чтобы сделать ум пустым? Мы ли это делаем? Нет, он пуст сам по себе. Вот что называется "изначально пуст и ни на чем не основан". Все, что мы должны сделать, - это признать, что вещи таковы, каковы они есть. Суть медитации не в том, что нужно сесть и сделать нечто, чтобы ум стал пустым и ни на чем не основанным. Нам нужно просто позволить всему быть, как оно и без того есть. Это и есть тренировка. Признание этого факта нас не утомит. Вот почему так важно узнать истинное воззрение. В момент подлинного узнавания созерцания существует лишь одна сфера, одно тождество трех кай. В момент этого узнавания нирвана перестает быть чем-то, чего нужно достичь, а сансара - чем-то, что нужно отбросить. Именно так нирвана и сансара "сливаются воедино" и существуют в единой сфере. Рассуждая теоретически, сансара определенно должна быть отброшена, а нирвана - достигнута. Но практически - как нам избавиться от сансары и достичь нирваны? Тут-то и пригодится важная фраза: "Знаешь одно, освобождается все". Когда мы выходим за пределы принятия и отвержения, все - едино. До тех пор, пока мы принимаем и отвергаем, еще остается некоторая толика привязанности. Тибетцы иногда говорят о практикующем медитацию: "Вот это да! Этот йогин действительно лишился фиксации! Он ничего не принимает и ничего не отвергает. Его фиксация рухнула. Он подобен небу!". Если мы думаем, что нужно избавиться от мыслей и достичь мудрости, то в нас еще сохраняются две мысли: об отказе от одного и о достижении чего-то другого. Это значит, что мы еще что-то принимаем, а что-то отвергаем. Мы все еще прикармливаем эту двойственность - уничтожить одно, достичь другого. Принятие и отвержение - это все еще тонкое мышление. Как только мы расстанемся с фиксацией, не будет ни принятия, ни отвержения. В предыдущей главе я приводил слова Вималамитры о трех типах освобождения. Первый - когда мысль освобождается так, как будто встречаешь знакомого человека. Второй - как змея, завязанная узлом, которая развязывается сама по себе. Третий - как вор, забравшийся в абсолютно пустой дом. Разговор здесь - о степенях стабильности в естественном состоянии. Иначе практика получится, как в старинной фразе: "Если знаешь, как медитировать, но не знаешь, как быть свободным, - чем ты отличаешься от медитативных божеств?". Божества медитации - это существа, застрявшие в высочайших уровнях сансары, называемых "пик бытия". Они медитируют, но не будьте такими, как они. В Бангкоке есть несколько несчастных примеров медитационных божеств, теоретически называемых архатами. Тела нескольких монахов сохраняются в состоянии, в котором они не живы и не мертвы; совершенный пример умения медитировать, но при этом неумения быть свободным. Прошло уже несколько лет с тех пор, как они "отошли" и остаются в заблокированном состоянии. Они находятся в "замороженной пустоте", в состоянии прекращения, которому не дают раствориться. Это состояние прекращения происходит перед тем, как человек действительно "отходит". Когда я был в Малайзии, из Бангкока вернулся монах и сказал: "Мой учитель все еще находится там в своем теле. Он выглядит точно так же. Он не гниет. Он не разлагается. Я не осмеливаюсь сжигать его, поэтому я вернулся". Такие люди находятся в медитации, а не в освобождении. Когда говорят, что невозможно достичь просветления путем шаматхи, имеется в виду именно это. У шаматхи всегда есть точка отсчета. Эти существа застыли в этой точке отсчета, которую ничем не сломать, как только вы напрактикуетесь в ней. Конечно, такое состояние медитативной поглощенности производит сильное впечатление, но пребывание в одной стабильной мысли нельзя назвать освобождением. Пребывание в таком состоянии после того, как мы по всем внешним признакам "отошли", означает, что наша длительность жизни, заслуги и сила - исчерпаны, но мы сами еще здесь. Если вы сжигаете такое тело, вы создаете себе плохую карму тем, что убиваете его. А оживить такую личность крайне сложно; для этого требуется йогин, подлинный мастер медитации. Лучше всего в этом случае провести перенос сознания. Такое состояние прекращения имеет свой предел по времени; когда-нибудь этот человек снова просыпается. И тут он понимает: "О господи! Я впустую потратил все это время. Все это было бессмысленно. В этом не было никакого толка!". Тут в таком человеке появляются неправильные взгляды, сожаление и гнев; подобная горечь может легко "отворить двери" для перерождения в аду. "Я потратил все эти годы на медитацию, а пользы от этого - ни на грош!" Подобное состояние прекращения, в зависимости от силы и стабильности человека, может длиться много лет. Подобных медитаторов было много в восточной части Тибета. Китайские рабочие в этом районе иногда заходили в пещеры, где сидели тела людей, попавшихся в инертную шаматху. Они взрезали им желудки и доставали из них вещество, используемое для приготовления пороха. У некоторых из них внутренности были, почти как свежее красное мясо. Сердце, кишки - все было на месте. Я слышал, что в некоторых пещерах сидело по пять-шесть таких тел. Они могут оставаться в таком состоянии тысячу лет. Они сидят, не глядя, с закрытыми глазами. Тела неподвижны, как замороженные. Однако состояние сознания при этом равносильно тупости. Я сам не был там, но другой тулку из Кхама был и рассказывал мне, что сам видел трех-четырех таких "сушеных медитаторов". Он не знал, с каких пор они там сидят. Китайские рабочие порезали и испортили немало таких тел. В Тантрах существует определенная техника, называемая "метод оживления риши". Нужно долго отмачивать такое тело в теплой воде. Тогда тело начинает чуть-чуть шевелиться, энергии начинают циркулировать в нем. В желудок наливается лекарство. Человеку делается искусственное дыхание. Мало-помалу он опять начинает дышать. Тогда мастер, делающий это, шепчет ему на ухо: "А теперь выходи из состояния прекращения. Ты шел неверным путем". Я не видел этого текста, но он существует. Текст такого рода является одновременно указующим наставлением по випашьяне. В принципе, в нем говорится: "Очень хорошо; у тебя все получилось. А теперь - хватит шаматхи. Теперь нужно начинать практиковать суть этого состояния шаматхи, которая называется - випашьяна". Я не знаю точно, сколько, но такое замороженное состояние имеет свою продолжительность, свой предел. Когда исчерпывается вся сила или истощается весь запас блага в человеке (потому что по-своему это состояние держится на запасе благого в человеке), человек естественным образом просыпается, приходит в себя. Как ото сна. Они просыпаются и очень скоро умирают. В похожей истории принимал участие мой отец Чимей Дордже. Однажды он присутствовал на церемонии долгой жизни в одном доме, повар в котором, судя по всему, был усердным практиком инертной шаматхи. В то время в Восточном Тибете подавали чай в больших глиняных чайниках. Во время церемонии повар вошел с таким чайником. И замер в дверях, не проходя ни туда, ни обратно. Он застрял в состоянии инертной шаматхи. Мой отец сказал: "Не будите и не тревожьте его. Иначе он уронит чайник и зальет всю комнату". Такие чайники бывали очень горячими. Так что мой отец позволил ему так и стоять в дверях с горячим чайником в руках. Отец сказал: "Не трогайте его. Посмотрим, как долго это будет продолжаться". Прошло три-четыре часа. Все начали уже бояться, что он не придет в себя или уронит чайник. Отец встал со своего места и подошел к нему. Позвал шепотом по имени. Повар очнулся. Тогда мой отец спросил у него, что случилось. Повар сказал: " Что вы имеете в виду - что случилось? Я иду и несу чай". Он был очень усердным и вероятно, достиг хороших результатов в практике состояния инертной шаматхи. А вот еще одна история
про то, как люди теряют путь в шаматхе. Один лама
из провинции Голок в Восточном Тибете приехал к
великому Джамгону Контрулу Лодре Тайе. Лама
рассказал Джамгону Ринпоче, что девять или
десять лет провел в ритрите, медитируя. "Теперь
моя практика стала весьма успешной, - сказал он -
иногда я достигаю определенной степени
ясновидения. Когда я концентрируюсь на чем-то,
мое внимание непоколебимо; я чувствую полную
ясность и покой. Я испытываю состояние, в котором
нет ни умопостроений, ни мыслей. Подолгу я
переживаю блаженство, ясность и не-мысль. Я
сказал бы, что моя медитация очень успешна!" Лама ушел в легком
расстройстве и вернулся на следующее утро.
"Честное слово, Ринпоче, моя практика шаматхи
хороша. Мне удалось уравновесить все мысленные
состояния удовольствия и боли. Три яда гнева,
желания и тупости более не властны надо мной. Я
медитировал девять лет и мне кажется, что это -
достаточно хороший уровень". Вернувшись в ритрит, он столкнулся с тем, что не медитировать ему очень тяжело. Всякий раз, когда он пытался просто быть, без попыток медитировать, он обнаруживал, что снова впадает в медитацию. Позже он рассказывал: "Этот первый год был самым тяжелым! На второй год стало полегче". Тогда он обнаружил, что медитацией просто удерживал свое сознание в состоянии занятости. Теперь он понял, что имел в виду Джамгон Контрул, когда говорил: "Не медитируй". На третий год он достиг
подлинной не-медитации, целиком отрешившись от
сознательного ее поддержания. Он обнаружил
состояние, свободное от медитации; состояние, с
которым ничего не нужно делать; состояние, в
котором осознавание просто оставляется, как оно
есть, само по себе. В это время в его практике не
происходило ничего эффектного; ни даже следа
какого-нибудь специального ясновидения. Более
того, исчезли даже былые медитационные
переживания блаженства, ясности и не-мысли. Тогда
он подумал: "Вот теперь моя практика совсем
потеряна! Лучше я вернусь к нему и попрошу еще
советов". Ринпоче ответил:
"Правильно! Правильно! Эти три года сделали
твою медитацию успешной. Правильно!" Джамгон
Контрул продолжал: "Не нужно медитировать,
сознательно удерживая нечто в уме, но не нужно и
отвлекаться". Такова история ламы из
Голока; известно, что впоследствии он достиг
весьма высокого уровня реализации. |