Невозможно разделить
проявление и пустоту. Нельзя отбросить одно и
слиться с другим. Заключительная стадия
созревания, "объединенное состояние
Ваджрадхары" есть не что иное, как единство
пустоты и различения, или единство кай и
мудрости. Подумайте о следующем: в Дзогчене
Трегчод и Тхогел являются единством. Кайи и
мудрости - единство. Развитие и завершение -
единство. Все они неотделимы друг от друга. По
высшему счету проявления и пустота (или
различение и пустота) неотделимы друг от друга. У мастеров прошлого была
поговорка: "Когда некоторые преданы развитию,
а некоторые - завершению, развитие и завершение
затевают меж собой драку". Эта поговорка верна.
Если мы внимательно посмотрим на подходы разных
людей, мы заметим, что некоторые говорят:
"Стадия развития действительно имеет смысл,
потому что в ней есть, что делать и чего
добиваться. Можно думать о разных вещах, входить
в отношения, применять методы, проходить через
какие-то виды преобразований и достигать плода.
На самом деле делать какую-либо практику имеет
смысл; в стадии же завершения делать нечего. Она
просто безначально пуста; похоже, что совершенно
бессмысленно тратить на это время". А другие
говорят так: "Сидеть и воображать себе то и се
во время стадии развития - не более, чем подделка;
человек просто занимается самообманом,
придумывая искусственные сценарии. Только
подлинное, естественное, спонтанно
присутствующее состояние стадии завершения
является настоящим".
Оба этих заявления
указывают на непонимание того, каким на самом
деле является наше основное состояние. Развитие
и завершение - уже едины. Знать это - значит знать,
что доподлинно является истиной. То, что не
позволяет нам признать свое изначальное
состояние, т.е. неразделимое единство
переживания и пустоты - не что иное, как наш
собственный рассудочный метод мышления. Наше
рассудочное мышление раскалывает единство и
превращает его в двойственность там, где никакой
двойственности нет и в помине. Мы создаем
представления, основанные на доморощенном
разделении на субъект и объект, проявление и
пустоту.
Единственный метод реально излечить этот вновь и
вновь возникающий раскол - это тренировка в
практике, в которой этого раскола нет и никогда
не было: в естественном единстве развития и
завершения.
Существует лишь один
путь сделать это: он состоит в том, что сначала
учитель знакомит нас с состоянием шаматхи, а
потом мы достигаем в нем стабильности; в этом
состоянии пустота и распознавание никогда и
никак не были разделены. Они не становятся единым
целым; это состояние естественно присущего им
единства.
Повторим еще раз: здесь
нужно понять то, что качества пробужденных Тела,
Речи и Ума уже присутствуют в будда-природе. Эта
будда-природа имеет много названий, таких как
рангджунг йеше, что означает "саморожденная
мудрость", или пробужденный ум. Но, каково бы ни
было название, эти просветленные качества уже
присутствуют. "Тело" в этом контексте
означает неизменную (постоянную) суть.
"Речь" - есть непрестанное сияющее
присутствие пробужденности. А "Ум" в этом
контексте означает незатуманенную пробужденную
способность, излучающауюся всюду в виде
мудрости, любящего сострадания, возможности
спасать всех остальных, будда-активности и т.д.
Короче, нет необходимости объединять пустоту и
распознавание; скорее, нужно понять, что они
изначально нераздельны.
Практикуя стадию
развития, мы призываем будд; мы просим их прийти
из чистой земли Акаништха и раствориться в нас.
Это чрезвычайно глубокий метод справиться с
нашими нездоровыми двойственными умственными
схемами разделенности. Эти наши умственные схемы
очищаются, потому что практики, используемые в
стадии развития, являются их прямой
противоположностью.
Будда-природа, которой
мы уже обладаем, - как огромный капитал, который
нужно как-то вложить. В моей традиции существуют
три уровня внутренней практики Ваджраяны:
Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога.
Маха-йога - составная часть Ану-йоги, а Ану-йога -
составная часть Ати-йоги. Все эти три йоги должны
быть частью практики садханы, а практика садханы
заключена в нашем личном применении ее. Таким
образом, все приходит к тому, как мы применяем
практику. Особое качество Ваджраяны, которое
делает эту колесницу высшей из всех, описано в
знаменитой фразе: "Хотя цель та же, но нет
заблуждений"
(В "Сусиддхикара
Тантре" есть такая фраза: "Хоть цель и та же,
но заблуждений нет; Средств много, а трудности
невелики; Она осваивается теми, чьи способности
особо остры, - Этим особенно выделяется колесница
Мантраяны".)
Это значит, что здесь
есть полное понимание глубочайших методов.
Для следующего этим путем существуют два метода
объединить развитие и завершение. Первый из них
таков: вы практикуете стадию развития, думая,
например: "Я - Падма-самбхава. У меня на голове
корона, я одет так-то и так-то, а в руках у меня
такие-то атрибуты". После этого вы
вдумываетесь и смотрите: "А кто же этот тот, кто
представляет себе все это?". В этот момент
видно, что тот, кто визуализирует или
представляет себе все это, совершенно пуст, но в
то же время воспринимает. Это пустое осознавание
называется стадией завершения. Этот метод
называется "продолжать стадию развития
стадией завершения".
Другой подход - дать
стадии развития разворачиваться из глубины
стадии завершения. При этом подходе вы начинаете
с того, что смотрите в суть ума, позволяя
пробужденному состоянию ума стать переживаемой
реальностью.
А затем, не выходя из состояния недвойственного
осознавания, вы даете произойти визуализации.
Само выражение недвойственного осознавания в
этом случае принимает форму небесного дворца,
форму Падмасамбхавы и всех остальных деталей
мандалы. Недвойственное состояние восприятия не
затруднено подобно образам, без труда
отражающимся в зеркале.
В то время, как
нездоровые или эгоистические измышления не
могут возникнуть в качестве выражения
пробужденного состояния, чистые образы - такие
как небесный дворец, божества и т.п. - могут
проявиться в состоянии ригпа. Так происходит,
потому что время восприятия ригпа напоминает
чистое зеркало, беспрепятственно все отражающее.
Если же мы не узнаем свою природу, мы похожи на
камень, лишенный отражающих свойств зеркала.
Единство стадий
развития и завершения означает, что формы
божеств, дворца и т.п. проявлены, т.е. видимы в
вашем сознании, в то время как недвойственное
осознавание остается без помех. Нет реального
разделения между проявлением и осознаванием.
Поймите, что единство стадий развития и
завершения по сути своей - это единство
переживания и пустоты.
Кармапа Микье Дордже, великий Ваджрадхара линии
Кагью, является главной фигурой знаменитой
"Гуру-йоги в Четыре Сессии". Одна из молитв
там гласит: "Видимый, однако пустой; пустой,
однако видимый. Неразделимое единство видимости
и пустоты - это образ гуру. Я молюсь образу
гуру". Два следующих стиха посвящены Речи и
Уму. Что это значит? Это значит, что происходит
восприятие, что-то воспринимается, хотя ,
одновременно с этим, то, что воспринимает,
является пустым. Эта неразделимая природа
восприятия, являющегося одновременно пустым, -
образ гуру. Это - абсолютно просветленное Тело, а
реализация этого - единство развития и
завершения.
То же самое - с Речью или
звуком; он "слышим, однако пуст; пуст, однако
слышим. Неразделимое единство слышимости и
пустоты - Речь гуру. Я молюсь Речи гуру". Здесь
говорится не только о так называемом
"внешнем" звуке, но и об изначальном звуке,
называемом спонтанным звуком Дхар-маты и
упоминаемом в учениях Дзогчена. Этот изначально
присущий звук пуст; то, что слышит его, тоже пусто.
Неразделимое единство звука и пустоты является
Речью гуру.
В третьем стихе говорится: "В блаженстве,
однако пуст; пуст, однако в блаженстве.
Неразделимое единство блаженства и пустоты - Ум
гуру. Я молюсь Уму гуру ". Блаженство в этом
контексте не является обусловленным
блаженством, имеющим начало и конец. Здесь
имеется в виду безначально свойственное
отсутствие боли. Когда отсутствует болезнь
умопостроений, это называется
"блаженством". Это основное состояние пусто.
И эта пустота, являющаяся в то же время
блаженством, - Ум гуру. "Я молюсь блаженному и
пустому Уму гуру".
В традиции Ньингма
существует указание высшей практики божества,
мантры и шаматхи, связывающей видимый образ и
пустоту, звук и пустоту, мысль и пустоту. Это
упоминается в знаменитой "Молитве в семи
главах", обращенной к Падма-самбхаве. Первый
стих этой молитвы начинается так: "Что бы ни
случалось в поле вашего зрения..." Это значит -
все, что вы видите, прекрасное или безобразное,
"...не надо принимать или отвергать. Просто
пребывайте в состоянии, в котором видимый образ и
пустота неразделимы. Это - Тело гуру. Я молюсь
форме Падмакары". Второй стих - о звуке. "Что
бы вы ни слышали, резкое или приятное, не надо
принимать или отвер-гать; естественно покойтесь
в единстве звука и пустоты. Неразделимые звук и
пустота - это Речь гуру. Я молюсь голосу
Падмакары".
Третий стих - о мысли.
"Что бы ни происходило в области ума, какой бы
из трех или пяти ядов ни появился, не
приветствуйте его и не гоните прочь. Дайте ему
естественно раствориться в состоянии
осознавания. Этот естественно осво-божденный ум -
это Ум гуру. Я молюсь Уму Падмакары".
Мы начинаем
тренироваться в единстве развития и завершения с
трех видов шаматхи. Шаматха таковости - это
состояние пробужденное, совершенно открытое и
без каких-либо помех. Это состояние, в котором
визуализация божества действительно может
произойти. Ничто не заслонено: эта визуализация
может свободно произойти, потому что восприятие
не предопределено. При этом мы находимся в полном
сознании. Вот почему шаматха светоносности может
свободно выйти из шаматхи таковости. Из шаматхи
светоносности может свободно выйти шаматха
коренного слога. Если бы дело обстояло не так,
зачем будды стали бы учить этому?
Однако, как только
непрерывность недвойственного осознавания
сломана и потеряна, начинает происходить
оценивающее проявление в виде рассудочного
мышления. И напротив: поскольку недвойственное
осознавание ничем не сковано, выражению его,
конечно, тоже ничто не мешает, и оно может принять
любую форму; например, форму тела Падмасамбхавы
со всеми его одеждами и атрибутами. Как только
шаматха таковости уходит, это, ничем не скованное
проявление недвойственного осознавания,
становится невозможным. Вот почему любое
наставление по стадии развития начинается с трех
видов шаматхи. Среди них шаматха таковости
соответствует Дхармакайе и пустоте. Шаматха
светоносности соответствует Самбхогакайе и
восприятию. Шаматха коренного слога, являющаяся
единством пустоты и восприятия в форме коренного
слога, превращающегося в божество, соответствует
Нир-манакайе. На внешнем уровне Дхармакайю можно
сравнить с открытым пространством, в то время как
Самбхогакайя аналогична солнечному свету.
Солнечный свет существует в открытом
пространстве. Солнцу не нужно искать другое
место для того, чтобы сиять. Когда есть
пространство и солнечный свет, создаются условия
для появления радуги, т.е. Нирманакайи. Поймите,
пожалуйста, как эта метафора проясняет ситуацию
с тремя видами шаматхи.
И опять-таки, что такое
единство стадии развития и стадии завершения? В
течение стадии развития наличествует простое
узнавания самой сути ума. В то же время выражение
ее разворачивается как стадия развития, не
прерывая узнавания сути ума. Можно сравнить
солнце со стадией завершения, а свет этого солнца
со стадией развития. Пока солнце светит, ему не
нужно искать, на что светить: оно светит, и все.
Если бы солнцу требовалось двигаться вдоль
каждого своего луча во всех мыслимых
направлениях, оно не смогло бы светить.
До тех пор, пока солнце
на месте, солнечный свет естественно и спонтанно
освещает все. Когда узнавание ума теряется, это
подобно потере солнца. Откуда взяться солнечному
свету, если нет солнца? Если потеряна Дхармакайя,
откуда взяться Самбхогакайе? Без Дхармакайи и
Самбхогакайи откуда может взяться ничем не
скованная возможность Нирманакайи? Она тоже
исчезает. Если пустая суть и воспринимающая
природа потеряны, возможности становятся
ограниченными. Безбрежные возможности
становятся ограниченным рассудочным мышлением.
Состояние, вытекающее из этого, - это состояния
неосознанности, забытья; мы сидим, ничего не зная.
Объединить стадии
развития и завершения возможно только при
истинном понимании троичного принципа сути,
природы и возможности. Когда видишь, что они
неразделимы, возможно единство стадий развития и
завершения. Если не видишь этого, единство
невозможно. Повторяю еще раз: отношение между
пустотой и восприятием похоже на проявление
солнечного света. Нет нужды смешивать солнце и
его свет, но без самого солнца солнечный свет
невозможен. Аналогичным образом, стадия развития
как беспрепятственное выражение
недвойственного осознавания не может
существовать без узнавания самой сути. Без
узнавания сути ваше внимание гонится за ее
выражением и увязает в нем. Это - в точности то,
что происходит со всеми живыми существами.
Это похоже на солнце,
гоняющееся за своим собственным светом. Если
использовать предыдущую метафору, мы забываем о
существовании пространства. Мы забываем
признать, что солнце светит. Мы постоянно ловимся
на отражение солнца в пруду. Таково уж наше
обычное мышление; нам свойственно гоняться за
отражениями.
|